Наночастицы ZnO способны избирательно уничтожать раковые клетки

-->

Исследователи из Университета Бойзе, штат Айдахо, США (Boise State University, Boise, Idaho) получили просто-таки фантастические результаты в области лечения рака, которые могут оказаться очень важными для ослабления тяжелых побочных эффектов химиотерапии.

Группа ученых, специализирующихся в разных дисциплинах, использовала методы нанотехнологии в традиционных процессах лечения рака и получила высокоэффективный метод избирательного уничтожения раковых клеток. При этом нормальные клетки остаются нетронутыми. Группу возглавляет профессор физики Алекс Паннууз (Alex Punnoose). До настоящего времени основной проблемой, тормозящей развитие методов терапии рака, являлась неспособность антираковых препаратов эффективно разделять между собой больные и здоровые клетки. Этим, в частности, обусловлены тяжелые побочные эффекты химиотерапии. Одной из составляющих такой проблемы, вытекающей из ее сути, является трудность, а иногда и невозможность правильной дозировки лекарственных препаратов для химиотерапии. Группа обнаружила, что наночастицы оксида цинка могут избирательно уничтожать раковые клетки, никак не воздействуя при этом на здоровые клетки. Это открытие может стать ключевым в лечении раковых заболеваний методами химиотерапии.

Nanochastitsy_ZnO.jpgНаночастицы ZnO

Результаты работы группы ученых опубликованы в статье “Preferential Killing of Cancer Cells and Activated Human T Cells Using ZnO Nanoparticles”, вышедшей в июльском номере журнала Nanotechnology. Статья, которая может быть найдена здесь , вызвала огромный резонанс в научных кругах, будучи запрошенной более 250 раз только в первый месяц после публикации. Это делает статью одной из самых популярных среди публикаций в 58 журналах, издаваемых Институтом физики (Institute of Physics), который является также издателем и журнала Nanotechnology.

До настоящего времени ни одному исследователю в мире не удалось активировать избирательность разрушения клеток в наночастицах. Современные химиотерапевтические лекарства состоят из одиночных молекул и не имеют больших возможностей по управлению молекулами. Однако наночастицы могут быть модифицированы так, что некоторые из их свойств, например, уничтожение раковых клеток, могут быть выделены. Благодаря этому обстоятельству применение наночастиц в продемонстрированном направлении имеет большой потенциал.

Ученые утверждают, что на характеристики взаимодействия между наночастицами ZnO и раковыми клетками можно воздействовать и усиливать многие из них. Избирательность наночастиц может быть повышена путем установления зависимости между протеинами, атакующими раковые образования, такими как моноклональные антитела, пептиды, и маленькими молекулами протеинов, связанных с раковыми клетками, или используя наночастицы для доставки лекарственного препарата. В дополнение к указанным, будущим направлениям исследований коллектив ученых приступил к разработке другой возможности – изменению наночастиц – с целью повышения их избирательности в уничтожении раковых клеток и оберегании нормальных здоровых клеток.

Исследователи раковых заболеваний по всей стране взяли на вооружение результаты, полученные группой д-ра Паннууза. Многие отмечают, что эта работа представляет собой крупный шаг вперед в борьбе с раковыми заболеваниями. Требуются дополнительные исследования, но открыто новое и плодотворное направление в терапии опухолей. Многие сравнивают открытия группы д-ра Паннууза с «магической пулей» в борьбе с раком, к изготовлению которой ведетновая технология.

Блестящие результаты работы позволили группе выиграть грант Национального Фонда Научных Исследований (National Science Foundation) размером 503 тысячи долларов США на целевое приобретение нового оборудования, необходимого для дальнейших работ.

Boise State

Результаты, увы, не так фантастичны, как того хотелось бы автору заметки.