Инвестиции в стартапы: перспективы есть!

-->

23 декабря в бизнес-инкубаторе InCube Академии народного хозяйства при Правительстве РФ состоялся круглый стол на тему «Инвестиции в стартапы: итоги и перспективы (2010–2011)» Участники рынка, представители известных венчурных фондов, бизнес-ангелы, аналитики, руководители инкубаторов, и представители бизнеса попытались разобраться, каким для отрасли стартап-проектов стал уходящий год и что её ждёт в наступающем.

Принять участие в дискуссии пришли более 150 человек.

Открывая встречу, Алексей Комиссаров, руководитель бизнес-инкубатора InCube АНХ отметил, что сейчас, к сожалению, на подобных встречах слишком много теоретизируют и мало обсуждают практические кейсы. Он призвал всех участников развивать острую дискуссию и задавать самые неудобные вопросы экспертам.

Татьяна Цветкова, директор по развитию бизнеса венчурной компании Fast Lane Ventures, говоря о трендах на рынке, отметила, что самые популярные направления для стратап-проектов в уходящем году ― это электронная коммерция и рекламные технологии.

«С развитием сети Интернет бурный рост рынка online-продаж обозначился в регионах. Интернет стал массовым и доступным, ― делится наблюдением Татьяна Цветкова, ― и всё больше offline проектов уходят в сеть».

Александр Костинский, руководитель отдела инфраструктурных проектов РВК подчеркнул, что активно развивается не только IT-проекты ― в 2010 году много средств было инвестировано в медицину, фармакологию и производство. А в целом, фонды РВК за время своего существования инвестировали примерно 27% средств в IT-проекты, 29% ― в медицину. Таким образом, сейчас, по его словам, рассматривается вопрос о создании биофармацевтического фонда.

«Сейчас многие не понимают сути венчурного бизнеса, если какой-то из проектов оказался неудачным, к нам приходят и спрашивают, а кто одобрял этот проект, ― разъяснил Александр Костинский сдерживающие инвестирование факторы. ― В случае неудачи сотрудника, принимающего решение по тому или иному проекту, могут привлечь к ответственности. Пока у нас не все понимают, что рассматривать нужно не каждую отдельную венчурную инвестицию, а портфель в целом. Так начинали и Израиль, и Тайвань ― все проходят этот этап и мы не исключение».

Николай Михайловский, руководитель стартапа POIdo, который занимается развитием геоконтекстной рекламы, нового направления в интернет- и мобильной рекламе, отметил, что российское технологическое предпринимательство всё больше интегрируется в международную систему, у инноваторов «пропал страх». Он поддерживает стремление государства к модернизации и развитию инноваций, но, с сожалением констатировал, что, по его мнению, делается это чаще всего без понимания сути вопроса. К примеру, Сколково он назвал угрозой предпринимательской экосистеме.

Павел Никонов, менеджер по инвестициям венчурного фонда ABRT заявил, что в 2010 году можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции. К минусам относятся отсутствие законов, регулирующих венчурное инвестирование, слабая инфраструктура, нехватка опыта коммерциализации проектов у стратаперов. Среди положительных моментов докладчик отметил рост государственной поддержки инновационной отрасли, конец кризиса, приезд западных венчурных капиталистов и популярность слова «нано». Количество стартап-проектов, которые прорабатывал фонд в 2010, увеличилось по сравнению с предыдущими годами: стало больше как сильных проектов, так и непроработанных идей.

Павел Черкашин выступал на круглом столе сразу в двух ипостасях: как глава департамента потребительских программных продуктов и онлайн-сервисов компании Microsoft, и как бизнес-ангел. Его выступление, несмотря на то, что было завершающим, и все уже порядком устали, взбодрило зал. Откровенность и простота изложения мыслей не оставили всех присутствующих равнодушными. По мнению Павла, уходящий год не был каким-то особо удачным, не стал прорывом в стартап-отрасли. Но и 2011 год не сулит какого-то бума, для этого рынок ещё не набрал критическую массу, понадобится ещё, как минимум 2–3 года.

«Меня удручает то, что на протяжении уже нескольких лет, приходя на те или иные мероприятия, связанные со стартапами, я вижу одних и тех же людей. Наш рынок очень узкий, ― констатирует Павел Черкашин. ― Нужны свежие идеи, новые лица».

Как позитивную тенденцию Павел Черкашин отметил меняющееся отношение к предпринимательству в целом, мода на свой бизнес возвращается. Также появляющиеся признаки ликвидности дают надежду на увеличение количества проектов, а для того, чтобы рынок начал нормально развиваться, стратапов должно быть, как минимум, на два порядка больше.

В целом все участники круглого стола отметили, что предприниматель должен уметь находить средства, преподносить свой проект, «продавать» его. Сегодня только в Москве почти каждую неделю проводятся мероприятия, которые позволяют пообщаться с экспертами, получить новые предпринимательские навыки. Также необходимо транслировать как можно больше историй успеха, которых пока, к сожалению, не так много. Рынок только развивается, с этим связано много трудностей и только общими усилиями его можно раскачать и сделать по-настоящему прибыльным.


О Бизнес-инкубаторе InCube

27 мая 2010 года состоялось официальное открытие Бизнес-инкубатора при Академии народного хозяйства. Бизнес-инкубатор — это открытая некоммерческая площадка, созданная для оказания помощи начинающим предпринимателям и инноваторам.

Инкубатор является открытым, т.е. его резидентами могут быть как слушатели и выпускники АНХ, так и люди, не имевшие ранее отношения к Академии.

Сайт Бизнес-инкубатора InCube: http://incube-ane.ru

Мария Косяк, Пресс служба InCube

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (2 votes)