Пекин заставляет иностранцев делиться технологиями

-->

Западные фирмы протестуют, но не уходят с китайского рынка

Китай закрепился в положении самого крупного экспортера мира и в этом году, как ожидается, станет второй экономической державой, обойдя Японию. Но знаменитых китайских брендов почти нет. Чтобы догнать конкурентов, Пекин потребовал от иностранных фирм, работающих в КНР, передавать ей свои технологии.

У Японии есть Sony, у Мексики – пиво Corona, у Германии – BMW, у Южной Кореи – Samsung. А попробуйте припомнить китайский бренд. Что-то не приходит в голову, пишет репортер Washington Post. Отсутствие своих знаменитых брендов – это тормоз, мешающий превращению Китая в сверхдержаву. Из-за этого китайцы на заводах вынуждены выполнять черную работу, в то время как дизайнеры и инженеры за рубежом получают щедрое вознаграждение.

Например, большая часть мобильника iPhone компании Apple делается в Китае. Но если одна из последних моделей стоит в США примерно 750 долл., то Китай вынужден довольствоваться долей в 25 долл. За производство кроссовок Nike китайцы могут рассчитывать, что им с каждого доллара от продаж достанется 4 цента.

Проблема состоит в том, что Китаю недостает инноваций. Он вынужден сшивать и сваривать товары, изобретателями и дизайнерами которых является кто-то другой. Поэтому Китай вынужден платить огромные суммы за патенты и лицензии иностранцам.

Пекин пытается преодолеть отставание в этой сфере, выделяя миллиарды долларов на поощрение инноваций китайскими компаниями, скупку иностранных предприятий. Но ставка сделана и на то, чтобы заставить иностранные фирмы, работающие в Китае, передавать их торговые секреты и патенты китайским партнерам. Иначе зарубежные компании не смогут продавать свою продукцию в КНР. Эта программа называется «Местной инновацией».

Как же реагируют на программу западные фирмы? Раньше они старались не выражать недовольство публично, опасаясь навлечь на себя гнев чиновников. Но в последнее время директора некоторых компаний выступили с критикой в адрес властей. Так, например, во время недавнего визита в КНР германского канцлера Ангелы Меркель представители концерна Siemens и химической компании BASF заявили в присутствии китайского премьера Вэнь Цзябао, что деловой климат в стране ухудшается.

Аналогичная жалоба поступила от корпорации General Electric. Премьер Вэнь отверг претензии. Тем не менее лидеры бизнеса из США и Западной Европы, работающие в Китае, боятся, что китайские компании будут копировать их технологии и использовать эти сведения в борьбе за место на мировых рынках. Ведь, по мнению западных аналитиков, в КНР нет надежных гарантий интеллектуальной собственности.

Иностранная компания «должна регистрировать свою технологию в Китае, заниматься инновациями в Китае и в некоторых случаях выпускать соответствующий продукт в Китае», – говорит Мэррей Кинг, директор фирмы Apco, которая обслуживает китайских клиентов.

Что касается России, то проблема копирования китайской стороной чужих ноу-хау затронула пока оборонный сектор. В беседе с «НГ» директор Центра анализа и технологий Руслан Пухов отметил, что Китай еще в середине 90-х годов закупал самолеты Су-27, военно-морские и другие вооружения. «Потом эти образцы были скопированы. Был выпущен, в частности, клон Су-27, с некоторыми модификациями. Он оказался менее надежным, чем оригинал. Все самолеты китайским военным пришлось вернуть обратно на завод-изготовитель.

Во время переговоров с российской стороной Китай настаивает, чтобы ему передавались лицензии. Москва на это не идет. Так что Китай, который раньше был самым крупным закупщиком российской военной техники, теперь, вероятно, не входит и в пятерку основных партнеров России в области ВТС».

По данным эксперта, Китай неоднократно пытался купить секретную информацию у российских специалистов. Во время недавнего шпионского скандала с США Россия выпустила четырех осужденных. Однако в российских тюрьмах сидит в разы больше лиц, осужденных за передачу секретов Китаю. Но сведения об этом не разглашаются, заключил эксперт.

Автор: «Владимир Скосырев»

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Независимая газета