Высокие технологии: помнит ли про них МЭРТ?

-->

Помнит ли МЭРТ про высокие технологии?

Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) подготовило план мероприятий на текущий год, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики, экономический рост и улучшение качества жизни населения (www.bit.prime-tass.ru/news/show.asp?…).

Nabiullina.jpg

Эльвира Набиуллина

Среди шести стратегических целей плана значится содействие инновационному развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке. Казалось бы, ничто так не способствует достижению этой цели, как развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако в длинном перечне мероприятий, предложенных МЭРТом, ИКТ упоминаются крайне редко. И хотя диверсификация нашей экономики выделена в качестве одного из приоритетов, непонятно, какая роль отводится высоким технологиям в данном процессе.

Лишь внимательное изучение документа позволяет убедиться, что МЭРТ иногда все-таки вспоминает про ИКТ. Так, один из пунктов плана обещает поддержку экспорта высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью. В другом пункте говорится об обеспечении эффективного функционирования промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ), но здесь же упоминается и о создании туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ.

Другими словами, все ОЭЗ “свалены в кучу”, более того, в разделе, посвященном их финансированию, о технико-внедренческих зонах не написано ничего. Говорится лишь, что в нынешнем году на строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ будет выделено более 17 млрд. руб., а далее идёт речь про создание портовых ОЭЗ, подготовку благоприятных условий для развития туристско-рекреационных ОЭЗ и привлечение не менее тридцати резидентов в промышленно-производственные.

  • Отдельным пунктом выделена область услуг связи. Но здесь упор сделан на работу почты, в частности, на повышение уровня доступности почтовых услуг по всей территории России и увеличение вклада федеральной почтовой связи в доходы инновационного сектора экономики. А ведь мы живем в эпоху бурного развития телекоммуникаций. Но даже про телефонную связь, не говоря уж об Интернете, не сказано ни слова. Имеется лишь расплывчатая фраза о том, что в сфере связи в нынешнем году будут реализованы меры, направленные на ликвидацию в среднесрочной перспективе убыточности оказания регулируемых услуг.
  • Высокие технологии упоминаются в разделе, посвященном инновационным проектам, но опять-таки лишь вскользь. Написано, что в этом году в рамках деятельности “Российской венчурной компании” планируется провести 2-й и 3-й конкурсные отборы венчурных фондов и направить до 12 млрд. руб. на приобретение паев. В итоге финансовую поддержку на стадии “старт-ап” в течение следующих нескольких лет получат свыше трёхсот инновационных проектов в высокотехнологичных областях, в том числе в сфере био- и нанотехнологий, информационно-телекоммуникационных, авиационных и космических систем, энергетики и энергосбережения.
  • Косвенно отрасли ИКТ могут коснуться меры по усовершенствованию системы налогообложения. Ведь, как известно, высокие технологии развиваются очень быстро, и чтобы сохранить конкурентоспособность, компании вкладывают значительные инвестиции в исследование и разработку, в повышение квалификации персонала. МЭРТ предполагает увеличить в полтора раза сумму затрат на НИОКР, учитываемую при исчислении налога на прибыль (в том случае, если НИОКР привели к положительному результату), и расходы на высшее и профессиональное образование сотрудников, а также освобождать указанные затраты от единого социального налога и подачи налоговых деклараций для физических лиц.
  • Шаги по поддержке и развитию среднего и малого бизнеса (СМБ) также могут благоприятно отразиться на отрасли ИКТ, в которой сегмент СМБ развивается очень активно. Уже разработан и одобрен на заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства “Комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства”.
  • Пару раз упоминается в плане и программа “Электронная Россия, 2002 — 2010 годы”. Говорится, в частности, о том, что ее реализация продолжается и в рамках этой программы предусмотрено создание сайта, чтобы размещать на нём информацию о заказах для нужд России, субъектов РФ и муниципальных образований.

Интересно, что хотя МЭРТ и не выделяет высокие технологии в качестве приоритетного направления развития экономики, но, тем не менее, собирается использовать их в своей деятельности. В 2008 г планируется разработать и внедрить автоматизированную информационную систему по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и правительства РФ, а также по мониторингу реализации намеченных планов. Предполагается, что данная система позволит значительно упростить процесс такой подготовки и повысить возможности анализа созданных материалов и их использования в бюджетном процессе.

  • Эксперты по-разному оценили проект МЭРТ. По мнению одних, он вполне гармоничен.

“Этот план комплексно охватывает основные направления развития российской экономики в целом, — считает Владислав Кочетков, аналитик из ИК “Финам”. — Основное внимание в нем уделено тому, что особенно важно, а именно формированию благоприятной для развития бизнеса институциональной среды. Что же касается ИКТ, то данный проект как раз фокусируется на проблематичных аспектах этого сектора. На наш взгляд, в последние годы развитию отрасли информационно-коммуникационных технологий уделяется немалое внимание. Она растет внушительными темпами, но представляет собой высококонкурентную среду, поэтому вмешательство государства может неблагоприятно отразиться на ее игроках”.

Тем не менее в “Финам” полагают, что отрасли ИКТ не помешали бы косвенные меры со стороны правительства по благоприятствованию ее развитию, и отмечают особую значимость таких проектов, как снижение ставки НДС до уровня 12–13%, увеличение в полтора раза затрат на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль и развитие венчурного инвестирования, в том числе в сфере высоких технологий.

“Таким образом, вряд ли можно говорить о недостаточном внимании государства к сфере ИКТ”, — констатирует Владислав Кочетков.

А вот Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКСТ), придерживается другой точки зрения. Он не находит ничего удивительного в том, что в плане мероприятий МЭРТ отсутствует самостоятельный раздел про ИКТ:

“Ведь согласно последнему варианту концепции социально-экономического развития РФ до 2020-го, представленному МЭРТом в марте этого года, страна находится лишь на первом из трёх этапов по реализации и расширению глобальных конкурентных преимуществ, присущих российской экономике в “традиционных” сферах — энергетике, транспортной отрасли, аграрном секторе и переработке природных ресурсов.

До ИКТ дело может дойти лишь на втором этапе, который начнётся в 2013 году, когда согласно указанной концепции планируется резкое повышение конкурентоспособности нашей экономики за счет перехода на новую технологическую базу – информационные, био- и нанотехнологии. Но не исключено, что и в 2013-м до ИКТ дело не дойдёт, поскольку в соответствии с другим разрабатываемым долгосрочным прогнозом МЭРТа (на сей раз до 2030-го) имеются риски провала инновационного развития в реперной точке, приходящейся на 2012 год”.

Сергей Карелов уверен, что пока ИКТ не относятся к приоритетным направлениям, Россия всё больше отстаёт в этой области от других стран, и в качестве доказательства приводит международные рейтинги. Если раньше в исследованиях, оценивающих потенциал и перспективы национальных ИКТ, нас опережали лишь развитые страны (от США и Германии до Финляндии и Сингапура), то теперь нас обошли и некоторые ближайшие соседи.

Так, в последнем исследовании организации World Economic Forum, которое охватило 127 государств мира на предмет их готовности к эффективному использованию современных ИКТ, Россия оказалась на 72-м месте, сместившись с прошлогоднего 70-го. При этом многие постсоветские страны, в том числе Азербайджан, Украина и Казахстан, улучшили свой рейтинг по сравнению с прошлым годом и заняли более высокие позиции, чем Россия. Намного опередили нас и собратья по группе BRIC — Бразилия (59-е место), Китай (57-е) и Индия (50-е).

“Чего можно ждать дальше, догадаться нетрудно, если ИКТ так и будут из года в год отсутствовать в списке приоритетных направлений развития российской экономики”, — посетовал г-н Карелов.

Елена Гореткина

http://www.pcweek.ru/…s/detail.php?…

Аналогичным образом можно поставить вопрос и о нанотехнологиях. Готовы ли эксперты, скажем, ГК «Роснанотех» проанализировать план мероприятий МЭРТ на текущий год. По идее, наверное, подставив слово нанотехнологии вместо ИКТ, можно составить точно такое же заключение. Так вот, не стОит ли этим экспертам провести подобный анализ и **в явном виде" поставить аналогичные вопросы?.. Я полагаю, «нашему делу» это бы не повредило…