Наука приходит в вузы

Точка отрыва

К концу года уральские университеты закончат осваивать средства, выигранные на конкурсе инновационных программ Минобрнауки. Дополнительное финансирование существенно увеличило отрыв лучших государственных вузов от конкурентов

nanotex.jpg Наука в вузах

В конце сентября директор департамента государственной политики в образовании Мин-обрнауки РФ Игорь Реморенко объявил, что до конца 2008 года министерство собирается принять новую программу поддержки инновационных образовательных программ в университетах и институтах, рассчитанную на 2009 — 2012 годы.

В рамках этой программы чиновники хотят стимулировать появление в вузах «второго пояса» инноваций: планируется, что на базе вузов появятся так называемые «внедренческие предприятия». Это значит, что студенты и аспиранты будут не только получать образование, но и участвовать в научных разработках (в первую очередь коммерческого характера) на этих предприятиях.

  • «Первый пояс» инноваций охватил уральские вузы еще в 2006 и 2007 годах. В 2006 году Минобрнауки провело первый конкурс инновационных программ среди российских вузов с общим бюджетом около 10 млрд рублей. Его выиграли 17 вузов, причем в списке был только один уральский — Пермский госуниверситет. В 2007 году проведен второй конкурс, среди 40 победителей оказалось уже шесть вузов из Урало-Западносибирского региона: Пермский и Уральский технические университеты, Тюменский, Уральский и Южно-Уральский государственные университеты и Уфимский авиационный технический университет.

В общей сложности они получили более 3,3 млрд рублей на развитие инновационных образовательных программ, причем еще порядка 900 млн рублей эти вузы обещали направить из собственных бюджетов.

  • Финансирование по итогам первого конкурса закончилось еще год назад, в этом году заканчивается выделение средств и по второму. За два года университеты успели освоить большую часть средств: приобрели новое лабораторное оборудование, программное обеспечение, закупили учебные пособия и отремонтировали часть аудиторий. При этом самые большие деньги пошли на покупку современных приборов и компьютерной техники: отчеты вузов содержат в основном списки, включающие, скажем, «ротационный вискозиметр» или «хроматограф — квадрупольный масс-спектрометр».

nano_labor.jpg Новое лабораторное оборудование

Техника — молодежи

Очевидно, что полезнее всего инновационные гранты оказались для технических и естественно-научных факультетов. Среди 17 победителей первого конкурса вообще был только один вуз социогуманитарной направленности, Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ, Москва). На втором этапе в списке оказалось гораздо больше классических университетов, но и те большей частью предложили программы, ориентированные на развитие физики, математики и технических дисциплин. С точки зрения содержания понятия «инновация» перекос вполне понятен, но, как отмечают некоторые представители вузов, многие гуманитарные и экономические университеты просто не сумели представить свои дисциплины в инновационном свете.

UrGU.jpg
  • На что же потратили государственные деньги уральские вузы? В Уральском госуниверситете (УрГУ, Екатеринбург) больше остальных получили физики и химики: основные деньги вуз выделил на создание центра нанотехнологий. Здесь открыли специальность «Нанотехнологии», построили учебную лабораторию, создали несколько центров коллективного пользования с новейшим западным оборудованием для исследования свойств наноматериалов. В результате конкурс на специальность просто взлетел (по меркам физфака): в этом году на одно место претендовало десять человек, а набор на физический факультет оказался одним из самых крупных среди всех факультетов за последние годы.

YuUrGU.jpg Южно-Уральский университет

  • Пермский технический университет (ПГТУ), Южно-Уральский университет (ЮУрГУ, Челябинск) и Уфимский авиационный технический университет (УГАТУ) решили вложиться в создание суперкомпьютеров. В УГАТУ машину запустили еще в прошлом году: ее собираются использовать для проведения виртуальных экспериментов на новой специальности «Компьютерное моделирование с применением суперкомпьютерных технологий».

Основу суперкомпьютера составляет 271 сервер от IBM на базе 542 процессоров пиковой производительностью около 20 триллионов операций с плавающей точкой в секунду (Тфлопс). Сейчас суперкомпьютер УГАТУ удерживает пятое место в российском рейтинге, в лидерах — четыре московских, самый мощный из которых принадлежит РАН и достигает производительности в 75 Тфлопс. Суперкомпьютер ЮУрГУ занимает в том же рейтинге восьмое место, а ПГТУ — 21−е. Последний компьютер — самый новый из уральских (его запустили в сентябре 2008 года) и самый слабый — с пиковой мощностью в 4 Тфлопс. Впрочем, еще несколько лет назад уральских вузов в первой десятке российского рейтинга суперкомпьютеров не было вообще — средства удалось найти только за счет конкурса инновационных программ.

UGATU.jpg

УГАТУ

  • Уральскому техническому университету (УГТУ-УПИ, Екатеринбург) федеральные деньги позволили открыть ряд уникальных лабораторий и учебных центров. Повезло теплоэнергетическому факультету — здесь появился современный учебно-тренировочный центр подготовки специалистов атомных станций. Теперь студенты факультета смогут отрабатывать навыки работы на новом тренажерном комплексе ядерной энергетической установки на быстрых нейтронах (БН-800). Собственно новый энергоблок БН-800 должен начать работу на Белоярской АЭС (Заречный, Свердловская область) в 2015 году — так что к тому моменту уральская атомная энергетика получит специалистов, уже готовых на нем работать. Перспективная лаборатория ядерного магнитного резонанса открылась на кафедре органической химии УГТУ-УПИ: здесь собираются проводить исследования в области создания синтетических антибиотиков третьего поколения, оптически активных соединений, имеющих перспективы использования в качестве лекарственных препаратов для радиационной терапии опухоли.

Tyum_GU1.jpg Тюменский госуниверситет

  • Тюменский госуниверситет (ТюмГУ) решил сконцентрироваться на профильном для региона направлении — нефтегазовом. Здесь будут разрабатывать и активно внедрять инновационные методы рационального природопользования: экологический мониторинг месторождений, технологии восстановления загрязненных земель и водоемов. На средства федеральной программы ТюмГУ открыл центр экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий в нефтегазовом секторе и центр рационального природопользования. Другой интересный проект — собственное телевидение «Евразион-ТВ». Планируется, что через спутник на территорию РФ и зарубежных стран будут транслировать обучающие аудио— и видеоматериалы на нескольких языках. Впрочем, без собственного суперкомпьютера тоже не обошлось, правда, он слабее даже компьютера ПГТУ и в российский рейтинг не попал.

Впереди паровоза

Как известно, в ближайшие несколько лет в России будет создано два десятка федеральных университетов — крупных многопрофильных вузов, которые должны войти в первую сотню всех мировых рейтингов (подробнее см. «Кандидаты на звание ФУ» , «Э-У» № 26 от 30.06.08). Кроме этого, правительство РФ планирует создать порядка двадцати профильных исследовательских университетов (на уже имеющейся базе, конечно). Какие вузы попадут в эти списки и получат многомиллиардное финансирование — пока не известно, но уже ясно, что отобраны будут те, кто максимально соответствуют международным критериям: имеют сильные научно-исследовательские программы и развивают сотрудничество с иностранными университетами.

nano_issledov.jpg Oборудование для научных исследований

Очевидно, что университетам, уже имеющим инновационные программы (в том числе и шести упомянутым уральским вузам), будет гораздо проще конкурировать с остальными. Все оборудование, о котором мы говорили, предназначено именно для научных исследований — для обучения студентов совсем необязательно задействовать такие ресурсы. А вот для передовой научной работы — с привлечением тех же студентов, магистров и аспирантов — мощные суперкомпьютеры и нанолаборатории просто необходимы.

Современное оборудование позволит этим вузам проводить научные исследования на высоком уровне, а зарубежные стажировки (также финансируемые за счет инновационных программ) дадут возможность представить результаты этих исследований мировому сообществу.

В конечном итоге это приведет к тому, что финансирование инновационных программ отдельных вузов даст им мощный толчок к развитию — и еще больше увеличит разрыв между лидирующими вузами и отстающими. Еще один разрыв может возникнуть в развитии технических и гуманитарных дисциплин, так что возможно, что негосударственным вузам, специализирующимся на последних, придется серьезно пересмотреть свою политику. По оценкам ГУ-ВШЭ, из-за демографической ямы уже через два года число абитуриентов вузов снизится в два раза — значит, и конкуренция за них между вузами значительно усилится, и выбирать абитуриенты будут в первую очередь среди университетов-лидеров.

nano_tex1.jpg Необходимы средства на проведение научных исследований

Основной задачей этих лидеров станет удержание того инновационного потенциала, который был накоплен за счет федерального финансирования. По словам проректора ГУ-ВШЭ Сергея Рощина, как только перечисление средств по инновационной программе прекращается, вузу становится сложно удержать все наработки на столь же высоком уровне. Недостаточно просто купить лаборатории — необходимы средства и на проведение в них текущих исследований. Возможно, заявленная Минобрнауки возможность создания предприятий при вузах будет способствовать росту их собственных доходов. Другое дело, закон разрешает создавать фирмы лишь федеральным университетам, а их в стране пока только два — Сибирский ФУ в Красноярске и Южный ФУ в Ростове-на-Дону.

Аркадий Коновалов

http://www.expert.ru/…chka_otryva/

Ну что ж, как мы уже не раз отмечали, университеты плавно, но неуклонно дрейфуют по пути к исследовательским организациям. И это, разумеется, очень положительная тенденция. Студенты раньше приохотятся к проведению исследований, преподавать им смогут как учёные из РАН, так и практики с производства, вузовская наука станет ближе к пром. производству. Само производство тоже выиграет, получая более подготовленные кадры и т.д и т.п. Словом, курс взят правильный. Осталась проблема практической реализации данной политики. Желаем успехов всем участникам процесса!..