Так куда бегут собаки?

-->

Куда бегут собаки? К учёным

Когда учёные и художники объединяются, у них получаются потрясающие по красоте и оригинальности произведения искусства. Эстетику наномира продемонстрировали сотрудники Уральского госуниверситета, создавшие вместе с творческой группой «Куда бегут собаки» медиа-инсталляцию. На прошедшем в ВВЦ форуме «Образовательная среда—2008» экспозиция УрГУ оказалась одной из самых заметных.

Installyaciya.jpg Медиа-инсталляция «Поля»

«На это изображение можно смотреть бесконечно долго, как на воду или огонь, картинка постоянно меняется, создавая порой невероятные образы», — воодушевлённо рассказывает руководитель Центра «Сканирующая зондовая микроскопия» УрГУ Владимир Шур.

Причудливые изображения возникают на поверхности магнитной жидкости — классического наноматериала, который чутко реагирует на магнит, откликаясь на его воздействие волнами в форме всевозможных конусов и сфер.


С п р а в к а

Магнитная жидкость — это среда, сочетающая магнитные свойства с хорошей текучестью. Её изобретение в начале 60-х годов XX века было связано с выполнением космических программ NASA. Пионером и мировым лидером в области технического и коммерческого использования магнито-жидкостных технологий является американская компания Ferrotec (прежнее название Ferrofluidics Corporation). Её продукция используется для герметизации вводов вращательного и более сложных видов движения в технологических процессах, где требуется поддержание глубокого вакуума — в производстве полупроводников, при напылении, металлизации, вакуумной сушке, в рентген-аппаратах, электронных микроскопах, вакуумных печах, маховичных двигателях, масс-спектрометрах и т.п.


magnitnaja-zhidkost.jpg «ёжик»

Идея инсталляции родилась из классического опыта, при котором к магнитной жидкости подносится магнит и при достаточном воздействии его поля на поверхности возникает «ёжик»

  • Необычными свойствами магнитной жидкости некоторое время назад заинтересовалась творческая группа «Куда бегут собаки» — известный в Екатеринбурге коллектив дизайнеров и художников, которые работают на стыке искусства и современных технологий. Они обратились в Уральский госуниверситет с предложением о сотрудничестве. Этот вуз был выбран неслучайно — учёные-теоретики изучают здесь магнитную жидкость уже несколько десятилетий, так что лучших экспертов для подготовки инсталляции трудно было найти.

Ivanov_Aleksej.jpg Проректор по научной работе УрГУ Алексей Иванов

«Общий язык мы нашли не сразу, — признаётся проректор по научной работе УрГУ Алексей Иванов. — То, что изначально предложили авторы “Куда бегут собаки”, мы категорически отвергли. Наш вариант, в свою очередь, им показался слишком простым и скучным. В итоге, после продолжительных обсуждений, переговоров и согласований мы смогли найти точки соприкосновения».

  • Всю работу выполнили художники, учёные им предоставили магнитную жидкость и сопровождали проект. Идея инсталляции родилась из классического опыта, при котором к магнитной жидкости подносится магнит и при достаточном воздействии его поля на поверхности возникает «ёжик». С этого всё стартовало. Но художникам показалось этого недостаточно, поэтому они решили взять несколько магнитов, разместив их в произвольном порядке. В результате на поверхности магнитной жидкости возникал постоянно меняющийся орнамент из движущихся конусов и сфер. Над поверхностью магнитной жидкости авторы разместили микровидеокамеры, так что изображение можно детально рассматривать на плазменных панелях.

По словам арт-руководителя проекта Арсения Сергеева, идея работы продолжила главное направление творчества группы «Куда бегут собаки» — визуализацию невидимого как отражения человека и органического мира. Художники сделали акцент на биоморфности «поведения» магнитной жидкости. А динамическое изменение «абстрактного» рисунка, по их мнению, можно рассматривать как модель, визуализирующую представление о хаосе как сложно организованной системе.

  • Медиа-инсталляция «Поля» была специально подготовлена для Всероссийского форума «Образовательная среда—2008». Таким нетривиальным способом сотрудники Уральского госуниверситета представили свой вуз, свою научную деятельность, в том числе в области нанотехнологий. И надо признать, привлекли внимание не только посетителей, но и высоких гостей форума. Например, изобретательность и оригинальность специалистов УрГУ оценил руководитель Рособразования Николай Булаев. По словам ректора университета Дмитрия Бугрова, инсталляция дала повод

«для краткого, но содержательного разговора о результатах работы университета в рамках инновационной образовательной программы, в том числе о научных исследованиях и подготовке специалистов по нанотехнологиям».

В декабре 2007 года в университете открылся Центр коллективного пользования «Нанотехнологии и перспективные материалы». Его создали в ходе реализации инновационной образовательной программы вуза, поддержанной нацпроектом «Образование». В общей сложности на программу развития вуза в 2007—2008 годах было выделено 496 миллионов рублей из федерального бюджета и 121 миллион из собственных средств университета. На оснащение оборудованием пошло 260 миллионов рублей. Именно с деятельностью этого Центра связаны дерзкие намерения УрГУ внести существенный вклад в развитие нанотехнологий.

«Такими нестандартными методами в первую очередь осуществляется популяризация науки, — подчёркивает проректор Алексей Иванов. — Большинство людей до сих пор не понимают, что такое нанотехнологии, как они работают. А здесь мы можем наглядно продемонстрировать их действие, объяснить, что эти системы, управляемые магнитом, используются, например, для транспорта лекарств». Благодаря фотографиям, сделанным с помощью сканирующих зондовых микроскопов, далёкие от науки люди могут оценить эстетику наномира.

Кроме того, сами учёные иногда слишком погружены в объект своего изучения и неспособны увидеть в нём художественную красоту, отмечает Владимир Шур.

shur.jpg

«Но когда люди науки и люди искусства сближаются, они взаимообогащают друг друга. Акцент на творческой составляющей исследования даёт учёному возможность взглянуть на свою работу с другой стороны, с непривычного ракурса», — говорит руководитель Центра «Сканирующая зондовая микроскопия» УрГУ.

Во многих западных вузах люди науки сотрудничают с людьми искусства. В России взаимодействие между ними только налаживается. Тем не менее уже проводятся арт-конкурсы, которые позволяют учёным проявить свой талант художника. Первый удачный опыт сотрудничества учёных и дизайнеров из Екатеринбурга, вполне вероятно, перерастёт в более тесное взаимодействие.

Марина Муравьёва

http://www.strf.ru/…ization.aspx?…

Ну, как говорится, голь на выдумки хитра… Теперь, наверное, и другие коллективы возьмут на вооружение этот «художественно-технический приём» для популяризации своего вуза, какой-то технологиии, продукта и т.п. среди народных масс. Тем самым будет происходить и процесс популяризации нанонауки и нанотехнологии. И это очень здорово, ибо будет способствовать развитию и становлению отечественной наноиндустрии. Пожелаем им усппехов!..



Anonymous аватар

Ежик понравился.