Экобус поможет очистить атмосферу. Новости ОЭЗ «Дубна»

-->

Анатолий Долголаптев: «Я всегда буду связывать наш проект с Дубной»

Среди ученых, разработчиков, бизнесменов, приехавших в начале декабря этого года на конференцию в особую экономическую зону «Дубна», где обсуждались механизмы формирования национальной инновационной системы, было особенно приятно увидеть Анатолия Долголаптева, доктора технических наук, в недавнем прошлом президента Союза развития наукоградов России и депутата Московской областной Думы от Дубны, ныне генерального директора корпорации «Компомаш».

Задавать вопрос, что привело этого весьма уважаемого в российских наукоградах человека на инновационную конференцию в Дубну, не приходилось: оставив депутатскую деятельность, А.В.Долголаптев вернулся в инженерную и менеджерскую сферу, проект по созданию экологически чистого транспорта, который ведет корпорация «Компомаш», на слуху в течение всех последних лет, пользуется постоянным внимание прессы. В августе 2010 года РИА «Новости» сообщало, к примеру:

РИА «Новости»:

«Экспериментальный образец городского маршрутного такси, работающего на электричестве, создали в подмосковном Королеве. Технические решения, использованные в автомобиле, получили семь международных патентов. Главное достижение проектировщиков – необычный двигатель «мотор-колесо».

«Из серийного "Дукато» мы вынули обычный двигатель и коробку передач. Сделали балку, чтобы держать два мотор-колеса. Это 36 стационарно расположенных катушек и вокруг них два ряда магнитов", – рассказал РИА Новости разработчик электроники Борис Грибов.

По его словам, КПД двигателя составляет 98 процентов. В машине практически отсутствуют изнашивающиеся механические части. Кроме того, электричество в пять раз дешевле бензина, поэтому в эксплуатации такой автомобиль намного дешевле обычного. Увеличить пробег авто на одной батарее в полтора раза проектировщикам удалось за счет применения десятилитровых наноконденсаторов, способных накапливать энергию.

«Нам удалось впервые в мире создать машину для города, которая при каждой остановке, энергию не выбрасывает в тепло тормозных колодок, а запасает в конденсаторы и потом отдает при разгоне», – сказал генеральный директор компании-разработчика Анатолий Долголаптев.

Выпуск одной электромашины в серийном производстве обойдется в полтора миллиона рублей. Это вдвое дешевле зарубежных аналогов. К тому же строить зарядные станции, уверены разработчики, будет проще и дешевле, чем новые бензозаправки».

dubna-ecobus.jpg1) Экобус «Компомаш-Соллерс».

Поэтому первый вопрос Анатолию Васильевичу, без вступлений, был о нынешнем состоянии проекта.

Проект наш – это уже очевидно  – удался, – констатировал Анатолий Долголаптев. – Мы создали экологически чистую технику – электромобиль. При этом она дешевле автомобилей с двигателями внутреннего сгорания за счет того, что новейшие разработки в сфере нанотехнологий позволили создать импульсные суперконденсаторы нового поколения. И сегодня мы возвращаем более 90% энергии торможения автомобиля назад в движение. Это позволило резко уменьшить аккумуляторную батарею, которая на 70% определяет стоимость электромобиля. Плюс к тому: применение совершенно нового привода мотор-колесо позволило скомпоновать очень хорошую технику с выдающимися – без преувеличения – характеристиками.

По сути, речь идет о новом поколении экологически чистого транспорта, который стал теперь конкурентным, и говорить «дорого» об электромобилях уже не приходится.

Проект важен не только с экологической и экономической точек зрения, он имеет и социально-политический характер. Вы знаете, что выбросы автотранспорта составляют очень большую часть от общих антропогенных выбросов в атмосферу (в среднем 40%, а в Москве, например, все 96). Кроме того, автомобили являются главным источником парниковых газов, вызывающих глобальные изменения климата, что, кстати, стало основной причиной жары летом уходящего года, а значит, и пожаров. Единственным радикальным решением проблемы является переход от двигателей внутреннего сгорания к электрическому приводу. Этот процесс, по единодушному мнению экспертов, неотвратим.

А для меня это не просто техническое решение, очень серьезное, перспективное. Это выражение моих многолетних политических позиций: мы на самом деле страна инженеров и ученых очень хорошего уровня, и мы в состоянии делать такие вещи, что остальной мир будет аплодировать.

Сегодня первый же проект, который я как бизнесмен (и менеджер сначала) придумал, потом организовал, переходит в стадию промышленной реализации. И это показывает, что в нашем научно-промышленном, в первую очередь, оборонном, комплексе до сегодняшнего дня есть потенция, которая позволяет нам уверенно смотреть вперед. Мы должны развить в себе самоуважение, профессиональное, политическое и общественное. В этом смысле Дубна всегда была исключением, и я искренне радуюсь за город и его жителей, потому что инновационные процессы у вас, несмотря на все трудности, все же происходят гораздо более эффективно и интенсивно, чем в других местах. Могу сказать, что глава Фонда «Сколково» В.Ф.Вексельберг, которого я привозил в Дубну в апреле этого года, был удивлен тем, что здесь увидел: оказывается, даже без президентского благоволения кое-что можно сделать.

Если проект экологически чистого транспорта получится, я его всегда буду связывать с Дубной, потому что от вас я всегда набирался поддержки. По жизни приходилось очень непросто, иногда – откровенно погано, но поддержка Дубны для меня очень многое значила.

Намерение стать резидентом особой экономической зоны в Дубне сохраняете?

Да, один из разговоров в кулуарах нынешней конференции – обсуждение проекта по созданию производства суперконденсаторов нового поколения именно в Дубне, в рамках создаваемого здесь наноцентра.

Сопротивление традиционных производителей не пугает? Созданы (и продолжают создаваться) огромные мощности автомобильных заводов, не только в стране, но и по всему миру. Как сможете все это преодолеть?

Начинать нужно не с автомобильных заводов, а с потребностей общества. Именно эти потребности – главное, ради чего заводы строятся, они зарабатывают на этих потребностях. Поэтому наша первая машина, будет сделана на базе выпускаемой в России (в Елабуге) компанией Соллерс модели «Фиат Дукато». Мы ее назвали «Экобус Компомаш-Соллерс». К концу года планируем создать уже полноценные опытные образцы, чтобы после сертификации можно было переходить к серийному производству новой техники.

dubna-2.jpg2) Новый городской автомобиль вызывал живой интерес прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Фото из газеты правительства Москвы «Тверская, 13»

При этом экобус сделан практически без каких-либо изменений: мы просто вынули энергосиловой дизельный агрегат и поставили нашу экологически чистую систему. Как видите, существующие мощности автозаводов могут быть использованы и для производства электромобилей. Сегодня выяснилось, например, что даже «Газель», которую, казалось бы, списали со счета, если ее оснастить нашими системами, станет машиной совершенно другого качества.

Другое дело, что могут возражать те, кто продает бензин. Но они тоже не едины. Есть умные (позволю себе такое определение) нефтяники, которые говорят: никуда мы не денемся, нефть добывать все дороже, природные запасы истощаются, сопротивление экологов нарастает… Было бы эффективнее поменьше перегонять нефть на бензин, а пускать ее в нефтехимию на действительно очень нужные вещи. Поэтому разумные люди в нефтяном бизнесе даже поддерживают наше направление. Другое дело, что для криминальных структур, владеющих бензоколонками, это, действительно, проблема…

dubna-1.jpg3) Генеральный директор корпорации «Компомаш» Анатолий Долголаптев и представитель Инновационного центра «Сколково», руководитель проектов группы компаний «Ренова» Михаил Лифшиц на конференции в ОЭЗ «Дубна».

Ваш электромобиль может применяться, скажем так, «для домашнего пользования»?

Пока развитие этого направления все-таки связано с групповым использованием автомобилей, когда несколько десятков их собраны в одном месте, – это первый этап. Мы посчитали для Москвы: есть примерно 500 тысяч автомобилей, наиболее загрязняющих атмосферу, из общего количества 3,5 миллионов (не считая приезжих). На долю этих 500 тысяч автомобилей приходится 60 процентов выбросов: это все, кто регулярно возит хлеб, мусор, школьные завтраки, почту, маршрутные такси, автобусы и т.д. Поэтому первоначально мы развиваем систему группового потребления, для общественных перевозок. А потом, когда такая система будет создана, можно будет и индивидуального потребителя подключать.

Назову еще два преимущества электромобилей: во-первых, в отличие от всех других видов энергии, электричество есть практически везде (заряжается наша аккумуляторная батарея от обычной сети). Во-вторых, если заряжаться ночью (а машины для общественных перевозок ночью, как правило, стоят), то нам еще и энергетики «спасибо» скажут: забрать у них ночью энергию – значит, резко поднять их экономические показатели (дело здесь не только в цене на электроэнергию, это очень сложная техническая проблема – сбрасывать ее производство по ночам и наращивать днем). Безусловно, это еще один экономический стимул для того, чтобы новый транспорт появился.

Подготовила Вера Федорова

Фото Татьяны Андреевой.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.9 (8 votes)
Источник(и):

Dubna-oez.ru