Нанотехнологии в Узбекистане

Нанотехнологии в Узбекистане. Как набраться опыта, пропустив этап «набивания шишек»

(Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала)

Ажиотаж вокруг нанотехнологий, активно подпитывавшийся в СМИ в середине нулевых, сегодня снизился. Причем настолько, что словом «нанотехнологии» теперь не то что не удивить, но проще вызвать ухмылку. Тем временем, номенклатура продуктов, производимых в мире с применением нанотехнологий, продолжает расширяться. К 2015 году ожидается, что их совокупный объем продаж в мире достигнет $2 трлн.

И хотя сама приставка «нано» потеряла эффект новизны, а на глобальном уровне уже появились свои лидеры (см. схему), говорить о том, что рынок нанотехнологий уже состоялся и на нем не следует ожидать появления новых игроков, пока рано.

  • Если присмотреться к потенциальным участникам рынка на региональном уровне, то можно найти примеры достаточно серьезных заделов, как минимум в России, Украине и Узбекистане. Текущее аутсайдерское положение в глобальном рейтинге пока говорит лишь о том, что рынок нанотехнологий находится все еще в начальной стадии развития — число стран, добившихся сколь-нибудь серьезных результатов в сфере нанотехнологий, по всему миру не превышает 20-ти.

Теоретически возможно все

  • В Узбекистане разработка направления нанофизики началась в середине 90-х годов в рамках исследований Отдела теплофизики Академии наук РУз. К этому моменту в республике уже имелся опыт исследований в областях физики твердого тела, ядерной физике, нелинейной оптике и физике мягких конденсированных систем.

На сегодняшний день исследования в сфере химических и нанотехнологий определены в числе приоритетных направлений развития науки и технологий Узбекистана на период 2012–2020 годов. В перечень Государственных научно-технических программ прикладных исследований на 2012–2014 годы также включено направление по развитию методов создания технологий и устройств на основе нанотехнологий.

  • ГАК «Узхимпром» в начале 2012 года информировал через сайт Комитета по координации развития науки и технологий о потребностях предприятий химической промышленности в научно-технических и инновационных решениях, разработка которых позволила бы инициировать производство новой продукции либо существенно улучшить уже выпускаемую. В одной из одиннадцати тем была заявлена заинтересованность в исследованиях с применением нанотехнологий — разработка технологии получения нанокатализаторов для химической и нефтегазовой промышленности.

Несмотря на 15-летний опыт работы с нанотехнологиями, для отечественных НИИ выполнение этого заказа, вероятно, не будет легким. Как показала 5-я Ярмарка инновационных идей, технологий и проектов, отечественные исследования в сфере нанотехнологий пока не ушли дальше теоретических разработок и лабораторных образцов. И если говорить о развитии направления исследований в сфере нанотехнологий с прицелом выхода на мировой рынок, то теоретических навыков и скромных запросов промышленности на расходные наноматериалы явно недостаточно.

Слабое звено — отсутствие опыта продвижения на внешние рынки

Для коммерциализации результатов, кроме наличия знаний и умений применения нанотехнологий, необходимы как минимум:

  • немалые финансовые ресурсы для доведения имеющихся проектов до стадии промышленного производства;
  • практический опыт продвижения на мировые рынки сбыта, как потребительский, так и промышленный.

И если с первым фактором вопрос может быть решен в той или иной форме за счет мобилизации внутренних ресурсов, то отсутствие второго фактора ставит под угрозу успех реализации любых инициатив.

В этой связи необходим поиск стратегических партнеров, которые обладают не только опытом работы на высококонкурентных глобальных рынках, но и готовностью софинансирования высокорисковых проектов в сфере нанотехнологий. И в этом направлении может быть полезен опыт Южной Кореи — страны, которая, изначально не обладая разработками в области нанотехнологий, за короткий промежуток времени вышла в число лидеров мирового нанорынка (см. вставку).

  • Развитие отрасли должно быть тщательно спланировано и скоординировано как по участникам и партнерам, так и по ресурсным потокам, четким целям и индикаторам их достижения. Поэтому необходима разработка отраслевой стратегии, в рамках которой все эти вопросы будут увязаны между собой.

Джахона Абдурасулова, кандидат экономических наук

http://www.review.uz/ru/article/497



nikst аватар

Нанотехнологии в Узбекистане. Как набраться опыта, пропустив этап «набивания шишек»

Ажиотаж вокруг нанотехнологий, активно подпитывавшийся в СМИ в середине нулевых, сегодня снизился. Причем настолько, что словом «нанотехнологии» теперь не то что не удивить, но проще вызвать ухмылку. Тем временем, номенклатура продуктов, производимых в мире с применением нанотехнологий, продолжает расширяться. К 2015 году ожидается, что их совокупный объем продаж в мире достигнет $2 трлн.

  • Пока что это все правильные, но, к сожалению, довольно общие слова. Возможно, какая-то конкретика содержится в тех диаграммах и приложениях, которые не вошли в электронный вариант статьи, но содержатся в печатной версии журнала…

Подождём… Может быть, к тому времени пояаится новый вариант статьи или веб-мастер журнала научится сканировать и размещать на сайте также и иллюстративные материалы… ;-)))

nikst аватар