Перспективы сотрудничества России и Израиля

-->

Денежный интерес и пустые хлопоты

В Иерусалиме завершилась работа смешанной российско-израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Российскую делегацию в этот раз возглавлял первый вице-премьер Виктор Зубков, израильскую – министр иностранных дел Авигдор Либерман

zubkov_lieberman.jpg .

Это уже восьмое заседание комиссии, которая занимается вопросами торговли, инвестиций, научных исследований, промышленных разработок, предпринимательства, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, космических исследований, здравоохранения, пенсионного обеспечения, туризма, телекоммуникаций, экологии, финансов, кинопроизводства и других. На нем было отмечено, что товарооборот между двумя странами постоянно растет, и с начала текущего года составил 1 миллиард 150 миллионов долларов.

  • Особый размах приобрело сотрудничество в области сельского хозяйства. Поставки овощей и фруктов в Россию занимают значительное место в экспорте Израиля. Последний год, когда небывало жаркое лето в средней полосе привело к гибели большой части урожая, заставил российские власти обратиться к разработкам Израиля в сфере растениеводства и животноводства. Взвешивается возможность обучения в Израиле профильных специалистов. В связи с этим российская делегация посетила сельскохозяйственный исследовательский центр «Вулкани».

Традиционно большой интерес россиян вызывает израильский опыт в сфере высоких технологий и нанотехнологий, особенно сейчас, в связи с провозглашенной президентом Медведевым программы модернизации науки и создания наукограда Сколково. Намечается сотрудничество в области энергетики, особенно в сфере ресурсосберегающих технологий и разработки альтернативных источников энергии, в медицине и фармакологии, в исследовании космоса и добыче газа.

  • После введения безвизового режима активно развивается туризм между двумя странами; сейчас между Израилем и различными городами России действует около 70 авиарейсов в неделю.

На заседании в Иерусалиме члены комиссии обсудили совместные пути преодоления последствий мирового финансового кризиса, прежде всего поощрение взаимных инвестиций и предпринимательства.

  • Была упомянута и совместная работа в сфере безопасности и преодоления чрезвычайных ситуаций. Представитель министерства внутренней безопасности пригласил руководство МЧС России принять участие в крупномасштабных учениях, которые должны пройти в Израиле летом 2011 года.

Израильская сторона также затронула тему выплаты пенсий из России тем бывшим гражданам СССР, которые репатриировались в Израиль до 1992 года. Ответа на этот вопрос пока не получено. Москву, конечно, не радует перспектива отдавать деньги «на сторону», в то время как многие российские пенсионеры влачат нищенское существование и в стране растет недовольство системой социального обеспечения. Однако можно рассчитывать, что решение о пенсиях будет принято ради поддержания хороших отношений между странами и в ожидании взаимных шагов навстречу.

  • Нет сомнений, что экономическому и социальному сотрудничеству с Израилем Москва придает большое значение; не случайно Владимир Путин в телефонном разговоре накануне совещания комиссии попросил Биньямина Нетаниягу встретиться с Зубковым, что тот и сделал «с радостью».

Помимо обсуждения экономических контактов, Нетаниягу рассказал российской делегации о ходе строительстве памятника погибшим во Второй мировой войне солдатам Красной Армии. Если судить по официальным отчетам, о политике на этой встрече речи не заходило.

  • Зубков встречался и с президентом Шимоном Пересом, который пытался обсудить с московским гостем проблемы мирного процесса, ситуацию на Ближнем Востоке и переговоры Израиля с палестинской администрацией. Но его собеседник предпочел сделать акцент на позитивных моментах: достижениях в экономических отношениях между Россией и Израилем и многообещающих перспективах в их развитии.

Возможно, политические вопросы первый вице-премьер России оставил президенту Медведеву, который должен посетить Израиль в середине января. Не исключено, однако, что и этот визит, приуроченный к 20-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем, не принесет серьезных результатов в области политического сотрудничества и его главным событием станет передача России Сергиева подворья в Иерусалиме. Москва в данный момент больше заинтересована в Израиле как в экономическом партнере, чем в политическом союзнике. Об этом косвенно свидетельствует и недавняя встреча Дмитрия Медведева с иранским президентом Махмудом Ахамадинеджадом на Каспийском саммите в Баку, которую российские обозреватели назвали прорывом в отношениях между Москвой и Тегераном.

  • В последнее время отношения между РФ и Исламской республикой осложнились из-за того, что Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности об ужесточении санкций в отношении Ирана, а позже отказалась от поставок Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300. Свою лепту во взаимное охлаждение внес и Ахмади-Неджад, который неожиданно выступил с требованием компенсации за пребывание советских и британских войск на территории Ирана в годы Второй мировой войны. Иранские власти не разрешили российскому самолету воспользоваться воздушным пространством страны для перелета на международную выставку в Персидском заливе. Произошел инцидент между иранскими пограничниками и российскими рыболовами в Каспийском море. Такие «мелочи» в Кремле не забывают и не прощают.

zubkov_lieberman1.jpg .

В то же время руководство РФ не хочет окончательно портить отношения со своим давним союзником. На это есть множество причин – и общие интересы на Каспии (недаром местом для встречи президентов был избран Каспийский форум), и экономическое сотрудничество, которое продолжается, несмотря на санкции СБ ООН, и стремление оградить Кавказ и Центральную Азию от влияния «третьих стран». Кроме того, развитие атомной энергетики Ирана сулит российской стороне миллиардные контракты на строительство новых АЭС.

Поэтому сформулированная недавно позиция Кремля в отношении иранского атома звучит так: Иран имеет право развивать ядерную программу, если докажет международному сообществу ее мирный характер. Этих доказательств Москва ждет от Ахмади-Неджадa. Но даже не дождавшись их, Медведев уже заявил на пресс-конференции в Лиссабоне, после саммита Россия-НАТО, что Иран готов к сотрудничеству с МАГАТЭ.

  • Вполне вероятно, что Ахмади-Неджад на сей раз прислушается к пожеланиям Кремля и не ограничится пустой риторикой, а сделает некоторые шаги навстречу инспекторам МАГАТЭ. Неизвестно, достаточно ли будет этих шагов международному сообществу, но Россия, по-видимому, ими вполне удовлетворится. Официальные представители Москвы сегодня чаще всего упоминают ядерную угрозу Ирана в одном ряду с аналогичной проблемой Северной Кореи и Пакистана и сводят ее к общей теме неконтролируемого распространения ядерного оружия. Нетрудно понять, что отсюда недалеко до обвинений в адрес Израиля.

Итак, выражая готовность сотрудничать с нами по обширному спектру экономических, социальных и культурных вопросов, Россия проводит внешнюю политику, которая, мягко говоря, не всегда идет на пользу Израилю. Но никаких кардинальных выводов из этого делать не стоит. Как всегда, в политической реальности не бывает дружбы и моральных обязательств, а есть сложно переплетенные, обычно денежные, интересы. Лучшее, что может сделать Израиль, – это всемерно развивать с Россией взаимовыгодные связи, и при возможности использовать их для достижения собственных целей. Уговоры и просьбы, к которым не раз прибегали наши руководители в общении с Москвой, – пустые хлопоты, которые обычно ни к чему не приводят.

Ирина Петрова

http://www.mignews.com/…8_21018.html



nikst аватар

Традиционно большой интерес россиян вызывает израильский опыт в сфере высоких технологий и нанотехнологий, особенно сейчас, в связи с провозглашенной президентом Медведевым программы модернизации науки и создания наукограда Сколково. Намечается сотрудничество в области энергетики, особенно в сфере ресурсосберегающих технологий и разработки альтернативных источников энергии, в медицине и фармакологии, в исследовании космоса и добыче газа.

  • Итак, выражая готовность сотрудничать с нами по обширному спектру экономических, социальных и культурных вопросов, Россия проводит внешнюю политику, которая, мягко говоря, не всегда идет на пользу Израилю. Но никаких кардинальных выводов из этого делать не стоит. Как всегда, в политической реальности не бывает дружбы и моральных обязательств, а есть сложно переплетенные, обычно денежные, интересы.

Лучшее, что может сделать Израиль, – это всемерно развивать с Россией взаимовыгодные связи, и при возможности использовать их для достижения собственных целей. Уговоры и просьбы, к которым не раз прибегали наши руководители в общении с Москвой, – пустые хлопоты, которые обычно ни к чему не приводят.

  • «Любовь никогда не бывает без грусти… А это приятней, чем грусть без любви…» ;-)))