Результаты проверки госкорпораций

Летом президент России Дмитрий Медведев дал поручение генеральному прокурору Юрию Чайке и начальнику Контрольного управления главы государства Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций.

10 ноября Ю.Чайка доложил о результатах проверки деятельности государственных корпораций. О предложениях по изменению организационно-правовой формы ряда госкорпораций, а также законодательства, регулирующего деятельность данного института, доложил Константин Чуйченко.

Юрий Чайка отметил, что «деятельность корпораций в основном отвечает установленным законом целям. Вместе с тем проверкой установлены факты невыполнения возложенных законом на государственные корпорации функций и задач, несоответствие деятельности корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании, нецелевого и неэффективного использования государственными корпорациями имущества и финансовых средств, переданных им государством. Выявлены нарушения законодательства при реализации государственными корпорациями функций, предусмотренных федеральными законами об их создании».

В соответствии с федеральным законом Российская корпорация нанотехнологий была создана 19 июля 2007 года для достижения целей реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. В то же время из переданных корпорации 29 ноября 2007 года (то есть прошло уже 2 года) 130 миллиардов рублей на 1 июля 2009 года освоено всего 10 миллиардов, из них 5 миллиардов – на обеспечение своей текущей деятельности.

В результате подавляющая часть выделенных государством средств не используется по целевому назначению, а размещается на банковских депозитах как временно свободные средства.

С момента создания корпорации наблюдательным советом одобрено 36 проектов в сфере нанотехнологий, из более чем 1200 поступивших профинансировалось только 8, и те носят локальный характер.

Выявлены факты нецелевого и неэффективного расходования государственными корпорациями выделенных государством финансовых и материальных ресурсов. Подобные нарушения выявлены в деятельности госкорпораций «Роснанотех», Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Олимпстрой».

Из-за отсутствия в законодательстве о госкорпорациях ограничений для их служащих, механизма урегулирования конфликта интересов допускаются факты принятия решений в интересах служащих корпораций либо аффилированных с ними структур. Это имело место в «Роснанотехе».

При наличии в штате госкорпораций высокооплачиваемых квалифицированных специалистов оплачиваются значительные расходы сторонних организаций и физических лиц по выполнению услуг, входящих в обязанности сотрудников корпораций. В частности, «Тройке-Диалог» «Роснанотех» оплатила 130 миллионов за выполнение работ, которые должны выполнять сами собственные структуры. Кроме того, такие факты имели место в госкорпорации «Ростехнологии», Агентстве по страхованию вкладов.

Федеральные законы о корпорациях не определяют основных вопросов оплаты труда, правового статуса их работников, а также каких-либо ограничений, связанных со спецификой их работы. Действуя вне рамок правового поля, органы управления корпораций устанавливают недостаточно обоснованные расходы на оплату труда. Такие факты установлены в «Роснанотехе», Фонде содействия реформе ЖКХ, «Олимпстрое», Внешэкономбанке.

При отсутствии чётких показателей эффективности деятельности корпораций работникам выплачиваются малообоснованные премии и бонусы, предоставляются социальные льготы и компенсации, несопоставимые с привилегиями государственных служащих. Случаи малообоснованных значительных расходов на оплату труда, выплату необоснованных премий распространены в деятельности «Роснанотеха», Фонда содействия реформе ЖКХ, «Олимпстроя», Внешэкономбанка.

Имеют место факты ненадлежащей работы высших органов управления государственных корпораций, формального отношения членов наблюдательных советов к участию в их работе. Так 8 из 15 членов наблюдательного совета госкорпорации «Роснанотех» не принимали участие в от 7 до 13 заседаний из 21, то есть практически в двух третях заседаний наблюдательного совета, проведённых с 2007 по 2009 год.

Отчёты исполнительных органов госкорпораций слушаются на заседаниях наблюдательных советов без предварительной проверки предоставленной информации и оценки на предмет целесообразности расходов, их обоснованности, а порою такие отчёты утверждаются путём заочного голосования без присутствия их членов. Так, за период с 19 декабря 2007 года по 1 сентября 2009 года состоялось 16 заседаний наблюдательного совета госкорпорации «Ростехнологии», из них 11 – заочных, на которых было рассмотрено свыше 60 вопросов.

Константином Чуйченко были изложены следующие предложения:

Мы полагаем, необходимо поручить Правительству представить предложения о преобразовании госкорпораций, работающих в конкурентной среде, в иные организационно-правовые формы, в частности, в акционерные общества. Там, где нет конкуренции, Правительство должно определить временной период их деятельности, и, собственно говоря, этот период должен определяться той конкретной задачей, которая стоит перед конкретной государственной корпорацией.

Также Правительству необходимо определить конкретные показатели эффективности деятельности каждой остающейся госкорпорации.

Кроме этого, мы предлагаем поручить Правительству подготовить изменения в действующее законодательство, которые будут направлены на обеспечение прозрачности в их деятельности, а также на обеспечение полноценного контроля со стороны государства за их деятельностью. Эти предложения сводятся к следующему.

Мы предлагаем внести изменения, поручить Правительству подготовку предложений о внесении изменений в части регулирования деятельности госкорпораций в отношении распространения на них законодательства о размещении заказов для государственных нужд.

Кроме этого, мы полагаем, необходимо определить правовой статус работников госкорпораций, распространив на них определённые ограничения, с которыми сталкиваются государственные служащие.

Поскольку мы говорим о том, что менеджмент госкорпорации, которая работает вне конкуренции, выполняет государственную задачу, мы полагаем, что всё-таки их статус должен быть приближен к статусу государственного служащего.

Также необходимо создать механизм по урегулированию конфликта интересов, аналогичный государственной службе.

Необходимо, на наш взгляд, ввести такие правовые институты, как сделки с заинтересованностью и крупные сделки, потому что те примеры, которые сегодня называл Генеральный прокурор, говорят о том, что, несмотря на то что имеют место злоупотребления, тем не менее с точки зрения корпоративного законодательства эти злоупотребления не подпадают под действие, скажем так, деликтного законодательства, поскольку отсутствует институт сделок с заинтересованностью и имеют место случаи передачи компетенции, когда крупнейшие сделки передаются от наблюдательного совета на рассмотрение правления. И, соответственно, мы полагаем необходимым ввести такой же институт, который есть в акционерных обществах, а именно крупные сделки.

Мы также предлагаем поручить Правительству подготовить положение о представителях государства в наблюдательных советах госкорпораций, которые в свою очередь регулировали бы порядок их деятельности, а также отчётности перед государством. И, на наш взгляд, необходимо обеспечить подконтрольность деятельности остающихся госкорпораций прежде всего Счётной палате, а также иным контрольно-надзорным органам. Мы исходим из того, что срок, необходимый для выполнения этого поручения, – 1 марта 2010 года, – по нашему мнению, является необходимым и достаточным.

Президент обещал определиться и сформулировать окончательное видение по данной теме в Послании Президента Федеральному Собранию 12 ноября.

Сегодня депутат-эсер Вера Лекарева предложила создать в Госдуме комиссию, которая займется разработкой предложений по повышению эффективности работы государственных корпораций. Лекарева предложила дать протокольное поручение комитету по регламенту подготовить проект постановления Госдумы о создании рабочей комиссии с привлечением членов Совета Федерации, представителей правительства, научного сообщества, администрации президента РФ и бизнеса. Эта комиссия должна, по ее словам, выработать предложения по повышению эффективности работы госкорпораций.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.6 (9 votes)
Источник(и):

http://www.kremlin.ru/news/5965

http://www.rian.ru/…2984829.html



nikst аватар

См. также здесь:

Проверка госкорпораций: результаты неутешительны

http://www.nanonewsnet.ru/…euteshitelny

lucke аватар

Да так не чего не внедрить в жизнь чиновники немогут не как остановиться значить принудительно надо решать.

kur аватар

На одном из заседаний НОР (Нанотехнологического Общества России) сосед, сидящий рядом, долго и с возмущением высказывал разные нелицеприятности в адрес доклада одного из чиновников РОСНАНО. При этом на руках у нас был отчёт о деятельности Госкорпорации за год. Я как мог защищал ГК. Почему, спросите вы. А вот почему. Поставьте себя на место руководителя такого института развития. Правительство вам выделило очень немалые средства и говорит: «создай ка, братец, нам тут эту… как его.. "индУстрию» (во!). И чтобы как в заморских странах. Вон как у клятых друзей наших – американцев. Чтобы всё расцвело через 3 года у нас, заколосилось, забегало и зафурыкало. И чтоб не природные наши богатства мы за бугор торговали, а всё боле первоклассный товар, продукт высокого ума наших сограждан."

Что бы вы лично сами сделали?

Вариант 1:

Созвали бы всех, кто чего понимает в новых научных заковыках. Собрали всех молодцев башковитых (числом оставшимся в наших краях), подобрали и хромых да сирых, да и раздали всё полученное народное золотишко – прям как зерно в поле посеяли. Какая тут «программа-стратегия», а никакой программы и не нужно: Земля, да Солнце. И гляди-ка, через год само повыростет. Вот он – высокотехнологичный урожай – собирай да на мировой базар.

Вариант 2:

Разобрались перво-наперво, послушали людей сведущих в строительстве таких мудрёных «бизнесов», коих в наших краях нет давно уж, а какие и были, то память о них только в одних легендах да сказаниях осталась. Оценили: сможем ли осилить такую задачу и что для этого нужно. И ведь всякому мало-мальски рассуждающему человеку ясно становится – нельзя с наскоку в пустом поле небоскрёб строить, да ещё с середины начинать. Сперва землю лаптем пощупать надобно, потом и фундамент нужен. Да не абы какой, а чтобы когда и нас не будет, росло бы здание и крепло. И чтобы люди были свои и в достаточном количестве, да не разбежались бы по заграницам.

Короче, думаю, что первый вариант мне уж точно не нравится, лично я за системный, серьёзный подход. А то хотим то мы все по быстрее, да «как лучше, а выходит всё у нас – как всегда». Следуй мы по первому сценарию, без сомнения – разворуют растащат. Вон как автопром наш отечественный, сколько не вбухивай – всё «жигули» получаются.

Однако ж и выводы Чайкиного Контрольного управления не на пустом месте основываются. Что правда-то правда. А она, как всем известно – как всегда где-то по середине.

А возвращаясь к тому парню, о котором я вначале сказал, то скажу так: с одной стороны, я бы по рукам не связывал механизмы управления ГК регламентами многочисленными да строгими (кто сталкивался с работой ГК вплотную, знает как она и без этого забюракратизирована). А вот чего б я заставил сделать, так это отчётность полную, ясную и прозрачную, и что б было ясно всем, что например 1-го марта, ГК отчитывается перед страной. Отвечает на любые вопросы. При необходимости, вплоть до рубля. «Оптом и персонально».

Потому, свобода оперативного управления и подконтрольность перед народом, ответственность за принятые решения, это совсем разные вещи.

johndoe аватар

Ну уж если на то пошло, то для начала необходимо разбюрократизировать все ГК. И добавить
в руководство хотя бы одного-двух крупных специалистов в своей области. Это для начала.
Эти 2 (N) с большим успехом заменят десяток штанопротирателей.
Далее – это перевод прогульщика на долность на 2 порядка ниже занимаемой должности:
Входил в совет директоров, а теперь пусть в 5 отделении ЖКХ г. Мухосранска занимает
руководящую должность. Там можно работу прогуливать – ответственность ноль.
Ps: А про Жигули я не согласен, просто кто-то очень сильно не хочет их банкротить. Вот и все.