Академик Константин Скрябин: К 2012 году читать геном будет так же легко, как сдать анализ крови

-->

На последнем общем собрании Российской академии наук (РАН) наибольший интерес вызвал доклад академика Константина Скрябина, посвященный тому, как стремительно изменится лик цивилизации в XXI веке благодаря биотехнологиям. Как пишет газет а «Известия», это был первый доклад Скрябина на высшем научном форуме, хотя ученые с фамилией Скрябин поднимались на академическую трибуну чаще, чем кто-либо. Константин Скрябин — академик уже в третьем поколении

Константин Скрябин

В докладе в частности говорилось о том, что в ближайшие годы человечество ожидает гуманитарная революция, которая решительно изменит качество жизни и увеличит ее продолжительность.

По словам Скрябина, в 40 лет лучшими врачами ему был поставлен смертельный диагноз. Диагноз подтверждался несколько раз, но вдруг оказалось, что врачи ошиблись. «После болезни я приобрел новое качество — научился говорить „нет“. Один из самых больших недостатков нашей науки и всего общества — неумение отказывать. В итоге из года в год деньги, отпущенные бюджетом на науку, размазываются тонким слоем по всем учреждениям, потому что жалко обидеть даже тех, у кого перспектив никаких. Денег бывало много, но результата нет. Но теперь я вижу, что в области нанотехнологий выстраивается иная жесткая схема. Думаю, в нанотехнологиях мы будем иметь очень достойные результаты уже в ближайшее время», — сказал учёный.

Также, по словам академика, Россия, как никакая другая страна, нуждается в биоинженерии в сельском хозяйстве, которое совершенно запущено. «У нас плохие климатические условия, и наши земли засорены сорняками, как нигде в мире. Россия — единственная крупная страна, где не выращиваются ГМО. А ведь за 15 лет мониторинг во всем мире не обнаружил ни единого примера их вредного воздействия. При этом мы ежегодно завозим десятки миллионов тонн говядины, вскормленной на генно-инженерной сое, поскольку другой в мире уже нет. США, Латинская Америка, Китай, Индия, Франция, Германия подняли сельское хозяйство на генетически модифицированных культурах», — сказал Константин Скрябин.

По его мнению, нападки на биоинженерию не выдерживают научной критики и замешены на чистой экономике, прикрываясь гуманными, но безграмотными лозунгами, что ясно даже студентам биофака.

Биотехнологии отличаются от традиционной селекции только скоростью изменений, говорит учёный. Они позволяют в несколько раз сократить применение пестицидов и гербицидов, которые на самом деле вредны человеку. «В моем институте получен картофель, устойчивый к колорадскому жуку. Минздрав разрешил употреблять этот продукт, но выращивать его Минсельхоз не разрешает. Мы получили рапс, устойчивый к гербицидам, что повышает урожайность в 2 раза и в 3 раза снижает применение химических удобрений», — отметил он.

«Отчасти я понимаю эти страхи. На заре автомобильной эры считалось, что на скорости 30 км в час неизбежно случится сотрясение мозга. Так и сегодня людей питают страхи: что случится с организмом, если ему привить новый ген? Между тем садовники столетиями именно этим и занимались. Разве не замечательно, если на генетическом уровне будет побеждена карликовость, которая уже стала редкостью? Раньше гормон роста человека с трудом собирали из гипофизов в морге, а теперь в нужных количествах получают в лаборатории методами биоинженерии. Наш российский препарат уже проходит клинические испытания», — добавил академик.

По его мнению, если Россия отстанет в генетической гонке, последствия будут тяжелее, чем в случае проигрыша в атомной или космической области. Тот, кто владеет генетической информацией, будет абсолютно владеть миром. За 5—6 лет будет составлена генетическая карта всех народов мира — это решительный шаг к пониманию восприимчивости любого этноса к лекарствам, болезням и продуктам. При злой фантазии можно дойти до генетического оружия и целевого воздействия на выбранные группы населения, считает ученый.

Уже сегодня возможна персональная медицина на генетическом уровне — за 2 миллиона долларов и 100 дней можно получить полную расшифровку своего генома с прогнозом развития организма и предрасположенности к заболеваниям. Скоро цена уменьшится до одной тысячи, а срок — до недели.

Это нанотехнологии, и к 2012 году читать геном будет так же легко, как и анализ крови сдать. В США уже прогнозируют некоторые виды рака, и находятся люди, которые заранее делают операцию. Скоро наподобие банковской VISA каждый гражданин получит генетическую карту. Это приведет к крупным социальным сдвигам — страховые компании будут знать о человеке всю информацию и станут определять политику общества. Может ли работодатель владеть генетической информацией своих сотрудников? Будет ли открыт доступ к генетической карте спецслужбам? Возникнут группы, которые постараются получить доступ к генетической информации. Неизбежный этап — изменение человека на генетическом уровне, протезирование органов из собственных тканей, а также клонирование, которое вызывает самые большие споры и страхи.

«Если вы считаете, что это фантазии, то в нашем институте хоть сейчас можно получить свой микрочип с 40 миллионами точек персональной генетической информации. В геноме микроба 2,5 миллиона букв — столько же в „Войне и мире“ Толстого. Скоро мы дойдем до полного чтения генома человека, который состоит из 6 миллиардов букв. Столько букв в библиотеке Толстого в Ясной Поляне», — отметил Константин Скрябин.

По его словам, единственное «белое пятно» на мировой карте — этносы, которые живут за Уралом. «Мы выполнили анализ по якутам, бурятам, китайцам, казахам, русским, староверам, ханты. Удивительные вещи! Генетическая карта подобна географической, то есть дистанция между этносами совпадает с их расселением. Доказано, что генетические отличия внутри одного этноса существенно меньше, чем расстояние до другого этноса. Мы не обнаружили в геноме русских заметных татарских привнесений, что опровергает теории о разрушительном влиянии монгольского ига. Сибиряки генетически идентичны староверам, у них один русский геном. Отличий между геномами русских и украинцев нет никаких — один геном. С поляками у нас отличия мизерные», — заключил академик.

ST RF