Страна нуждается в кадрах МИЭМа

Рождение элиты – процесс творческий

Страна нуждается в кадрах МИЭМа

Kulagin_Vladimir.jpg Владимир КУЛАГИН

Этот вуз был создан на волне оттепели 60-х. Пережил вместе со страной и столицей первый информационный бум, открытия и обломы перестройки, политические и экономические передряги девяностых и нулевых. Сегодня Московскому государственному институту электроники и математики (техническому университету) 48 лет, недалеко и до юбилея. Самое время «сверить часы» и поразмышлять о репутации. А она у этого столичного вуза особенная.

  • В профессиональных кругах о нем говорят: МИЭМ готовит элиту – научную, технологическую. Причем в областях, сверх-актуальных сегодня для державы. Это информационные системы и технологии, электроника и микроэлектроника, прикладная математика, нанотехнологии и наноматериалы, метрология, стандартизация и сертификация, информатика, вычислительная техника, проектирование и технология электронных средств, автоматизация и управление, компьютерная безопасность.

Элитарный московский вуз – так ваш институт обычно рекомендуют. Что лично для вас означает это определение?– с такого вопроса наш корреспондент начал беседу с доктором технических наук, профессором, ректором МИЭМ Владимиром КУЛАГИНЫМ.

Когда в 1962 году создавался наш вуз, его ориентировали на нужды предприятий ВПК, самых передовых в то время в стране, – пресловутой «девятки». Обустраивались в тот период наше основное здание – в Большом Трехсвятительском переулке и дополнительное – у метро «Павелецкая» (под него, кстати говоря, был переоборудован завод по производству снарядов). Вскоре, однако, нам выделили 6 гектаров в Строгине – под новый учебный комплекс, но у этой стройки только совсем недавно появился инвестор, и сейчас тут возводится учебнолабораторный корпус.

Уже в 60-е, 70-е, а затем и 80-е годы конкурс в МИЭМ был в Москве второй после МГУ. Тогда же вуз прославился и своими выпускниками, которые где только не работали и не работают на руководящих постах: ФСБ, Минобразование, Российское агентство по системам управления, Роспатент и в самых передовых отраслях. Кадры всегда черпали, а затем, подготовив, поставляли именно в Москву и Московскую область – как минимум в силу отсутствия общежития. Это я веду к вашему вопросу об элитарности.

Сегодня наметилась наконец тенденция возрождения отечественной фундаментальной науки и производственной сферы. И мне очень хотелось бы, чтобы новые поколения наших выпускников стали элитой этой новой российской науки, новой российской экономики.

Я встречаюсь со многими руководителями предприятий и ведомств, и мне подтверждают: потребность в молодых специалистах нашего профиля сейчас неуклонно растет, и зарплаты им предлагают все выше – 30– 40 тысяч рублей, что для начала, я считаю, совсем неплохо и даже соизмеримо с европейскими заработками молодежи после университета (тысяча евро – везде вполне достойный «старт»). У нас 200 договоров с предприятиями и организациями, которые точно заинтересованы в наших выпускниках, и от многих из них я получаю благодарности за хорошую подготовку студентов. Последнее такое письмо пришло буквально на днях от директора ФГУП «НТЦ «Атлас» А. Н. Гридина.

За почти пять десятилетий существования вуза отрасль коренным образом и весьма стремительно изменилась. Удается успевать за «опытами быстротекущей жизни»?

Думаю, да. Вот пример. Три года назад в стране была утверждена программа по развитию нанотехнологий, создано специальное ведомство. А МИЭМ уже второй год издает свой журнал «Наноструктуры. Математическая физика и моделирование» с фундаментальными статьями, где исследуются взаимодействия на молекулярном, атомарном уровнях, создающие предпосылки для абсолютно новых технологических процессов, их алгоритмов и способов реализации. Издаем и другую, актуальную в нашей сфере периодику: включенные в перечень ВАК журналы «Датчики и системы», «Качество. Инновации. Образование», «Технологии электромагнитной совместимости (ЭМС)», а также «Качество и CALS (ИПИ)технологии», «Студенческая аудитория».

Наши исследователи – в самой гуще современных технологий. Недавно мы встречались с крупной международной фирмой, которая разработала производство многоядерного процессора для вычислительных машин. Операционная система, сам процессор – это очень непростые технологические решения, и когда говорят, что мы-де безнадежно отстали в этом деле от американцев или японцев, то я на это отвечаю: вот, пришли же к нам новаторы в этой области, которые уже создали довольно неплохую материальную базу на Тайване и видят у нас в стенах отличный научный потенциал, в сотрудничестве с которым они смогут двигаться дальше. Именно за такой международной кооперацией – будущее. То есть мы находимся в ней среди лидеров. Наукоемкое производство требует постоянного совершенствования. Это закон современного бизнеса, и специалисты, работающие в МИЭМе, прекрасно вписываются в такой контекст.

Но давно ли обновлялась ваша материальнотехническая база?

Компьютерный парк у нас современный – это по нынешним временам «обязательная программа». Конечно, многое из оборудования действует еще с 80–90-х годов. Есть приборы, современные аналоги которых стоят миллионы (причем не только рублей), нашим же – по 20–25 лет. Но они в рабочем состоянии! Скажем, позволяют измерять массу до 10 в минус седьмой степени. Это нормально.

Можно проводить эксперименты. Дело в том, что технологии, в них заложенные, за эти годы не очень-то изменились. Просто новый корпус, новый дизайн, ну… и некоторые навороты. Но наши специалисты переводят информацию этих приборов в компьютер, оцифровывают ее.

И все прекрасно функционирует. Для учебного процесса эта техника вполне пригодна. Хотя, конечно же, стараемся понемногу обновлять материальную базу.

Смысл в том, что современные информационные технологии позволяют изучать очень тонкие процессы на уровне компьютерной модели. И мы видим на мониторе сам прибор – изучаем вначале его модель, происходящие в нем процессы, как он выглядит во всех измерениях.

Ну а какую-то сверхсложную технику студент может «потрогать руками» (по-настоящему на ней поработать) в ходе производственной практики на одном из 52 промышленных или исследовательских предприятий, с которыми у института заключены договоры. Это ММПП «Салют», Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», Институт космических исследований, МНИИ «Интеграл», КБ имени М. В. Хруничева, НИИ прикладной математики имени М. В. Келдыша, РКК «Энергия» и многие другие.

Если расставить вешки «Наука» и «Технологии», то вы окажетесь ближе к какой?

Конечно, ближе к науке. Потому что в МИЭМ работали и работают сейчас выдающиеся ученые, в том числе лауреаты Госпремии. Например, академики Сергей Николаевич Вернов, создавший новую специальность «Космическое и радиационное материаловедение и приборостроение», 100-летний юбилей которого мы отметили 11 июля, Виктор Павлович Маслов, которому совсем недавно исполнилось 80 лет и его лично поздравил президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, а также Александр Николаевич Тихонов, ведущий научные исследования в области информационных технологий (А. Н. Тихонов с 1990 по 1998 год работал на должностях первого заместителя министра и министра образования России). А у них ведь немало учеников, последователей.

Это, в частности, лауреаты государственных премий, работающие в вузе и сегодня: Б. Г. Львов, Д. В. Быков, М. В. Карасев, К. О. Петросянц, Е. Д. Пожидаев, В. А. Каштанов и многие другие.

Ваш основной контингент – ребята из Москвы и Подмосковья, «домашние дети». Это связано только с отсутствием общежития? Или это часть вашей идеологии?

Идеологически, конечно, в свое время это было заложено. Да, именно московский вуз.

Но, к сожалению, достоинство с годами в определенной степени стало недостатком: мы теряли возможность отбирать талантливых абитуриентов из регионов. Поэтому стали понемногу от этого принципа отступать – договариваемся с нашими коллегами, у которых есть общежития. Или с гостиницами, но это дорогое решение (минимум 6000 рублей в месяц, тогда как стипендия студента – 1100 рублей). Сейчас у нас работают филиалы приемной комиссии на Чукотке, в Бурятии, Пензенской области. Найдем там наверняка талантливых студентов. А физмат-школу при МИЭМ будем преобразовывать во всероссийскую интернет-школу.

Как я понял, у вас стабильный преподавательский состав, сложившийся за многие годы коллектив, это хорошо, это преемственность. Но не создает ли это условия для некоторого застоя? Нет такого ощущения?

Ощущение есть, но это только ощущение. Я вообщето сторонник динамических кадровых процессов. Конечно, должны приходить и молодые преподаватели. Потому что они совершенно иными глазами смотрят на современный динамично меняющийся мир. Сочетание этого нестандартного взгляда новичков с гигантским опытом зрелых ученых создает нужное равновесие. Хочу привести пример из собственного опыта. В одном проекте в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды» мы занимались геоинформационными картами, отражая на них статистику.

И в 2003 году даже получили за эту разработку Премию президента Российской Федерации в области образования. Среди нас был выпускник МИЭМа Сергей Ивакин, ему было лет 30, наверное. Совершенно иной взгляд на вещи – не по канонам! Мы тогда, использовав его идеи, нашли абсолютно новые подходы к проблеме.

И сейчас у молодых преподавателей МИЭМа много неожиданных, необычных идей, связанных с интернеттехнологиями. Опытные педагоги готовят методическую часть программ, а молодые предлагают, как ее реализовать с применением возможностей Интернета. В результате сам методический материал претерпевает серьезные изменения.

А конфликта между «старой» и «новой» школами нет – только сотрудничество. И тому есть масса примеров. Скажем, в 2009 году профессорскопреподавательским коллективом МИЭМ были получены две премии правительства РФ в области образования: за цикл работ по созданию учебно-методического обеспечения образовательной программы «Концентрированные потоки энергии и их воздействие на материалы» и за научно-практическую разработку «Методология формирования активной жизненной позиции учащейся молодежи в условиях перехода России на путь устойчивого развития».

А как преподаватели старой «закваски» воспринимают, например, свободный доступ студента в Интернет во время сдачи экзамена? У вас тут везде открытый Wi-Fi и ноутбуки в аудиториях. Как относится к многочисленным нововведениям ваша «старая гвардия» – в частности, Евгений Викторинович Арменский, первый и многие годы бессменный ректор вуза?

Да еще во времена моего студенчества были продвинутые профессора, которые на экзамене говорили: пользуйтесь, ребята, учебниками сколько угодно! Важно не то, что ты вызубрил или откуда-то списал (пусть из книги, пусть с профильного сайта), а то, как распорядишься этим – например, решишь задачу. Тут свои мозги нужны! В этом смысле мало что изменилось. Только «библиотека» раздвинулась до мирового виртуала. Глобальная сеть расширяет возможности ведения учебной деятельности как для студентов, так и для преподавателей.

А Евгений Викторинович – настоящий преподаватель и ученый, который открыт для всего нового. Его вклад в создание нашего вуза переоценить невозможно. Мы по-прежнему привлекаем его к работе Ученого совета, обсуждаем вместе какие-то жизненно важные для коллектива вопросы. Он в курсе всего, что у нас происходит, живо интересуется новостями и может много полезного подсказать. Являясь профессором кафедры, он передает свой опыт и знания студентам, возглавляет Благотворительный фонд поддержки науки и образования. И с Интернетом активно работает.

Интернет-технологии позволяют нам совершенно иначе строить учебный процесс – даже в дневной его форме. Делаешь дома, используя личный компьютер, все лабораторные задания, приходишь в конце недели в аудиторию, доказываешь, что это сделал именно ты (если не ты, так сразу же будет видно).

И журнал учета посещаемости перестает быть своего рода «молитвенником»: требования к аудитории абсолютно другие.

Или есть, скажем, такая штука – «Умный мел» называется: с помощью лазерной указки пишешь все на доске, при необходимости исправляешь – то есть размышляешь. Это можно производить и «в удаленке» – через компьютер и непосредственно в учебном помещении. Получается, что новые технологии позволяют делать аудиторию распределенной: находясь в разных местах, люди работают над одним заданием.

На некоторых кафедрах уже сейчас существует «Единая информационная среда студента»: каждый при поступлении получает свой почтовый ящик, неограниченный доступ к файлообменному серверу, базе знаний, форуму, фотогалерее.

Вы видите место своего вуза в глобальных российских инновационных проектах типа Сколкова?

Несомненно. Научные и технологические решения, которые могли бы быть там востребованы, у нас отчасти уже имеются, отчасти в стадии разработки. И в автоматизации, и в электронике, и в электротехнике, и в материаловедении, и в нанотехнологиях. Ведь Сколково – это плотнейшая концентрация всех этих направлений. И нам есть что предложить.

Пожалуй, довольно показательна в этом смысле работа нашей аспирантуры. В ней в настоящее время обучаются 158 аспирантов. И из года в год количество успешно защищающихся аспирантов – 28–30% и более (среднестатистический показатель по стране – около 10%).

Выполняем исследования в рамках ряда федеральных и ведомственных целевых программ – за последние четыре года таких работ было произведено на 200 миллионов рублей, получено 113 патентов. Приведу несколько примеров. С 2002 года активно участвуем во внедрении информационной системы ЕГЭ, создали по заказу Минобрнауки РФ Автоматизированную информационную систему ФБС и Федеральную базу свидетельств о сдаче ЕГЭ. Разработанная в МИЭМ система АСОНИКА – финалист Зворыкинского проекта в 2009 году – сертифицирована Министерством обороны РФ и стала «де-факто» стандартом для исследования надежности систем оборонного назначения.

С 1982 года по решению ВПК СССР МИЭМ является головной организацией по исследованию радиационной электризации космических аппаратов и физических исследований электроразрядных процессов в диэлектриках. В настоящее время МИЭМ – один из немногих вузов – имеет лицензию Роскосмоса на проведение указанного вида работ, и ведущие предприятия космической отрасли, такие как ФГУП ЦНИИМАШ, КБ «Салют», ФГУП НПО им. С. А. Лавочкина, КБ «Химмаш», НПП ВНИИЭМ, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, заказывают нам проведение испытаний космических аппаратов.

МИЭМ участвует во многих международных программах. Это для вас повод предъявить себя миру или еще какие-то задачи?

В свое время МИЭМ одним из первых вузов страны ввел международный дистанционный образовательный проект (с университетом штата Нью-Йорк SUNY). В результате выпускники получали по окончании дипломы двух вузов. Затем эти наработки были использованы для желающих учиться дистанционно в Израиле. Впоследствии многое из этого стали делать и другие российские учебные заведения.

В 2001 году в рамках создания союзного государства в МИЭМ начал реализовываться проект обучения группы белорусских студентов на экономико-математическом факультете по специальности «национальная экономика».

Дипломы мы им вручили в посольстве Республики Беларусь. А в прошлом году кафедра математической экономики, выполнявшая этот проект, стала лучшей среди профильных кафедр в технических вузах России.

С 2003 года мы являемся постоянным участником крупнейшей в мире выставки инфокоммуникационных технологий CeBIT в Ганновере.

Много своих интересных проектов там представили: в 2003 году мы показали Виртуальный лабораторный практикум по курсу «Общая физика» для вузов, включающий 17 лабораторных работ от механики до физики атома, и профессора зарубежных университетов часами просиживали на нашем стенде и выполняли эти лабораторки. В 2008 году – тренажер «Виртусфера», позволяющий ходить собственными ногами в виртуале, в прошлом году – универсальную платформу для беспроводных сенсорных сетей, а в этом – «Умный мел» (я о нем уже говорил). Конечно, все это – в первую очередь наше позиционирование среди коллег по отрасли, по науке в целом, но и подпитка новыми идеями со стороны. А партнеры у нас повсюду – от Санкт-Петербурга до Сан-Франциско.

Важно, чтобы вуз был на слуху – и в России, и за ее пределами, чтобы в него стремились, о его дипломе мечтали. Мы всегда дорожили своей репутацией. На нее сегодня работают, помимо всего, и стройка в Строгине, и прекрасный спортивнооздоровительный комплекс «Руза» (11 гектаров), расположенный в старинной барской усадьбе на берегу Рузского водохранилища. Далеко не каждое московское учебное заведение может таким похвастать; там, конечно, дороговато – высокая себестоимость, но мы начали уже частично оплачивать студентам путевки.

Сейчас идет новый набор. Абитуриентов я видел в ваших коридорах множество. Но что-то не заметил обычных для этого времени очередей в приемную комиссию. Как это?

Каждый новый набор – важный этап в жизни вуза. С одной стороны, мы должны выполнить контрольные цифры, с другой – принять самых подготовленных. Практика приема по результатам ЕГЭ, увы, порой создает ситуации, когда в итоге в одной группе оказываются и одаренные ребята, и «середнячки», которым на ЕГЭ, скажем так, просто повезло. И потом нашим преподавателям трудно установить ту планку обучения, при которой сильным будет интересно, а те, кто послабее, по крайней мере чтото поймут. Сейчас, кстати, на ЕГЭ больше школьников сдает гуманитарные дисциплины и значительно меньше – физику и информатику. А МИЭМ – один из немногих вузов, в котором нужна именно физика. Так что отбирать непросто. И все-таки нам удается. Об этом говорят достижения наших студентов.

Уже много лет мы являемся участниками Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи НТТМ; только в прошлом году оргкомитетом на конкурсной основе было отобрано 7 проектов, выполненных нашими студентами, а 4 из них отмечены дипломами и медалями. Наши студенты со своими разработками участвовали в Молодежной венчурной ассамблее, Форуме победителей «Прорыв», выставках «Образовательная среда» и SofTool. В этом году на Международном салоне инноваций «Архимед» получили 3 диплома.

Буквально месяц назад команда МИЭМ победила в общем зачете Спартакиады по компьютерному многоборью IT-Students e-cup 2010, студенты факультета «автоматика и вычислительная техника» принимают участие в Пятой Международной открытой студенческой олимпиаде по программированию имени С. А. Лебедева и В. М. Глушкова, а прямо сейчас студент факультета «информатики и телекоммуникаций» Дима Авдеев соревнуется в финале конкурса «Молодые таланты Москвы» в номинации «наука и инновации», и мы желаем ему победы.

А удивившее вас отсутствие очередей – потому, что принимаем документы в электронном виде. Для этого у нас создана АИС «Абитуриент», позволяющая подавать документы через Интернет. Поэтому от руки нужно только подписать бланк заявления, на что уходит две-три секунды.

В этом году мы планируем принять 530 новых студентов.

Это только бюджетники. Тем же, кто не попадет в квоту, будет предложена учеба на коммерческой основе – с возможностью, конечно же, при хороших оценках, перейти на бесплатную форму. Замечу, что с нового учебного года мы вводим повышенные стипендии для тех, кто будет учиться на инженерных специальностях. Приоритет! И помогает нам в этом «Фонд Арменского».

Вы-то сами – тоже миэмовец?

Учился я не здесь, но в МИЭМе защитил кандидатскую диссертацию, а потом, окончив в нем докторантуру, защитил и докторскую. В конце 90-х преподавал в МИЭМ, затем перешел в ГНИИ ИТТ «Информика», но связей с вузом не терял. И вот в апреле этого года вернулся сюда. В науке специализируюсь в информационных технологиях, веб-технологиях, в том числе и в области обучения.

Если же говорить о моей докторской диссертации, то я в ней занимался параллельными вычислительными процессами – это, словом, чистая математика. Преобразование пространства до такого вида, чтобы с ним работать было легко и понятно. То есть его приспособление к компьютерным моделям: раскладываем все на элементарные составляющие, решаем задачу – и возвращаемся в реальное пространство.

Сделаю вид, что я, гуманитарий, что-то понял. И вернемся к теме новостройки в Строгине. Новый корпус – это для вас просто более удобные стены? Или планируемый прорыв по части методик, технологий обучения?

Мы продолжаем двигаться в избранном нами актуальном направлении: уже сейчас наши аудитории оснащены современными интерактивными средствами обучения, в дальнейшем хотим перейти на модель, когда студенты дома, на компьютере, изучают лекцию и знакомятся со всеми материалами по теме с помощью современных вебтехнологий. А уже в стены вуза приходят, только чтобы задать преподавателю вопросы – прояснить то, что им непонятно.

Электронных образовательных ресурсов сейчас в Сети огромное количество, поэтому я рассчитываю, что это позволит нам выйти на совершенно новый качественный уровень обучения.

Учебный комплекс в Строгине возводится на средства инвесторов. Ну а дальше… А дальше будем зарабатывать путем расширения спектра предоставляемых платных образовательных услуг. Например, уже сейчас совместно с компанией «Ай-Теко», одной из ведущих IT-компаний России, мы вплотную подошли к реализации целевой магистратуры для нее, стоимость обучения в которой составляет 400 тысяч рублей.

Однако взятый студентом для обучения кредит компания обязуется погасить в течение трех лет после окончания обучения. При этом студенты нанимаются на работу в компанию сразу после зачисления в магистратуру.

В любом серьезном, хорошем вузе студенты не только учатся, но и личностно развиваются. Как я слышал, когда-то в ваших стенах выступали Галич, «Машина времени» Макаревича, Высоцкий… А что сейчас?

Активная культурная и спортивная жизнь происходит у нас и ныне. Есть команда КВН, свой театр, в котором играют студенты МИЭМа. Есть различные секции и кружки, начиная от аэробики до игры на гитаре. Есть очень интересная, сплоченная секция тяжелой атлетики, подготовившая немало чемпионов на уровне Москвы и области. Яхт-клуб в нашем спортивно-оздоровительном комплексе и тур-клуб, организующий походы по всей территории России.

Совсем недавно у меня проходила встреча со студентами: вопросов от них было – на трех страницах. О разном спрашивали, в том числе и о том, что впрямую не касается занятий.

Очень ведь важно, как чувствует себя молодой человек в этих старых стенах. Буду так общаться со студентами в конце каждого семестра. Для меня сейчас одна из самых важных задач – поддержание творческой атмосферы и среди студентов, и среди преподавателей.

Только в спокойном, доброжелательном, заинтересованном сотрудничестве можно продвигать большую науку, воспитывать действительно ярких, современных профессионалов, нашу интеллектуальную элиту.

Константин ИСААКОВ

http://www.vmdaily.ru/…/101069.html



nikst аватар

Ну что сказать? Накануне 50-летнего юбилея можно сказать, что МИЭМ готовит элиту – научную, технологическую. Причем в областях, сверх-актуальных сегодня для державы.

  • Это информационные системы и технологии, электроника и микроэлектроника, прикладная математика, нанотехнологии и наноматериалы, метрология, стандартизация и сертификация, информатика, вычислительная техника, проектирование и технология электронных средств, автоматизация и управление, компьютерная безопасность.

Так держать! Наши поздравления и пожелание новых достижений!..