Обсуждаются проблемы и системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам

Семинар-презентация результатов нацпроекта «Образование» по вопросу системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам прошел в ННГУ

Всероссийский семинар-презентация результатов нацпроекта «Образование» по направлению «Создание основы распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам» прошел в Нижегородском госуниверситете имени Лобачевского 26 июня.

Strongin_Roman.jpg

Роман Григорьевич Стронгин, председатель Советa ректоров Нижегородской области

Семинар стал первым в серии тематических мероприятий, направленных на распространение лучших результатов вузовских проектов.

  • Программа семинара включала презентации на тему подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам на физическом факультете ННГУ и технологиях получения и методах исследования наноматериалов в учебно-научном центре «Физика».

Кроме того, в рамках семинара состоялась экскурсия по лабораториям физического факультета, научно-исследовательского физико-технического института ННГУ и научно-образовательного центра «Физика твердотельных наноструктур» с целью ознакомления с новым технологическим и исследовательским оборудованием, используемым для получения и изучения наноматериалов.

  • Участниками семинара стали около 200 представителей вузов – победителей конкурса, проводимого в рамках нацпроекта «Образование». Организатор семинара – Федеральное агентством по образованию РФ.

Как ранее заявлял ректор Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского Роман Стронгин, вопрос кадров становится центральным в инновационной политике.

По его словам, если Россия не перейдет на новые технологии, никакого существенного сдвига в социально-экономическом положении в стране не произойдет. Однако он отметил, что для разработки и внедрения новых технологий необходимо подготовить соответствующие кадры. Для этого, по его словам, необходимо переоснащение высших учебных заведений.

Стронгин также заявил о необходимости сотрудничества вузов с предприятиями, которые, по его словам, должны ставить перед высшими учебными заведениями задачи по подготовке тех или иных специалистов.

http://www.niann.ru/?…

Да, всё правильно говорит Роман Григорьевич! Действительно, если Россия не перейдет на новые технологии, никакого существенного сдвига в социально-экономическом положении в стране не произойдет. А для разработки и внедрения новых технологий необходима подготовка соответствующих кадров. Ну, а для этого необходимо переоснащение высших учебных заведений. Всё логично! Необходимо и сотрудничеств вузов с предприятиями, которые должны не только ставить перед высшими учебными заведениями задачи по подготовке тех или иных специалистов, но и помогать в их переоснащении… Вот так всё, цепляясь одно за другое, оно и будет развиваться… А иначе – никак!..



nikst аватар

Из 57 инновационных вузов 36 заявили о создании или перспективах развития учебных программ в области нанотехнологий

Из 57 инновационных вузов, получивших государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 36 уже создали или собираются формировать учебные программы в области нанотехнологий и наноматериалов.

  • Об этом рассказал руководитель экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Василий Жураковский на всероссийском семинаре – презентации результатов национального проекта «Образование» по направлению «Создание основы распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам».

Напомним, что среди 57 вузов – победителей конкурса инновационных высших учебных заведений представлены как классические университеты, так и технические, отраслевые и гуманитарные. И далеко не всем из них необходимы учебные программы в области нанотехнологий. Тем не менее, как отметил Василий Жураковский, многие вузы не представляют себе совершенствование образовательного процесса без развития этих направлений научных исследований, и среди новых учебных программ, разработанных вузами, те, что лежат в сфере нанотехнологий, заняли второе место после технологий информационно-коммуникационных. На третьем месте у вузов оказались природопользование, энергетика и «живые системы».

  • В целом, по мнению участников семинара, результаты реализации этого направления нацпроекта станут видны во всей полноте через 3–5 лет. Но тем не менее уже сейчас можно отметить три значимых момента: помимо формирования на базе крупнейших вузов страны системы подготовки кадров в области нанотехнологий, в сфере высшего образования также произошел качественный скачок в области инновационного менеджмента (управления инновациями). Кроме того, высшими учебными заведениями было закуплено уникальное современное учебное и научное оборудование, в том числе во многих регионах страны были установлены мощные суперкомпьютеры, обеспечивающие проведение исследований, обработку их результатов и доступ к этой информации всей академической общественности.

Общий объем государственной поддержки, предоставленной инновационным вузам в 2006–2008 годах, составляет 30 млрд руб., и большая часть этих средств была израсходована вузами на укрепление материально-технической, научной и учебной базы.

Так, практически все вузы, занимающиеся нанотехнологиями и наноматериалами, закупили уникальное оборудование и сформировали исследовательские центры коллективного доступа по этим направлениям.

  • В Санкт-Петербургском государственном университете сформирован Мультидисциплинарный центр превосходства в области нанонауки,
  • в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова совместно с Российской академией наук идет формирование научно-образовательного центра по наноматериалам и нанотехнологиям,
  • в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана создан учебно-инженерный центр нанотехнологий,
  • в Московском институте электронной техники сформировано семь центров соответствующего профиля.
  • Аналогичная работа проведена в университетах Нижнего Новгорода, Томска, Владивостока.

В результате, по словам Василия Жураковского,

«создается распределенная по России институционально оформленная система из подразделений высших учебных заведений, принципиально направленных на нанотехнологии».

  • В настоящее время, как стало известно в рамках семинара, 27 российских вузов имеют лицензии и готовят кадры по направлению «нанотехнологии». По данным Василия Жураковского, в настоящее время по этой специальности обучается порядка 350 студентов, по смежным же направлениям – значительно больше.

Руководитель экспертно-аналитического центра НФПК рассказал, что в рамках различных федеральных целевых программ государство продолжит поддержку созданных инновационных кластеров. В частности, как сообщил Василий Жураковский, в прошлом году была утверждена программа по созданию инфраструктуры наноиндустрии, рассчитанная до 2010 года.

«32 вуза в нее включены, причем примечательно, что это все вузы – участники приоритетного национального проекта», – отметил он.

«Мудрость государства выльется в то, что все, сделанное вузами в рамках инновационных образовательных программ, превратится в реальный вклад в формирование инновационной экономики», – подчеркнул Василий Жураковский.

http://www.rost.ru/…_14469.shtml