Ректоры вузов – о наболевшем

-->

В центре внимания заседания Госсовета, которое состоится 31 августа, будет обсуждение приоритетов развития профессионального образования в стране. В преддверии этого мероприятия в Российском новом университете (РОСНОУ) состоялась видеоконференция ректоров вузов из Томска, Барнаула, Воронежа, Ростова-на-Дону, Омска, Екатеринбурга, Новосибирска. Они рассказали, какие проблемы их больше всего волнуют.

Открыл собрание губернатор Томской области, член Госсовета РФ Виктор Кресс, который выступит на заседании с докладом. «Уже в третий раз Госсовет обращается к проблемам образования. На этот раз их рассмотрят совместно с комиссией по модернизации экономики. Это вполне логично и объяснимо: курс на инновационное развитие страны, который проводит президент Дмитрий Медведев, немыслим без опоры на систему образования, ведущие вузы. Вопрос в том, готовы ли университеты к выполнению поставленных перед ними задач», — заметил он.

Участники видеоконференции вынесли на обсуждение целый комплекс проблем. В числе первых затронули демографическую ситуацию в стране. Речь шла о необходимости спасать от вымирания филиалы ведущих вузов в малых городах России. Не менее остро ставился вопрос необходимости концентрации совместных усилий региональных властей, работодателей и вузов по таким вопросам, как прогнозирование потребностей регионов в специалистах. В частности, представитель из Воронежской области отметил, что регион уже сегодня испытывает дефицит инженерных кадров, а в вузах при поступлении ажиотаж по-прежнему на такие специальности, как «управление персоналом».

«Демография — одна из самых болезненных проблем региональных вузов, — считает ректор Томского госуниверситета Георгий Майер. — В Сибири эта проблема усугубляется огромными территориями и их малой заселённостью. На эту проблему накладывается разная популярность предметов, которые выпускники школ предпочитают для сдачи ЕГЭ. В основном, они сдают госэкзамен по гуманитарным предметам. В результате, физико-математическое, инженерное образование оказывается под ударом». По его словам, томские вузы решили проблему набора абитуриентов в этом году, но пришли к выводу, что необходимо усиливать взаимодействие со школами. «Это сложно, но без этого уже нельзя обойтись. Страна, которая хочет заниматься инновациями в высокотехнологичных отраслях экономики, испытывает дефицит абитуриентов, способных и желающих заниматься этим, — подчеркнул ректор. — Такие выводы становятся очевидными, если сравнить средний балл по ЕГЭ у абитуриентов, поступающих на экономические и технические специальности. Эти проблемы надо обсуждать, в том числе на Госсовете, и искать их решение».

Несколько более оптимистичную точку зрения высказал ректор Новосибирского технического госуниверситета Николай Пустовой: «Мы отмечаем в этом году возросший интерес абитуриентов к естественно-научным направлениям подготовки. Вузы очень активно работают со школами, на их базе открываются специализированные классы. Так что приём абитуриентов смогли завершить после первой волны, в том числе и на инженерные специальности».

Первый проректор Алтайского госуниверситета затронул проблему льготников. В этом году по самым востребованным направлениям, таким как юриспруденция, экономика, практически все бюджетные места заняли льготники.

Комментируя это выступление, ректор Высшей школы экономики, председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования Ярослав Кузьминов сказал, что Минобрнауки должно пересмотреть правила поступления в вузы РФ для льготников и олимпиадников. «Я не понимаю, почему этого не сделали год назад. Льготникам по здоровью лучше предусмотреть грант на время обучения, а не льготы при поступлении. Этих детей не так много, чтобы государство этого не сделало».

Ещё одно предложение г-на Кузьминова — установить «правило одного вуза» для тех абитуриентов, которые поступают по итогам олимпиад.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Юрий Карабасов поставил вопрос о необходимости концентрировать ресурсы, которые выделяет государство на систему образования. «И этих ресурсов должно быть больше, — подчеркнул он. — Тема недофинансирования системы образования должна звучать, пусть и с теми оговорками, которые касаются дополнительно выделенных правительством средств (90 миллиардов рублей). Я надеюсь, что эту тему обсудят на Госсовете. В том числе затронут и проблему зарплаты преподавателей».

Ещё одна проблема — коммерциализация результатов научной деятельности, создание инновационных центров при вузах, привлечение к этой работе российских промышленников. Как неоднократно отмечали участники конференции, её решение будет зависеть от принятия государством стимулирующих льгот, в частности, налоговых. В противном случае российский бизнес так и останется вне процесса модернизации образования.

«Стимулирование развития вузовской науки — основа развития университетов, — отметил Николай Пустовой. — Приятно, что государство стало понуждать бизнес заниматься инновациями, вкладывать в это деньги. Но кроме этого требуются экономические стимулы, в первую очередь — налоговые».

В целом вузы крайне положительно оценивают новые инициативы государства по развитию научной и инновационной деятельности в вузах. «Сейчас университеты находятся в приподнятом настроении в связи с постановлениями правительства (№№ 218, 219 и 220), которые лично я оцениваю как революционные. Эти постановления стимулировали и даже в какой-то степени вынудили предприятия и вузы двинуться навстречу друг другу. До этого было много правильных слов и мало действий. Государственное вмешательство и инициатива даст большой эффект», — заметил Георгий Майер.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Наука и технологии России