Высшая школа: современные приоритеты современные приоритеты

-->

В конце января Госдумой РФ принят закон о федеральных университетах. Иначе говоря, создаются условия для конкурентоспособности и приоритетности вузов, способных осуществлять свою деятельность в новых условиях. Это в свою очередь должно повлечь и сокращение неперспективных вузов. Столь жесткие правила устанавливаются для того, чтобы высшая школа в условиях рыночной экономики могла выпускать «кондиционных» специалистов, способных реализовать свой потенциал в инновационной экономике и быть готовыми к научно-исследовательскому поиску в условиях новых технологий. Но что же делать остальным, традиционным, вузам? Ведь и их существование вполне оправдано. И они выпускают пусть и не гениев, но необходимых для промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования специалистов. И здесь вопросов больше, чем ответов. Свое видение этих проблем высказывает председатель Совета ректоров вузов республики, ректор ДГТУ, профессор Тагир Исмаилов

Ismailov_0.jpg

Тагир Абдурашидович, Вы возглавляете Совет ректоров Дагестана. Что сегодня происходит в высшей школе республики, и в каком направлении движется реформа образования?

Недавно Президент РФ Д.Медведев заявил об укрупнении вузов. В январе Госдума РФ на законодательном уровне утвердила положение о создании федеральных вузов. Определены регионы, призванные стать крупнейшими научно – исследовательскими базами вузов. Чем это вызвано? И как это отразится на нашей республике?

Современное состояние экономики, характеризуемое возрождением производства во многих отраслях народного хозяйства, требует подпитки новыми концептуальными подходами, обеспечивающими ее эффективное развитие. Одним из подходов и действенным рычагом, способствующим эффективному и конкурентоспособному развитию народного хозяйства, должна стать инновационная деятельность как в территориальных рамках, так и в отраслях. Базой для такой деятельности в большей мере является система высшей школы, обладающая мощным научно-техническим потенциалом и играющая роль моста, соединяющего науку и производство. Для создания инновационной экономики и инновационного производства необходимы специалисты высокого уровня, владеющие современными технологиями, обладающие рыночным мышлением и конкурентоспособные на международном уровне. Поэтому система высшего профессионального образования действительно нуждается в реформировании, и основной задачей реформирования является повышение уровня качества подготовки специалистов.

В настоящее время принят закон о федеральных университетах, согласно которому будет создано небольшое количество укрупненных федеральных университетов. Другая часть вузов получит статус исследовательских, национальных, инновационных, часть государственных вузов, думаю, будет иметь статус региональных. На сегодня созданы три федеральных вуза:

Сибирский, Южный и Дальневосточный, которые являются своего рода крупными учебно-научными центрами по развитию инновационных технологий в регионах. Они же созданы для решения конкретных крупных, долгосрочных инновационных проектов, а не просто для объединения нескольких вузов. Не ставится цель просто укрупнить или сократить вузы. Как показывает опыт, простое слияние чаще всего не дает ожидаемого так называемого синергетического эффекта, и от этого качество подготовки специалистов не улучшается.

Такая реформа вызвана, во-первых, тем обстоятельством, что современному обществу требуется новая система инновационного обучения, ориентированная на будущее, основанная на новых социокультурных принципах и новых моделях обучения, способствующая формированию новой культуры мышления и действия. Во-вторых, необходимостью создания условий для конкурентоспособности и приоритетности вузов в условиях усиливающейся международной конкуренции в этой области и, наконец, целесообразностью сокращения неперспективных вузов и многочисленных «искусственно» созданных филиалов.

Что касается республиканских вузов, то, на мой взгляд, все государственные вузы должны быть сохранены. В Дагестане уже много лет функционируют специализированные вузы, и они были целенаправленно созданы для обеспечения предприятий и организаций республики необходимыми кадрами. Что сейчас изменилось? Разве уменьшилась потребность в учителях, врачах, инженерах, ученых? Конечно, нет. Более того, эти потребности возросли и количественно, и качественно. Аграрная республика не может развиваться без специалистов сельского хозяйства, не может быть устойчивого развития экономики без инженерно-технических кадров, республика занимает не лучшие позиции в стране и по обеспеченности населения врачами, учителями и другими высококвалифицированными кадрами. В Дагестан в обозримом будущем не приедут специалисты из центральных городов России, как это было в 50-е и 60-е годы прошлого столетия.

С учетом опыта работы специализированных государственных вузов республики вектор модернизации высшего образования следует ориентировать не по направлению слияния существующих государственных вузов с последующим уменьшением количества обучаемых, а по ужесточению требований к качеству подготовки специалистов и созданию условий для качественной организации образовательной деятельности. В то же время необходимо понимать, что сложившаяся система образования даже с учётом тенденций её реформирования не разрешает возникающих противоречий, связанных с новыми социально-экономическими и культурно-образовательными условиями и потребностями развития дагестанского общества. Поэтому проблемы образования заключены не столько в финансировании, сколько в целях содержания и характере самого образования. Только глубинное и содержательное реформирование всего образования может способствовать его полноценному проявлению в качестве фактора устойчивого развития дагестанского общества. И только преодолевая нынешнее состояние, преобразуя содержание всего образования, формы и способы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение образовательного процесса, выращивая иную профессионально-педагогическую культуру, существующие ныне системы образования могут ответить на вызов времени и стать действительным ресурсом развития Дагестана и страны в целом.

В складывающейся ситуации необходимо, на мой взгляд, выработать единую политику развития вузов Дагестана и даже региона и разработать проект федеральной целевой инвестиционной программы развития системы высшего образования в таком проблемном регионе, как Дагестан. В рамках такой программы следует, на мой взгляд, предусмотреть создание эффективного механизма горизонтальной интеграции вузов республики на уровне кадрового, научного, информационного и других ресурсов и создание межвузовской инфраструктуры по выработке и реализации корпоративных предложений по совершенствованию системы высшего образования в Дагестане. При этом нужно исходить из понимания того, что само занятие образовательной деятельностью уже накладывает на вузы определенную ответственность перед обществом и государством. Поэтому все вузы должны быть заинтересованы в выработке единой политики, одобренной общественностью, в сфере образования не только нашей республики, но и всего региона.

Качество образования. Сегодня оно оставляет желать лучшего. И наши выпускники остаются невостребованными из-за их слабой подготовки. И если говорить о создании инновационной экономики, то соответственно возрастают требования к образовательному цензу будущих специалистов…

Качество образования – это центральный вопрос любой системы образования. Основной фронт «борьбы» в сфере модернизации образования проходит по линии улучшения его качества. Современная жизнь предъявляет повышенные требования к качеству образования, и не секрет, что именно этот критерий послужит главным аргументом в естественном отборе, который ждёт вузы в ближайшем будущем. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки планирует разработать новую модель требований к вузам по их Государственной аккредитации. Она прежде всего будет работать против тех высших учебных заведений, которые фактически занимаются выдачей «корочек», а знаний не дают. «Мы не собираемся сокращать число вузов. Но те вузы, которые не будут соответствовать новым требованиям, должны за это отвечать, вплоть до сокращения. Социально-экономическое развитие страны диктует более жесткие требования к образованию. Нельзя в 2008 году предъявлять к вузам требования, сформулированные в 1995 году», – отмечает руководитель Рособрнадзора Л. Глебова. Вузы, не обеспечивающие реальные условия для обучения и профессионального развития молодого человека, в том числе не имеющие материально-технической базы и кадрового потенциала, однозначно должны прекратить свою деятельность. Поэтому перед нашими вузами стоит задача существенно улучшить качество подготовки специалистов.

В качестве примера хочу рассказать о том, как мы у себя решаем задачу обеспечения качества подготовки кадров. В университете разработана и принята на Ученом совете внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов, которая позволяет отслеживать не только рейтинг студентов, ППС, но и кафедр, факультетов. Все нормативные акты, входящие в эту систему, разработаны на основании федеральных законов, ведомственных положений, инструкций и Устава университета. В рамках этой системы в вузе регулярно проводятся контрольные мероприятия: рейтинг-контроль, промежуточная аттестация, выборочный контроль остаточных знаний студентов, рейтинг кафедр и факультетов. Полученные результаты анализируются на заседаниях ректората, советов факультетов и Ученого совета университета.

Одной из важных мер по повышению качества подготовки будущих специалистов реализуется модель развития, позволяющая нашему вузу развиваться как исследовательскому инновационному университетскому комплексу технического профиля. Исследовательский инновационный университет – это университет с глубокой интеграцией научной, образовательной деятельности, обеспечивающий устойчивое развитие, качество и востребованность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, опережающее кадровое и научно-техническое обеспечение национальной экономики по приоритетным отраслям народного хозяйства.

В рамках реализации такой модели развития вуза за последние годы открыты новые специальности, востребованные экономикой республики, в том числе по перспективным отраслям материального производства. Сегодня университет ведет подготовку дипломированных специалистов по 59 специальностям.

Важной инновационной составляющей любого вуза и особенно технического является уровень информатизации. Нам удалось поднять ее на качественно новый уровень. В настоящее время университет располагает более чем 1300 компьютерами, из которых 1240 станций класса Pentium. Рабочими станциями оснащены 63 компьютерных класса, факультеты и кафедры, администрация, ИВЦ и другие структурные подразделения. Более 80 % рабочих станций подключены к единой корпоративной сети и имеют выход в Интернет со скоростью 6 Мбит/сек. Только в 2007 году в 3 раза увеличена пропускная способность внешнего канала связи, используемого для выхода в Интернет. Ведутся работы по расширению пропускной способности оптико-волоконного канала связи, соединяющего корпуса университета.

Ежемесячно подразделениям университета выделяется Интернет-трафик. В целях популяризации современных информационных технологий и повышения эффективности их использования в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности предоставляется бесплатное рабочее время для доступа в Интернет всем студентам, аспирантам и сотрудникам университета. На сервере электронной почтовой службы университета зарезервировано более 100 адресов электронной почты, из которых активно используется 53 адреса.

Внедрена и развивается автоматизированная информационно-библиотечная система «Фолиант», которая включает в себя АРМы: «Администратор», «Каталогизатор», «Поиск в ЭК», «Комплектование», «Движение фонда», «Учет читателей и книговыдача», «МБА», «Книгообеспеченность». Приобретены и введены в эксплуатацию две серверные станции с АИБС «Фолиант», произведено подключение сервера к библиотечной системе «Корпоративная электронная библиотека Южного федерального округа» (КЭБ ЮФО). Разработан проект локальной информационной сети библиотеки на 20 точек доступа, которая интегрирована в единую корпоративную сеть университета. Ресурсы электронной библиотеки интегрированы во всемирную глобальную компьютерную сеть – Интернет. Функционирует электронный читальный зал, пользователи которого могут получить доступ как к внутренним, так и к внешним информационным ресурсам.

В июле 2006 года в целях решения задач комплексной информатизации университета был образован Центр современных информационных технологий, который является одним из крупнейших в Российской Федерации.

Центр оснащен современными высокопроизводительными серверными станциями и рассчитан на 180 рабочих мест, которые располагаются на площадях более чем 600 кв.м, все рабочие станции имеют выход в Интернет по высокоскоростному оптико-волоконному каналу связи и объединены в единую корпоративную сеть университета, что позволяет обеспечить доступ пользователям Центра ко всем информационным ресурсам. На рабочих станциях и серверах Центра размещена обширная библиотека программных средств, в которой хранится более 200 специальных программных продуктов, используемых в учебно-научном процессе.

В плане повышения качества выпускаемых специалистов принципиальное значение мы придаём подготовке и переподготовке педагогических кадров. С этой целью открыты: аспирантура по 42 специальностям, докторантура по 4 специальностям, функционируют диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций.

О качестве образования можно судить по такому фактору, как успешно студенты вуза участвуют в различных олимпиадах, конкурсах. Хочу отметить, что многие наши студенты ежегодно принимают участие в международных, всероссийских, региональных, республиканских и вузовских олимпиадах и конкурсах, и большинство из них занимают призовые места. Свежий пример: в 2008 году на Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства наши студенты и преподаватели завоевали 53 призовых места в различных номинациях, в том числе 18 золотых медалей. На конкурсе вузов России наш университет дважды (в 2004 и 2005 годах) признан лауреатом конкурса золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России».

В учебно-научный процесс подготовки специалистов привлекаются специалисты и руководители производственных сфер и отраслей народного хозяйства Республики Дагестан, являющиеся основными работодателями для выпускников. Они привлекаются не только как преподаватели, но и как руководители структурных подразделений, которые имеют возможность существенного влияния на развитие учебно-научного процесса, в том числе объединяя потенциалы кафедры и предприятия или отрасли.

Интеграции образования, науки и производства в значительной мере способствует создание в университете факультета повышения квалификации и переподготовки кадров.

Руководящие работники и специалисты отраслей народного хозяйства, привлекаемые к повышению квалификации, представляют свои производственные вопросы, которые в последующем, как правило, перерастают в научно-производственные финансируемые взаимоотношения.

В современных условиях рынка труда предприятия-партнеры готовы создавать с вузами совместные структуры, способствующие объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциалов для повышения качества подготовки специалистов и повышения эффективности производства. В частности, возрождается потребность в базовых кафедрах, меняется их функциональная, нормативно-правовая и экономическая модели. Для реализации этой модели взаимодействия университета с производственной сферой на заводах, в НИИ и на предприятиях открыты учебно-научные лаборатории кафедр университета. Это позволяет организовать учебный процесс студентов при непосредственном их участии в производстве, а также вести научно-исследовательскую работу по заявкам и интересам предприятий.

Всё это позволило нам открыть совместные учебные, научные и инновационные центры с известными во всем мире компаниями: Softline – авторизованный партнер крупнейших мировых производителей программной продукции; «Analog dеviсеs» – совместный с американской фирмой учебно-исследовательский центр; центр по исследованию и проектированию сейсмостойкости зданий; центр экспертизы и аудита в строительстве; республиканский инженерный центр по комплексной автоматизации; маркетинговый центр; крупнейший в республике Интернет-центр; инновационно-инвестиционный центр; технопарк Республики Дагестан; НИИ «Микроэлектроники и нанотехнологий»; НИИ «Региональных экономических проблем»; НИИ «Прогноз», а также другие научные и учебно-исследовательские структурные подразделения по профильным для университета направлениям. Так что выше приведена только маленькая часть «географии» наших успешных проектов и контактов по сотрудничеству с менеджерами реального сектора экономики.

Вопросы востребованности выпускников вузов и их последующей трудовой деятельности в соответствии с полученными в вузе специальностями неоднократно затрагивались Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в своих выступлениях, в которых отмечалась их важность с точки зрения эффективности использования государственных средств на содержание вузов. Эта важнейшая проблема должна быть вынесена на передний план деятельности вузов не только с позиции максимального использования профессионального потенциала выпускников, но и обеспечения непрерывной связи с действующим производством и экономикой посредством выпускников, а также слушателей факультета повышения квалификации.

Другой, не менее важный, аспект. Что Советом ректоров предпринимается в отношении обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов? В частности, речь идёт об «армии» экономистов – юристов – врачей. Республика ощущает их избыток…

В настоящее время этот вопрос особенно актуален. Думаю, что абитуриенты, поступающие в вузы за дипломами, а не за знаниями, есть и у нас в республике. Их не меньше, может быть, больше, чем в других регионах. Я могу сказать по части технического университета. Те абитуриенты, которые к нам поступают за дипломами, а не за знаниями, наш вуз не заканчивают. Почему? В частности, внедренная в образовательную деятельность «Система управления качеством подготовки специалистов», сопровождаемая программным комплексом АСУ «ВУЗ», позволяет в течение всего периода учебы отслеживать студента не только по итогам экзаменационных сессий, но и по ежемесячным оценкам, посещаемости занятий, активности самостоятельной и научной работы, наличию нарушений учебной дисциплины, качеству прохождения практической подготовки и другим показателям. Эти данные имеются в электронной базе, хранятся и анализируются по специальной программе, и выводится рейтинг студента. Конечно, студентам с низким рейтингом мы даем шанс на учебу, а если он не использует этот шанс, то отчисляем. Таким образом, примерно 25–30% студентов у нас отсеивается в период учебы. Невозможно работать программистом, не зная программирование, невозможно работать проектировщиком, не зная чтения чертежей и методы расчета и т. д.

Мы видим, что сегодня потенциал наших действующих экономистов не очень четко и однозначно ориентирует экономику республики на динамичное развитие. Поэтому важен не количественный показатель, а качество подготовки специалистов, в том числе и экономического профиля. В нашей республике важнейшей проблемой является безработица.

Хороший экономист – профессионал способен прямо или косвенно влиять на создание новых рабочих мест путем создания новых предприятий или путем развития и расширения существующих предприятий. Мы же видим, что у нас в республике происходит. Там, где работают хорошие специалисты, менеджеры и экономисты, предприятия развиваются, создавая новые рабочие места, расширяя производственную и социальную инфраструктуры. Поэтому от качественных специалистов в полной мере зависит уровень экономического развития.

Нельзя суммировать сегодняшнюю потребность республики в экономистах, юристах и готовить их только в этом количестве. Здесь следует учесть многие факторы, в том числе перспективу развития отраслей, естественную убыль, миграцию специалистов и др. Также следует отметить, что в последние годы государственное задание на подготовку специалистов экономического и юридического направления снижается, в том числе это коснулось и вузов, расположенных в РД. Однако желающих получить экономическое образование на рынке образовательных услуг не снижается. Многие из них обучаются на платной основе. Как быть? Не разрешать? Закрывать и создавать дефициты? Это мы уже «проходили» и знаем, что такие действия только повысят ажиотаж и вызовут «болезнь» дефицита. Поэтому я убежден, что решение вопроса количества специалистов, в том числе экономического и юридического профилей, необходимо искать через качество их подготовки. Рыночные условия, в том числе в сфере образовательного рынка, должны эволюционно вытеснить образовательные учреждения, которые готовят некачественных специалистов. Другое дело, когда множество филиалов различных вузов, которые не имеют ни материальной базы, ни кадрового потенциала, ни библиотеки, тем самым вводят абитуриентов в заблуждение и выдают дипломы под брендом центральных вузов. Работу таких филиалов необходимо отражать в СМИ не только в форме объявлений о приеме на обучение, но и по их реальной образовательной деятельности и по наличию условий для подготовки специалистов высшей квалификации, и, конечно, их следует закрыть законным путем.

Ситуация с ЕГЭ. В этом году он обретает законную силу и из разряда экспериментов переходит в рабочий режим. Насколько вузы подготовлены к приёму «без экзаменов»? И что делать тем, кто «провалил» ЕГЭ?

Действительно, в текущем году эксперимент по введению ЕГЭ завершён, и необходимость сдачи ЕГЭ с 2009 года закреплена Федеральным законом. Все государственные вузы республики в прошедшие четыре года в порядке эксперимента проводили приём с учётом ЕГЭ и имеют соответствующий опыт. Правда, в школах республики ЕГЭ в прошлом году проводился только по двум дисциплинам – математика и русский язык, и, соответственно, вузы проводили свои дополнительные вступительные испытания по одной или двум дисциплинам из числа рекомендуемых на соответствующие специальности.

С текущего года приём в вузы будет осуществляться полностью на основе результатов ЕГЭ, которые должны проводиться в пунктах их приёма, организованных республиканской ГЭК (государственной экзаменационной комиссией) по ЕГЭ. Выпускники образовательных учреждений, желающие поступить в тот или иной вуз, должны в обязательном порядке сдать ЕГЭ по тем дисциплинам, которые определены в зависимости от вуза и выбранной специальности и оговорены в правилах приёма. Поступающие на специальности творческой направленности сдают дополнительно творческий экзамен в вузе. Форму проведения дополнительного творческого экзамена определяет вуз, в который поступает абитуриент.

Должен отметить, что предметы, по которым следует сдать ЕГЭ и творческий экзамен, которые должны быть сданы при поступлении на специальности и направления, жестко оговорены в приложении к приказу Министерства образования и науки РФ №365 от 28.11.2008г. Так что вузы должны выполнять эти условия. Без вступительных испытаний в вузы принимаются: победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд России, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, сформированных в порядке, определяемом Министерством образования и науки РФ, чемпионы Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр (на соответствующие профильные специальности) и другие категории абитуриентов, оговоренные правилами приёма. Уверен, что все государственные вузы республики подготовлены к приёму абитуриентов по системе ЕГЭ.

Те выпускники, которые провалили ЕГЭ, не получат аттестат зрелости. Если выпускник провалил математику или русский язык, то у него будет шанс пересдать один предмет и получить аттестат зрелости.

Желающим учиться в вузе следует определиться, какие предметы по выбору нужно сдать для поступления на ту или иную специальность. Выбор должен быть основан на перечне вступительных испытаний по каждой специальности, который вузами объявлен до 1 февраля 2009 г. До первого марта выпускник должен подтвердить свой выбор, написав заявление в школе.

В свидетельство о ЕГЭ выставляются результаты по тем предметам по выбору, по которым будет преодолен минимальный порог, установленный Рособрнадзором. Если выпускник, сдавая предмет по выбору, не получает минимального количества баллов, то может пересдать его только на следующий год.

Кроме того, следует заметить, что в начале июня Рособразование установит количество баллов, соответствующее пороговому значению. При этом вузы имеют право поднять пороговое значение количества баллов по своему усмотрению. Право сдать документы в вуз будет иметь абитуриент, у которого количество баллов выше установленного порогового значения по дисциплинам вступительных ЕГЭ, устанавливаемых вузом.

Лицензирование высших учебных заведений и многочисленных филиалов российских, зарубежных вузов порой доходит до абсурда, когда так называемые «вузы» располагаются в типовых квартирах или полуподвальных помещениях. Можно судить о «качестве» подготовки их выпускников. Кто контролирует эту ситуацию?

Высшее профессиональное образование Республики Дагестан интегрировано в общероссийскую высшую школу более чем другие отрасли. В его составе в настоящее время более 70 вузов и филиалов вузов других регионов, а в последнее время к ним прибавилось полтора десятка представительств вузов. Из них 5 федеральных вузов, являющихся базовыми для республики, сформировали свою материальную базу, научно-технический и педагогический потенциал за 40–70 лет. Во многом кадровое благополучие этих вузов определено лучшими научными и научно-педагогическими центрами России и других стран СНГ. Они располагают уникальными научно-педагогическими школами, научными лабораториями, ежегодно пополняют кадровый потенциал региона и страны и в достаточной мере успешно развиваются.

Лицензирование высших учебных заведений, филиалов находится в ведении Рособразования. Был период, когда филиал того или иного вуза можно было легко открыть. Как и следовало ожидать в такой ситуации, в Дагестане было открыто множество филиалов и представительств. Многие из них действительно располагаются в неприспособленных для учебного процесса помещениях. У них нет своих подготовленных кадров. О качестве выпускаемых специалистов здесь говорить и не приходится. Эти несостоявшиеся филиалы и вузы в значительной мере подрывают престиж высшего образования. Более того, наносят большой вред экономике республики тем, что их выпускники, не получив полноценное образование и квалификацию, иногда оказываются на очень ответственных должностях и принимают порой катастрофические для экономики решения. По сегодняшнему состоянию общества и инфраструктуры городов и районов РД можно судить об уровне квалификации этих специалистов. Куда ни кинься, там проблемы. У нас проблемы с экономикой, с преступностью, соблюдением законов, развитием производства, созданием рабочих мест, лечением больных, обучением детей, даже с соблюдением правил дорожного движения. И мы хотим, чтобы эти проблемы решали и решили недоученные специалисты? А вот с торговлей у нас нет проблем. Сколько рынков и магазинов открылись за последние годы, вы видите. Состояние образования – это барометр уровня развития общества, и первые признаки его оздоровления должны проявляться в системе образования.

В настоящее время лицензионные и другие аккредитационные требования ужесточаются. Например, по новым аттестационным требованиям, если филиал вуза не аттестован, то головной вуз может остаться без аккредитации. Поэтому в последнее время многие вузы освобождаются от несостоятельных филиалов. В частности, в прошлом году к нам обратилась прокуратура РД с просьбой оказать содействие в оценке образовательной деятельности филиалов вузов, в которых готовят специалистов юридического направления.

Советом ректоров вузов РД была сформирована межвузовская комиссия и проведена проверка более чем 30 филиалов во многих городах республики, и результаты представлены в прокуратуру. В 16 филиалах были обнаружены нарушения требований образовательного законодательства, и этими филиалами занималась прокуратура. Например, было обнаружено, что во многих филиалах работают одни и те же преподаватели. Некоторые преподаватели с учёными степенями и званиями умудрялись проводить занятия в нескольких филиалах. О каком качестве работы, научных исследованиях и новых педагогических технологиях можно говорить?

Следует подчеркнуть, что высшее образование состоит из двух составляющих: профессионального и образовательного. Если профессиональная составляющая позволяет формировать специалиста в конкретной области знаний, то образовательная составляющая формирует уровень интеллекта, культуры, цивилизованности и миропонимания, из которых складывается уровень развития личности.

ДГТУ входит в число лучших вузов республики и страны. На базах его научных подразделений созданы: научный центр мониторинга, инновационно-инвестиционный центр, инженерный центр по комплексной автоматизации, центр современных информационных технологий и т.д. Насколько уровень подготовки инновационных специалистов соответствует требованиям времени и дагестанской экономики? Ведь сегодня в республике промышленных предприятий, а уж тем более инновационных, крайне мало. И поэтому идёт утечка мозгов в другие, более самодостаточные регионы.

Развитию инновационного потенциала вуза во многом способствует создание центров, лабораторий, конструкторских бюро совместно с научными и производственными организациями. Этому вопросу мы придаём особое значение. Например, в этом году в университете создан Международный учебно-научный центр ДГТУ и компании Softinе, являющейся официальным представителем в России корпорации Microsoft, центр экспертизы и аудита в строительстве при непосредственном участии Правительства Республики Дагестан и соответствующего отраслевого министерства, а также ряд других центров и лабораторий. Большая работа проводится инновационно-инвестиционным центром университета, деятельность которого направлена на ускорение процесса разработки и внедрения перспективных инновационных проектов и наукоемких технологий в производство.

Сотрудники университета активно принимают участие в программе «Старт», проводимой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По результатам конкурсов 10 проектов поддержаны этим фондом. Малые предприятия, созданные для реализации данных проектов, вошли в функционирующий при университете бизнес-инкубатор. Они получили поддержку вуза, базируются на его площадях, используют приборную базу университета. Для эффективного функционирования бизнес-инкубатора разработана рассчитанная на 3–4 года схема развития малых предприятий в бизнес-инкубаторе, которая предусматривает системный четырехэтапный процесс прохождения. Реализуется постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 676 «Об университетских комплексах». На базе университета для объединения усилий при решении актуальных задач развития общего, специального и высшего профессионального образования создан университетский комплекс технического профиля Республики Дагестан, включающий в себя более 30 образовательных, научных и производственных учреждений. В техническом университете создан и активно развивается ряд интегрированных научных и образовательных структур.

Активное развитие научных исследований в области нетрадиционных возобновляемых источников энергии и термоэлектрического приборостроения позволило создать научно-исследовательский центр термоэлектричества и нетрадиционных источников энергии, предметом деятельности которого являются фундаментальные и прикладные аспекты термоэлектрического охлаждения генерации электрической энергии, получение электрической и других видов энергии на основе нетрадиционных источников. Коллективом центра за последние годы проведен ряд исследований, выполняемых в рамках научно-технических программ Министерства образования и науки Российской Федерации, а также других министерств и ведомств. Полученные результаты защищены патентами, апробировались на российских и международных выставках, где были отмечены призами и медалями. Ряд разработок внедрен в производство. К работе в центре привлекаются аспиранты и студенты университета.

При вузе открыт маркетинговый центр, в функции которого входит проведение маркетинговых исследований региона в области подготовки кадров и новых наукоемких технологий, разработка методологии и частных методик мониторинга рынка труда и рынка услуг в сфере профессионального образования, внедрение эффективных механизмов прогнозирования рынка труда и научной продукции в приоритетных научно-образовательных направлениях.

Исследования в области радиоэлектроники, теплоэнергетики, машиностроения, строительства, приборостроения, компьютерных технологий ведутся в научно-исследовательских и инновационных центрах и лабораториях, таких, как НИИ «Микроэлектроника и нанотехнологии», межвузовская научно-исследовательская лаборатория современной техники, технологий и биомедицинской электроники, республиканский инженерный центр по комплексной автоматизации, научно-исследовательская лаборатория технологии строительного производства, межвузовская научно-исследовательская лаборатория химических реактивов, проектно-конструкторское бюро по обследованию зданий и сооружений и др.

Воспроизводство и наращивание интеллектуального потенциала университета невозможно без активного привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности без ее закрепления в университете и обеспечения преемственности научно-педагогических школ. Вузовская наука способна обеспечить интеграцию образовательного и исследовательского процессов, раннюю профориентацию молодого ученого, подготовку его к научно-педагогической карьере.

С целью развития данного направления научно-исследовательской работы студентов в техническом университете организован учебный научно-исследовательский центр «Современные электронные элементы и технологии». Целью деятельности центра является подготовка высококвалифицированных кадров в области цифровой обработки сигналов, привлечение студентов к научно-исследовательской работе.

В последние годы в вузовском образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. Современный этап развития мирового сообщества имеет тенденцию к расширению международных образовательных связей, созданию предпосылок для построения общего мирового образовательного пространства, укреплению партнерских отношений.

Возникновение программ международного сотрудничества и партнерства в сфере образования создало условия для заключения договоров о научно-техническом, образовательном и культурном сотрудничестве. Такая область сотрудничества в ДГТУ представлена договорами с университетами г. Пуатье (Франция) и Гомельским государственным техническим университетом имени П.О. Сухого (Беларусь). Тематически ориентированное сотрудничество ДГТУ выражено участием в европейском образовательном проекте TEMPUS в области пищевых технологий. Результатом участия в проекте TEMPUS TACIS «Применение Болонского процесса в технических университетах Северного Кавказа» является выдача европриложения к диплому по специальности «Технология бродильных производств и виноделия». Основной целью проекта было внедрение системы ECTS, проведение сравнительного анализа учебных планов. Европартнерами по проекту были Мюнхенский технический университет (Германия), Университет Гент (Бельгия), Высшее учебное заведение сельскохозяйственной и пищевой промышленности (Франция).

Разнообразие вузов во всем мире ведет к конкуренции и сотрудничеству образовательных учреждений сферы высшего профессионального образования. Преподаватели ДГТУ принимают участие в различных международных проектах (проект «Поддержка участия России в Европейских научно-исследовательских программах» (RUSERA), программы INCO и FP6), информационных днях по европейским программам научно-технического сотрудничества, INCO-ярмарках, международных конференциях («Инженерные проблемы развития больших городов» AFES Франция), всемирных конгрессах (МАПРЯЛ) и издаются в зарубежных научных журналах (Франция, Япония и т.д.).

Университет участвовал в IV российско-японском семинаре «Перспективные технологии и оборудование для материаловедения, микро- и наноэлектроники», где японскую сторону представляли корпорация ULVAC Inc. и компания Interactive Co; в международной российско-германской конференции «Средний бизнес: новые перспективы торгового и экономического сотрудничества» и инвестиционной ярмарке, где свои материалы представили более 80 компаний.

Благодаря международным он-лайн лекциям, а также программам повышения квалификации, предлагаемым специалистами Немецкого культурного центра им. Гете при посольстве Германии в Москве, преподаватели иностранных языков повышают свою квалификацию. Такие программы способствуют укреплению связей в области культуры и неформального вербального общения.

Развитие информационных и технологических процессов создает предпосылки для образования различных центров. Открытый Международный образовательный учебный центр ДГТУ и Softline Academy является авторизованным участником международной образовательной программы Microsoft Academy. Комплексные программы Международного учебного центра подразумевают независимую проверку знаний – международную IT – сертификацию.

Налаживание международных связей способствует привлечению студентов из зарубежных стран. Сегодня в ДГТУ обучаются студенты из 14 стран (Туниса, Египта, Монголии, Индии, Кот-д, Ивуара, Анголы, Ганы, Камеруна, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины, Беларуси, Туркмении). Выпускники ДГТУ работают в Израиле, США, Франции, Чехии, Словакии, Азербайджане, Армении и др. странах.

Коллектив университета в настоящее время работает над реализацией тех задач, которые определены концепцией развития инновационной деятельности вуза в сфере образования и науки. При этом выработанная в университете система, достаточно чувствительная к динамике развития рынка образовательных услуг и наукоемких технологий, позволяет обеспечить оперативное регулирование и управление элементами инновационного процесса. Решение комплекса поставленных задач представляется вполне реализуемым, и оно должно способствовать экономическому и социальному развитию региона.

Что касается утечки мозгов в другие самодостаточные регионы. На мой взгляд, это естественный процесс. Остановить его невозможно, но с наметившимися тенденциями роста и возрождения экономики и промышленности в республике этот процесс значительно замедлится.

Подготовка специалистов для горных районов. Я знаю, что квоты для будущих специалистов существуют в ДГПУ. А как в Вашем университете обстоят дела?

Квоты для будущих специалистов существовали не только в ДГПУ, но и, насколько мне известно, выделялись в ДГУ, ДГСХА и у нас в университете.

В Послании Президента Республики Дагестан М. Алиева говорится о необходимости целевой подготовки специалистов для горных, предгорных и других районов республики с целью обеспечения их экономического и социального развития. Этот вопрос очень важный, поскольку в районах надо закрепить своих специалистов. Мы же видим, что сегодня многие молодые специалисты уезжают не только из районов, но и из городов республики в поисках лучших условий и находят их в других регионах страны.

Необходимо готовить специалистов по целевым договорам с районами с последующим их направлением на работу в эти же районы. А руководству районов следует принять меры по созданию условий, привлекательных для работы молодых специалистов. Финансирование этих мероприятий следует предусмотреть в бюджете республики.

Необходима целевая подготовка специалистов для предприятий республики, как это реализуется в ДГТУ для предприятий Федерального агентства по промышленности Российской Федерации. Для предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории республики, у нас ведется целевая подготовка специалистов по договору между ДГТУ и Министерством промышленности и торговли РФ. Например, более 90 % инженеров, работающих в ОАО «Сапфир», являются выпускниками технического университета. Четыре московские фирмы и предприятия обратились в ДГТУ с предложением направить на работу выпускников технического университета по специальностям: «Управление информатики в технических системах», «Нефтегазовое дело», «Промышленное и гражданское строительство» и «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

Для систематизированной работы по направлению трудоустройства выпускников в университете функционирует «Центр по связям с производством и содействия трудоустройству выпускников», созданный в 2005 году в структуре ДГТУ. Одной из основных задач Центра является изучение рынка труда, обеспечение связей с работодателями. Центром проводится внешний маркетинг, включающий маркетинг рынка труда, оценка перспектив роста потребности предприятий и организаций в специалистах, а также мониторинг уровня безработицы и динамики перемещения кадров в службах занятости городов и районов. Маркетинговые исследования рынка труда направлены не только на анализ рынка, но и на прогнозирование спроса в будущем, чтобы на основании полученных данных формировать объем подготовки специалистов по тем или иным специальностям.

Наш Центр установил тесную связь с центрами занятости городов и районов республики, в том числе на основе договорных отношений, а также и с Министерством труда и социального развития РД. Многие мероприятия – ярмарки вакансий, выставки, дни открытых дверей, различные конференции – проводятся с участием обеих сторон. Эти и другие мероприятия по обследованию рынка труда показывают наличие востребованности выпускников нашего университета.

Университет заключил договоры на подготовку специалистов с рядом предприятий и организаций: ОАО «Чиркейгэсстрой», ФГУ «Дагводресурсы», ОАО «Дагэнерго», ФГУП «Махачкалинский морской порт», ООО «Гидрострой», ОАО НИИ «Сапфир», ОАО «Электросигнал», ОАО «Кизлярский электромеханический завод», ОАО «Дагдизель», ООО МПО «Эркос» и другие. Ежегодно значительная часть выпускников распределяется в соответствии с договорами.

В вузе проводятся дни открытых дверей факультетов совместно с «Ярмарками вакансий для выпускников», в основном для инженерных специальностей. В результате этого количество работодателей, обращавшихся к нам с вопросами трудоустройства выпускников, в последние годы увеличилось в несколько раз.

Университет заключил договора с более чем 200-ми профильными предприятиями и организациями республики на длительный срок по всем специальностям университета. В договорах оговариваются вопросы практики студентов и дальнейшего трудоустройства. Такая двойная процедура – практика-трудоустройство – позволяет эффективно и надёжно подойти к проблеме трудоустройства выпускников университета.

На отделениях дополнительного образования студенты получают (по желанию) сверх обязательной программы по специальности, актуальные, полезные для карьеры знания.

Например, инженерам дополнительно преподаются курс специальной экономики, экономистам – курс компьютерной поддержки бизнеса и многим студентам дополнительные иностранные языки, желающим студентам – обучение навыкам работы со специальными программными продуктами.

Все эти мероприятия позволяют нам не только оказать помощь выпускникам в трудоустройстве после завершения учебы, но и обеспечить ряд студентов 4– 5 курсов работой по специальности во внеучебное время. К тому же следует добавить, что уже несколько лет в центрах занятости наши выпускники не зарегистрированы. Кроме того, в техническом лицее университета (г. Дербент) мы ведём подготовку специалистов начального профессионального образования по 14 востребованным рабочим специальностям.

Насколько Совет ректоров вузов влияет на модернизацию образования в республике, как осуществляется взаимодействие вузов? И какие у него планы на будущее?

Совет ректоров вузов действительно делает многое для модернизации образования в республике. И это, поверьте, не пустые слова. На заседаниях Совета остро обсуждаются многие вопросы качества подготовки специалистов, организации учебного, научного и воспитательного процессов в вузах, в том числе обсуждаются вопросы, связанные с модернизацией образования. Что касается планов на будущее. Например, Правительством РД совместно с Советом ректоров вузов РД в ближайшее время запланирована комплексная проверка деятельности филиалов. При всех возникающих проблемах модернизации образования мы должны понимать, что в мировом масштабе в образовании идёт технологическая революция. Не успеть – значит отстать, отстать – значит выпасть из системы. Поэтому вузы нацелены на необходимость активного внедрения новых инновационных технологий в образовательный и воспитательный процессы. Это особенно актуально в условиях вхождения России в единое европейское образовательное пространство. Отсюда, во-первых, необходима подготовка специалиста, обладающего профессионально-личными компетенциями, гарантирующими ему востребованность как на внутреннем, так и на международном рынке труда. Подготовка таких специалистов потребует формирование университетской структуры нового типа, соответствующей современным экономическим, социальным, образовательным и воспитательным целям.

Во-вторых, необходимо усиление воспитательной составляющей образовательного процесса. Фактически воспитание молодёжи стало важнейшей целью образования, особенно у нас в республике. В этом плане вузами осуществляется целый комплекс мероприятий, в том числе и внедрение идеи студенческого самоуправления – системы развития студента как лидера, управленца, менеджера, умеющего в будущем решать сложные задачи и находить выходы из сложных ситуаций.

Другой важный аспект работы, на который нацеливает Совет ректоров вузов РД, – это формирование таких важных качеств у молодёжи, как патриотизм, любовь к Родине, привитие ценностей гражданского общества и правового государства. Совет ректоров вузов РД совместно с Министерством образования и науки РД и Министерством по молодежной политике РД проводит системно ориентированную работу в этом направлении. В вузах республики на постоянной основе функционируют молодежные комитеты, которые ведут большую работу среди студентов по многим направлениям. Основная задача комитетов – повысить активность участия студентов во всех направлениях деятельности: в учебной и научной, в олимпиадах, в конкурсах, в спорте, в художественной самодеятельности и др., а также охватить этими мероприятиями больше студентов.

Вся проводимая в этом направлении работа ориентирована на воспитание духовно богатой личности, а именно такая личность создает основу инновационного потенциала общества.

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Дагестанская правда