Специфика процесса коммерциализации инноваций

Коммерциализация инноваций

Российские и зарубежные инвесторы о том, как преодолеть пропасть, разделяющую научное и предпринимательское сообщество, научить ученых мыслить в категориях рынка и начать зарабатывать на “интеллекте”

WhiteKendrick-MarchmontCapitalPartners.jpg Кендрик Уайт

Коммерциализация инноваций подобна переводу мыслей в слова. Известно, что слова – несовершенная форма выражения, не способная передать всю полноту мысли, но все же только благодаря им идея может привлечь слушателя, запустить механизм обмена информацией, стать источником новых идей и в результате изменить мир. То же происходит в сфере инноваций: технология, не нашедшая применения, остается никому не известной, не получает финансирования, не привлекает новых исследователей. Вывод на рынок продукта, основанного на технологии, – единственный способ для нее выжить.

  • В то время как на Западе главной проблемой этой цепочки является поиск рыночной возможности, в России на первый план встает проблема отсутствия связующего звена между учеными и компаниями. Не последнюю роль здесь играет тот факт, что большинство российских ученых 30–40 лет живут и работают за границей, а по статистике именно ученые этого возраста решаются коммерциализировать свои разработки.

Представители российской науки более преклонного возраста обычно относятся к бизнесу с недоверием и пренебрежением. По словам Сергея Митрофанова (Brandflight), Россия – это бренд, одним из составляющих которого является слово “интеллект”, однако “это интеллект, который мы не умеем продавать”.

  • Как научить ученых думать о деньгах, и что нужно для того, чтобы эти деньги получить? Для ответа на эти вопросы Кендрик Уайт, директор Marchmont Capital Partners, собрал в одной комнате ученых и инвесторов на форуме «Коммерциализация инноваций в нанотехнологиях». В процессе дискуссии оказалось, что их восприятие целей исследований и предназначения технологий в корне различны. Ученые отстаивали свое право не вмешиваться в бизнес-процессы и заниматься фундаментальной наукой, так как “это отнимает слишком много времени” и “на то есть бухгалтеры”. Инвесторы настаивали на том, что готовы вкладываться только в те разработки, которые могут найти применение в продуктах.

Marchmont_logo.jpg .

Смысл технологий

  • Есть знаменитая полумифическая история о “космической ручке”. Мол, во времена первых полетов в космос в NASA потратили миллионы долларов на создание ручки, которая будет писать в условиях невесомости, а затем узнали, что русские для этих целей просто используют карандаш. Мораль этой истории в том, что порой простое и элегантное решение может заменить самую сложную технологию. На самом деле в NASA знали о существовании карандашей, но также знали и о том, что при нажатии грифель крошится, и кусочки графита начинают летать по кабине, попадая в глаза космонавтам и механизмы.

“Космическая ручка” действительно была придумана, но в NASA не тратили на ее разработку миллионов. За них ее создал предприниматель Пол Фишер, компания которого занималась производством ручек. Мораль этой истории: в мире есть проблемы, которые можно решить только с помощью новых технологий, и именно в этом их предназначение.

“Абстрактной ценности в технологиях нет, до тех пор, пока им не найдется реальное применение. Если шариковая ручка создана при помощи нанотехнологий, но при этом выполняет функции обычной ручки, смысла в ее создании нет”, – считает инвестор Дэниэл Колберт. – “Как ученого, меня интересует наука, как инвестора – не особенно. Во-первых, хотя тема нанотехнологий сейчас очень популярна, прорывных продуктов на их основе пока слишком мало, и меня это настораживает. Во-вторых, с точки зрения инвестора, чем сложнее технология, тем больше риски. Меня привлекают так называемые “wooden spoon technology” (технологии уровня деревянной ложки), то есть простые и эффективные. В них я готов вкладываться”.

skolkovo_0.jpg .

Как получить деньги Сколково?

По словам Кендрика Уайта, коммерциализация – это адаптация фундаментальной науки к бизнесу. Даже в лояльном к научному сообществу Сколково гранты будут выдаваться исключительно на те разработки, которые впоследствии могут быть коммерциализованы. Для многих ученых Сколково – это очередные “потемкинские деревни”. Зачем тратить столько денег на строительство нового города, когда лаборатории, расположенные в Черноголовке, вынуждены увольнять сотрудников, потому что не могут платить им даже по 25 тыс. руб. в месяц?

  • Из слов Николая Суетина, директора по науке и технологиям IT-кластера Фонда Сколково, становится понятно, что Сколково от Черноголовки отличается и целями, и позиционированием. Во-первых, Сколково – это бренд, рассчитанный на привлечение международного внимания, во-вторых, это место только для тех ученых, которые готовы заниматься прикладной наукой.

“Здесь никто не будет вкладываться в идеи, которые никому не нужны”. В настоящее время статус участника «Сколково» присвоен уже 155 компаниям, и 29 компаний получили гранты на реализацию инновационных проектов.

skolkovo_5.jpg .

Сколько денег можно получить в Сколково?

Все зависит от того, сможете ли вы привлечь стороннее финансирование. Если у вас есть команда и идея, которую можно коммерциализировать, но нет бизнес-плана, инвесторов и анализа рынка, вы можете претендовать на 1,5 млн рублей. Если ваш проект находится на посевной стадии, идея имеет явные преимущества перед мировыми аналогами, большой потенциальный рынок, и вы смогли привлечь 25% внешнего финансирования, сумма гранта увеличивается до 30 млн руб. Стороннее финансирование, равное 50%, дает право на получение гранта в 150 млн руб., а в случае 75% – 300 млн руб.

  • Подать заявку на получение гранта и узнать подробности можно через сайт www.i-gorod.ru . Обещают, что предвзятости в рассмотрении заявки быть не должно, так как информация о вашей компании рассылается сразу десяти экспертам вашей области, пять из которых – иностранцы.

Как понравиться венчурному фонду?

Если государственные деньги получить не получилось, можно обратиться в частные венчурные фонды. Даниил Радченко, представитель старейшего фонда России Russia Partners, рассказал о том, чего будет ожидать от вас инвестор:

  • во-первых, вы должны понимать, на какой стадии развития находится ваша компания. Пока у вас нет работающего прототипа и первых пользователей, вы можете претендовать только на деньги друзей и бизнес-ангелов;
  • во-вторых, надо знать, сколько именно денег вы хотите получить, никаких приблизительных цифр, только четкий бизнес-план;
  • в-третьих, роли в компании должна быть четко распределены, чтобы инвестор понимал, кто конкретно будет заниматься ее развитием, мог пообщаться с командой лично;
  • в-четвертых, сформулируйте, что вы хотите получить от фонда, кроме инвестиций. Фонд не банк, он покупает часть акций вашей компании и заинтересован в ее развитии, поэтому готов активно участвовать в ее жизни: помогать с поиском крупных клиентов и партнеров, с выходом на международный рынок и т.д.

Что делать, если у вас нет продукта, но есть технология?

  • По мнению Сергея Митрофанова, даже технологию можно превратить в бренд, готовый к продаже. Например, мало, кто из нас знает, что такое молибденит, а, между тем, это материал, превосходящий по качественным свойствам графен. Однако графен – это уже бренд, и именно за ним будущее электроники. Брендинг технологии может начинаться задолго до того, как продукт появится на полках. Потребителя надо готовить к будущему, ломать его привычки. Один из примеров технологического бренда – это wi-fi.

“Ошибаются те, кто думает что wi-fi – это технология беспроводной связи, на самом деле, это возможность привлечь посетителей в кафе”, – именно в таком стиле Сергей предлагает рассуждать ученым.

Создать бренд – значит донести информацию о своей идее и сделать ее желанной для обычного пользователя. Инвесторам интересны технологии, необходимость которых доказаны рынком, значит, надо научиться нравиться покупателям, стать частью их сознания. Для этого надо говорить с ними на одном языке: чем проще, тем лучше.

Наталья Прокина

http://www.opora-credit.ru/…t/detail.php?…



nikst аватар

Российские и зарубежные инвесторы рассуждают о том, как преодолеть пропасть, разделяющую научное и предпринимательское сообщество, научить ученых мыслить в категориях рынка и начать зарабатывать на “интеллекте”.

  • Очень интересное обсуждение проблемы… Почаще бы нам читать такие материалы. Вместе с тем, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

Нужно бы на практике внедрять эти прекрасные предложения. Ну, может быть, следует уповать на другую мудрость: Капля по капле камень точит. Возможно, со временем у нас и появятся такие учёные, такие предприниматели, которые, по словам Николая Суетина, поймут, что Сколково – это место только для тех ученых, которые готовы заниматься прикладной наукой…

  • В добрый час и новых достижений!..