Китайские физики создали «платформу девять и три четверти»

Плазмоны "не дают" электромагнитному излучению проникнуть в щель. Изображение авторов исследования.

Физики из Китая при помощи метаматериалов создали иллюзию стены – материалы особой структуры искривляют траекторию электромагнитного излучения таким образом, что наблюдатель вместо канала, разделяющего две стенки, видит непрерывную поверхность. Подобная иллюзия позволяла героям книг Джоан Роулинг попадать в волшебный мир через невидимый проход в стене на платформе девять и три четверти. Работа ученых опубликована в журнале Physical Review Letters.

Метаматериалами называют материалы, свойства которых определяются, в первую очередь, их структурой, а не химическим составом. Подобные материалы (а именно метаматериалы с отрицательным коэффициентом преломления) способны искривлять пути излучения таким образом, что оно, например, может огибать находящийся неподалеку от фрагмента метаматериала объект. Таким образом создается иллюзия невидимости – для наблюдателя объекта как бы не существует.

Метаматериалы можно использовать и для получения других эффектов – в частности, для создания оптических иллюзий. Авторы новой работы сумели сделать невидимым щель между двумя конденсаторами, создав на ее месте иллюзию стены. На одной из стен, представляющих собой конденсаторы, ученые разместили фрагмент метаматериала с отрицательным коэффициентом преломления и диэлектрической проницаемости. Благодаря использованию метаматериала и особому сочетанию конденсаторов и индукторов образовывались плазмоны, которые не давали излучению проникать внутрь щели (плазмонами называют квазичастицы, которые представляют собой квантования колебаний плотности электронного газа).

Пока иллюзия «работает» в радиодиапазоне при частоте излучения от 45 до 60 мегагерц. Перспективы создания подобных эффектов для излучения оптического диапазона пока довольно отдаленные – по мнению экспертов, этот процесс может занять не менее десяти лет.

В 2009 году тот же коллектив авторов опубликовал работу, в которой были изложены теоретические основы создания оптических иллюзий.