Нанотехнологии: прекрасны, но опасны

-->

Рискнем здоровьем?

Нанотехнологии: прекрасны, но опасны

Организаторы семинара “Устойчивое развитие и образование”, который регулярно проходит в Институте химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, очередное заседание решили посвятить проблемам нанотехнологий. В качестве основного докладчика был приглашен президент Российского нанотехнологического общества, декан факультета наук о материалах МГУ им. М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией химической синергетики Института общей и неорганической химии РАН, академик Юрий Третьяков

tretyakov0.jpg .

Представляя гостя, один из руководителей семинара Наталия Тарасова отметила в качестве особой заслуги Юрия Дмитриевича создание в 1991 году нового подразделения МГУ – факультета наук о материалах. Профессор РХТУ Геннадий Ягодин, бывший тогда министром образования СССР, поддержал идею открытия нового факультета на базе химического, физического и механико-математического факультетов МГУ, уверенный в том, что на стыке различных наук должны появиться новые технологии и новые научные разработки. Опыт Ю.Третьякова показал, что использование множества идей и подходов, присущих различным наукам, не приводит к их неупорядоченной смеси, а, напротив, – рождает качественно новое знание.

  • Свой доклад Ю.Третьяков озаглавил “Нанотехнологии – благо, блеф или грядущая катастрофа?”. Название, как видим, отражает сомнения, которые есть в современном обществе насчет нового направления науки и технологий. Академик подчеркнул, что нанообъекты существовали всегда, человечество уже давно пользуется нанодисперсными системами. Действительно, еще в XIX веке венецианские стеклодувы широко применяли незначительные количества желтого золота, чтобы окрасить стекло в ярко-рубиновый цвет. Сегодня мы знаем, что частицы мелкодисперсного золота имеют красную окраску.

Другое дело, что прежде не было возможности контролировать вещество в пределах столь малых величин. Это сегодня в распоряжении ученых появились принципиально новые методы диагностики наноразмерных объектов: современная электронная, туннельная и атомно-силовая микроскопия, оптические эмиссионные спектрометры, анализаторы поверхности, рамановские спектрометры, так называемые чистые комнаты и другие инженерные “приспособления”, позволяющие контролировать характеристики нанообъектов. То есть само понятие “нанонаука” появилось тогда, когда появилось новое, сложное оборудование.

  • Академик Третьяков рассказал о возможных успешных последствиях развития нанотехнологий. Действительно, на юные плечи нового направления можно взвалить многие “взрослые” проблемы устойчивого развития: создание новых экологически чистых источников энергии, обеспечение потребностей в чистой воде и воздухе, увеличение продуктивности сельскохозяйственного производства, доступность информационных технологий, продвижение в освоении космического пространства и, возможно, самое главное – улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни человека. Ведь на протяжении всей истории химического искусства ученые мечтали о создании “эликсира долголетия”, о решении проблемы вечной молодости и вечного здоровья.

“Использование наноструктур в медицине позволяет вплотную приблизиться к решению этой проблемы и предложить совершенно новые подходы к лечению самых сложных, безнадежных заболеваний, – сказал Ю.Третьяков. – Уже есть очень интересные предложения по локальному воздействию на пораженные раковые клетки, когда с помощью магнитной наночастицы, используя магнитное поле, можно доставить нужный препарат к заданной точке, не задевая и не повреждая здоровые ткани. Вместе с тем идея требует самой внимательной проработки, ведь в нанотехнологиях мы имеем дело с высокодисперсным материалом. А даже из опыта повседневной химии хорошо известно, что такой материал может быть опасен”.

С негативным воздействием высокодисперсных материалов люди сталкивались задолго до того, как впервые услышали про нанотехнологии. Для примера можно привести заболевание, встречающееся среди работников типографий, которое называют “цинковой лихорадкой” и которое обусловлено наличием высокодисперсных материалов. Имея дело с наноструктурами, мы вступаем в зону качественно иных рисков, а потому здесь особое значение приобретают вопросы грамотной сертификации и просчета всех возможных последствий.

Пока наша страна серьезно отстает в области нанотехнологий, – заявил Ю.Третьяков. – Догоним ли мы лидеров, зависит не столько от объемов денежных вливаний в созданную госкорпорацию, сколько от умения этими деньгами эффективно распорядиться. Важным вопросом остаются критерии оценки и отбора для финансирования именно тех разработок, которые будут способны приносить прибыль, пусть даже и не в ближайшем будущем. Решение этого вопроса в большей степени зависит от чиновников и высших руководителей корпорации, а не от ученых.

На семинаре, как всегда, присутствовали студенты Института химии и проблем устойчивого развития, а также студенты кафедры нанотехнологии и наноматериалов, которая была организована в РХТУ в 2003 году. Она стала первой в России кафедрой химико-технологического профиля, занимающейся подготовкой специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий.

  • Обращаясь к учащимся, Ю.Третьяков заметил, что именно на плечи молодежи ляжет основная часть проблем, связанных с развитием нанонауки и нанотехнологий, которые, по утверждению академика, являются “областью научной деятельности молодых”. При этом он привел пример Национального института материаловедения Японии, где за 15 лет штат сотрудников обновляется наполовину.

Академик Ю.Третьяков рассказал об опыте проведения двух интернет-олимпиад по нанотехнологиям. В последней приняло участие 2300 человек из 15 стран и 165 городов. Средний возраст “наноолимпийцев” – 19,5 лет, то есть среди них много школьников и студентов.

Дмитрий МУСТАФИН, профессор РХТУ, доктор химических наук



nikst аватар
  • Ну что ж… Что можно добавить к выступлению уважаемого академика? Только ещё раз поблагодарить его за интересное выступление и пожелать ему (и другим нашим специалистам в области НТ) почаще выступать с подобными лекциями перед широкой аудиторией… Вот пример, достойный подражания!..