Подсчитали - прослезились...

-->

Нанотехнологии в ЕС: революции не произошло

Подведены итоги исследований в области нанотехнологий и нанонаук, многофункциональных материалов, новых устройств и производственных процессов, финансировавшихся Шестой рамочной программой научных исследований и технологического развития Евросоюза (далее – NMP FP6 – аббревиатура, используемая Еврокомиссией). За пять лет, с 2002 по 2006 годы, на эти исследования, проводившиеся в рамках 389 проектов, было выделено 1,442 миллиарда евро из 17,5 миллиарда совокупного бюджета FP6. Что же удалось сделать?

nmp.jpg .

В докладе, подготовленном для Еврокомиссии Оксфордской исследовательской группой (Oxford Research) и Австрийским институтом по исследованию малых и средних предприятий (Austrian Institute for SME Research), отмечается, что NMP FP6 внесла существенный вклад в развитие нанотехнологий, однако не привела к революционным изменениям. Поставленные цели в той или иной степени достигнуты: получены новые важные результаты (но не революционно новые и, судя по всему, не сверхважные), наработана критическая масса материалов, отмечена экологическая составляющая исследований, появилось больше возможностей для карьерного роста молодых специалистов. Однако по-прежнему наиболее актуальной задачей остаётся не накопление новых знаний, а коммерциализация нанотехнологий и привлечение малых и средних компаний к их использованию.

Немного истории

  • Стратегическая задача NMP FP6 заключалась в содействии развитию нанотехнологий в Европе. Известно, что ещё в 2004 году Еврокомиссия выпустила коммюнике Towards a European Strategy for Nanotechnology («На пути к Европейской стратегии для нанотехнологий»), в котором содержался призыв к смещению дискуссии о нанонауках и нанотехнологиях на уровень официальных органов власти, а также к разработке общей, интегрированной стратегии их развития. За стратегией последовал План действий в области нанотехнологий (Nanotechnology Action Plan) на 2005–2009 годы. В нём определили ряд совместных шагов, которые должны были предпринять страны ЕС «для ответственного, интенсивного и безопасного развития нанонаук и нанотехнологий».

Для воплощения в жизнь пунктов этого плана правительства Великобритании, Германии, Франции разработали национальные программы развития нанотехнологий, имеющие некоторые отличия друг от друга. Затем с инициативой по разработке общей политики в области нанотехнологий, которая нашла отражение в Шестой рамочной программе, выступила Еврокомиссия.

  • Важной задачей FP6 было объявлено «создание общеевропейской сети исследовательских проектов, обеспечение широкого доступа к новым технологиям». Эти цели, безусловно, отвечали установкам программ отдельных стран EC, поэтому многие общеевропейские проекты получили дополнительное финансирование от национальных правительств.

По мнению авторов доклада и опрошенных ими экспертов, выбор тем исследований в ходе реализации FP6 сместился от фундаментальных к прикладным, коммерчески привлекательным проектам, сконцентрированным на решении основных задач, стоящих перед европейской промышленностью. Большое количество заявок на участие в программе NMP FP6 (порядка 5,5 тысячи), поданных практически всеми ведущими центрами исследований нанотехнологий, подтверждает своевременность поставленных задач. Координаторы проектов также считают, что выбор приоритетных направлений FP6 существенно улучшился по сравнению с предыдущей рамочной программой Евросоюза (FP5). И хотя завершились лишь 20 процентов проектов в рамках NMP FP6, в докладе сделаны некоторые существенные обобщения.

rd_investments_0.jpg

Основные выводы

  • К сожалению, наименее затронуты на сегодня темы исследований – как в рамках NMP FP6, так и национальных программ – разработка норм безопасности, исследование токсичности наноматериалов, а также обсуждение этических вопросов развития нанотехнологий. Эти задачи «должны обязательно стать приоритетными для Еврокомиссии в дальнейшем», подчёркивается в докладе.

Очень важна взаимосвязь исследований в сфере нанотехнологий с современной промышленностью. Система финансирования Шестой рамочной программы ЕС не предполагала резервирования ресурсов для решения конкретных технологических задач, что способствовало бы конкуренции между различными проектами. В начале работы над FP6 промышленным аспектам нанотехнологий уделялось не слишком много внимания, но со временем ситуация значительно изменилась. Два крупнейших европейских игрока – Германия и Франция – рассматривают FP6 как «важнейшую платформу, обладающую огромным потенциалом с точки зрения практического применения нанотехнологий».

  • Однако какого-либо существенного прорыва во внедрении нанотехнологий в индустриальном масштабе в минувшие пять лет так и не получилось. Страны ЕС пытаются использовать новые материалы в уже существующих производственных линиях и процессах, избегая создания принципиально новых технологий. Анализ государственных программ различных стран Евросоюза показывает, что акцент по-прежнему делается на промышленно ориентированные исследования. Индустриальные круги Европы медленнее реагируют на новые достижения в области нанотехнологий по сравнению с США, Китаем, Сингапуром.

В последнее время большинство европейских правительств выражают заинтересованность в поддержке малых предприятий, в том числе стартапов, которые рассматриваются как потенциальная движущая сила коммерческого успеха в сфере нанотехнологий. Во Франции, например, главным образом поддерживают исследования через механизм налоговых кредитов. Ежегодно на эти цели выделяют 3 миллиарда евро. Серьёзные усилия предпринимают Германия и Испания, чтобы создать развитую индустрию фотовольтаических элементов.

  • К сожалению, мировой финансовый кризис и последовавшее за ним ужесточение режимов частного кредитования, особенно чувствительное для малых и средних предприятий, неблагоприятно отразились на коммерциализации нанотехнологий в рамках небольших бизнес-проектов. Необходимость их поддержки со стороны Еврокомиссии и отдельных государств Евросоюза в связи с этим лишь возрастает.

Ещё одна важная задача FP6, как и национальных программ, – достижение большей интеграции исследователей, работающих в сфере нанотехнологий, с индустриальными кругами объединённой Европы. В докладе отмечается, что индустриально развитые страны мира начинают вкладывать значительные ресурсы в создание крупных исследовательских центров, обладающих необходимой инфраструктурой и ресурсами для появления новых нанопродуктов, их быстрой коммерциализации, а также для развития международного сотрудничества (среди таких центров – Penn State Industrial Research, University of Texas Energy Frontier Research Center, CAMP NANO China). Возможно, в ближайшем будущем крупные исследовательские центры станут реальным фактором поддержания конкурентоспособности Европы в этой сфере.

  • Шестая рамочная программа также сыграла важную роль в укреплении образовательного и кадрового потенциала европейской науки. Значительные ресурсы выделялись на создание курсов в магистратурах и аспирантурах ряда университетов, на финансирование исследований молодых учёных и на повышение квалификации сотрудников, работающих над проектами FP6.

Максим Щербина

Источник: Ex-post evaluation of NMP (FP6). Strategic impact, no revolution. June 2010



nikst аватар

Разумеется, это лишь самый общий, можно даже сказать – поверхностный – взгляд на итоги развития нанотехнологии в странах Европейского союза. В подготовленном отчёте отмечается, что NMP FP6 внесла существенный вклад в развитие нанотехнологий, однако не привела к революционным изменениям.

  • Поставленные цели в той или иной степени достигнуты: получены новые важные результаты (но не революционно новые и, судя по всему, не сверхважные), наработана критическая масса материалов, отмечена экологическая составляющая исследований, появилось больше возможностей для карьерного роста молодых специалистов. Однако, по-прежнему наиболее актуальной задачей остаётся не накопление новых знаний, а коммерциализация нанотехнологий и привлечение малых и средних компаний к их использованию.

Для более детального изучения ситуации нужно обязательно подробно ознакомиться с этим отчётом и сделанным в нём выводам. Однако, уже и сейчас очевидно, что крен всей деятельности в данной области стоит перенести на коммерциализацию научных разработок и побуждение промышленности/бизнеса к более интенсивному восприятию нововведений в данной области.

  • Или, как сказано в основных выводах (и это стОит повторить ещё раз), «По-прежнему наиболее актуальной задачей остаётся не накопление новых знаний, а коммерциализация нанотехнологий и привлечение малых и средних компаний к их использованию».

Так что, цели ясны, задачи поставлены… За работу, товарищи!..