Самолет сварили

Самолет сварили

Ученые решили давнюю проблему авиастроения

Трудно поверить, но даже самые современные «Боинги» и «Эрбасы» до сих пор клепают. В прямом смысле этого слова. На корпусе лайнера можно насчитать до 30 миллионов (!) заклепок. А ведь это очень трудоемкая операция. Однако современные технологии пока не могут ее заменить.

  • Почему? Один из главных авиационных материалов – титан. Он прочней и легче стали. Но с другой стороны, титан капризен. И, в частности, практически не поддается сварке. Швы получаются очень непрочными, хрупкими. Российские ученые, кажется, нашли способ решить многолетнюю проблему, применив лазер и нанотехнологии.
  • Обычно при сверке титана образуются крупные дендритные (древоподобные) структуры, между которыми слабые связи, поэтому шов становится хрупким, – поясняет заместитель директора Института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий Оришич.

Все изменилось, когда мы добавили в шов наночастицы специальной керамики. В расплаве они перемешиваются с металлом и становятся центрами кристаллизации. В итоге вместо крупных дендритов образуются маленькие, что в разы увеличивает прочность шва.

Ноу-хау новосибирских ученых не только в нанопорошках, важен и сам режим лазерной сварки. Он обеспечивает «кинжальное» проплавление материалов в месте шва. Ученым впервые удалось получить при сварке титана прочность шва такой же, как и у самого металла. А затем они соединили титан со сталью. И шов получился прочней, чем оба его компонента.

http://www.rg.ru/…/sposob.html



nikst аватар

Новосибирские ученые разработали «ноу-хау» – способ сварки деталей самолета с мощью лазера и нанотехнологий.

  • Молодцы ребята сибиряки!.. Это очень важное и нужное изобретение, которое, без сомнения, найдёт широкое применение в самых разных отраслях нашей экономики (да и не только нашей).

Наши поздравления и пожелания новых открытий, изобретений, успехов и достижений!..