Подготовка кадров по нанотехнологиям: обмен опытом

-->

ТГУ делится опытом с коллегами в сфере нанотехнологий

Руководство Томского государственного университета приняло участие в ряде крупных общероссийских мероприятий, посвященных развитию нанотехнологий, сообщает пресс-служба вуза.

Meier_Georgy.jpg

Ректор ТГУ Георгий Майер был приглашен на Всероссийский семинар-презентацию результатов приоритетного нацпроекта «Образование» по направлению «Создание основы распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам». Семинар проходил на базе МГТУ им. Баумана, и его участниками стали более сотни представителей ведущих вузов России.

  • Ректор Томского государственного университета стал одним из трех руководителей вузов-победителей первого Всероссийского конкурса инновационных вузов, которым было предоставлено право выступить на пленарном заседании. Кроме него, об итогах и перспективах работы по подготовке кадров в области нанотехнологий рассказывали на семинаре ректоры МГТУ им. Баумана и Московского института электронной техники. В своем докладе Георгий Майер обозначил основные варианты того, как инфраструктура и образовательные стратегии, созданные в ТГУ в рамках инновационной программы, могут быть использованы для решения общероссийских задач.

В рамках семинара преподаватели ведущих вузов страны провели мастер-классы, рассказав о новых методиках обучения студентов по направлению «Нанотехнологии». Состоялась также встреча руководства ТГУ с представителями госкорпорации «Роснанотех». В июне гендиректор госкорпорации Леонид Меламед побывал в Томском государственном университете, во время этого визита были намечены возможные варианты сотрудничества ТГУ с «Роснанотехом». Теперь руководство ТГУ предложило госкорпорации 9 конкретных проектов, предполагающих создание предприятий по производству различных видов высокотехнологичной продукции. Три проекта уже находятся в детальной разработке.

  • Во время поездки руководство ТГУ принимало участие еще в одном мероприятии, посвященном развитию нанотехнологий в российских вузах, – заседании общественного совета по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий. Совет был создан при Московском государственном университете как координационный орган, который будет обобщать опыт ведущих вузов страны по направлению «Нанотехнологии» и пытаться сформировать общую стратегию этой работы. На заседании совета выступило около 20 представителей российских вузов, в том числе начальник Научного управления ТГУ Иван Ивонин (см. ниже).
  • Руководство ТГУ уже готовится к следующей командировке, посвященной обмену опытом в области инновационных научно-образовательных программ. В сентябре состоится следующий Всероссийский семинар-презентация, темой которого станут на этот раз IT-технологии. В качестве докладчика на семинар приглашен проректор ТГУ по информатизации Владимир Демкин.

http://obzor.westsib.ru/news/247698

Вузы обмениваются опытом в деле подготовки кадров для НТ. Хорошее это дело! И очень важна инициатива МГУ, где был создан Oбщественный Совет по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий. Совет был создан при Московском государственном университете как координационный орган, который будет обобщать опыт ведущих вузов страны по направлению «Нанотехнологии» и пытаться сформировать общую стратегию этой работы. Это говорит о том, что и накопленный опыт, и результаты проведённой до сих пор работы не уйдут в песок, а будут накапливаться и служить фундаментом для дальнейшей работы в данной области…



nikst аватар

Общественный совет по нанотехнологиям должен быть…

… так считало подавляющее большинство собравшихся на первое организационное заседание общественного совета по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий. Собрание состоялось 30 июня на Факультете наук о материалах МГУ им. М.В.Ломоносова.

  • На встрече присутствовало около 40 человек, представлявших ВУЗы Москвы (МГУ, МГТУ, РХТУ, МИФИ, Российский государственный медицинский университет, Московскую Медицинскую Академию, Высшую школу экономики) и различных регионов России, а также республики Беларусь (Самарский государственный аэрокосмический университет, Белорусский ГУ, Южно-Уральский ГУ, Южный Федеральный ГУ, Уфимский государственный авиационный технический университет, Северо-Кавказский ГТУ, Дагестанский ГУ, Белгородский ГТИ, Томский ГУ), фирмы, корпорации и ассоциации (ГК «Роснанотех», НИК НЭП, концерн «Наноиндустрия», НТ МДТ, «Опора России»), Российскую Академию Наук (ИХФ РАН, ИПХФ РАН, ИХТТ СО РАН).
  • Председательствовал на собрании декан факультета наук о материалах академик РАН Ю.Д.Третьяков.

Было заслушано 18 выступлений, в которых обсуждались существующие проблемы (а было их много), а также давались рекомендации, как строить дальнейшую работу. Ниже приводятся фото и аудиоматериалы с заседания, а также анкеты, которые можно заполнить и послать Е.А.Гудилину для дальнейших контактов (goodilin@inorg.chem.msu.ru). Позже будут добавлены расшифровки стенограмм выступлений. Можно также вспомнить, как проходил круглый стол в Новосибирске на второй Всероссийской конференции по наноматериалам НАНО-2007, фактически инициировавший формирование этого Совета.

Во время выступлений было отмечено следующее:

  • создание независимого общественного Совета должно стать площадкой для открытого и непредвзятого обсуждения четко сформулированных вопросов, связанных с развитием образования в области нанотехнологий, а также для обмена мнениями и лучшим отечественным и зарубежным опытом между всеми регионами РФ, Совет должен быть открыт для сотрудничества с любыми другими общественными, образовательными организациями, бизнес- и государственными структурами, которые активно участвуют в развитии «нанообразования»;
  • Совет должен быть организован таким образом, чтобы существовали непрерывные и эффективно действующие контакты (в том числе с использованием сети Интернет) между его постоянно пополняющимися членами;
  • собрания Совета по заранее заданной тематике должны проходить систематически и, возможно, быть приуроченными к соответствующим семинарам и конференциям, проходящим в различных регионах РФ, а также, вероятно, на территории Украины, Беларуси и стран СНГ;
  • Совет должен включать представителей заинтересованных коммерческих структур – потребителей кадров наноиндустрии (ГК «Роснанотех», НИК НЭП, НТ МДТ, национальной ассоциации наноиндустрии и др.);
  • Совет должен тесно сотрудничать с известными организациями, которые позволяли бы проводить решения Совета в жизнь (Торгово-Промышленная Палата, Российский Союз Ректоров и т.д.);
  • необходимо организовать рабочую группу или рабочие группы, которые между заседаниями Совета выполняли бы текущую работу и организовывали взаимодействие;
  • актуальной задачей является разработка методик и реализация специальных программ повышения квалификации и дополнительного образования, в том числе для руководящего персонала, заведующих кафедрами и т.д.;
  • желательно создать банк данных рабочих программ и учебных курсов по нанотехнологиям, действующих в различных ВУЗах, для их совершенствования и обмена опытом практической работы между ВУЗами соответствующего профиля (с учетом авторских прав и прочих регламентаций). Творческая составляющая по выработке новых идей и созданию новых учебных программ в рамках деятельности Совета является, несомненно, одной из самых важных;
  • требуется разработка реальных мер, которые бы мотивировали молодых исследователей на карьеру в области нанотехнологий, в том числе создание новых рабочих мест в высокотехнологических компаниях (возможно даже малых, инновационных) для работы после завершения обучения в ВУЗе;
  • следует решить проблему быстрого выпуска учебной литературы, одобренной в качестве учебных пособий для тех или иных специальностей ВУЗов. Для этого возможно прямое сотрудничество с издательствами и соответствующими секциями учебно-методических объединений. Кроме того, выглядит целесообразным обмен информацией о наличии доступа к тем или иным базам литературных и патентных данных в различных ВУЗах, а также распространение информации о проводимых конференциях и семинарах, в том числе для студентов, аспирантов, молодых ученых;
  • важным направлением работы является формирование непрерывного образования школа-ВУЗ и формирование системы целевой магистратуры и аспирантуры, а также решение проблемы дальнейшего обучения или трудоустройства бакалавров, которые (особенно в случае технических ВУЗов) на данный момент практически никому не нужны и должны, на самом деле, продолжать свое образование дальше;
  • необходимо расширить возможности проведения практик и стажировок для бакалавров и магистрантов с целью ознакомления с опытом работы в ведущих научных группах, инновационных компаниях и лучших центрах коллективного пользования (научно-образовательных центрах) для получения опыта работы с современным аналитическим и синтетическим оборудованием.

http://www.nanometer.ru/…t_53402.html