Мутная вода нанотехнологий. Куда на самом деле утекают наши деньги?

-->

Двойное дно наноиндустрии. Миллиарды долларов – под микроскопом

Светлана Рагимова, Катерина Блинова, Павел Мороз

Инвестиционный кран в российской наноиндустрии открыт на полную.

В отрасль широким потоком вливаются сотни миллиардов рублей. Но до сих пор неясно, на какие конкретно технологии и продукты тратятся эти деньги. Ведь наноиндустрия – отрасль двойного назначения, где военный характер исследований никто не скрывает. Но там, где затронуты интересы национальной безопасности, возникает секретность. А значит, и желание сохранить «интимность» финансовых потоков.

Основная проблема нанотехнологий (НТ) кроется в том, что даже среди ученых далеко не все представляют себе, что означает это понятие. Один из пионеров нанотехнологических разработок, ведущий сотрудник IBM, специалист центра IBM Almaden Research Center американец Дон Эйглер как-то заметил, что термин «нанотехнология» – не более чем маркетинговая «примочка», завлекательный ярлык для привлечения инвестиций и общественного интереса.

Don_Eigler.jpg

Don Eigler

А инвестиции в эту отрасль на волне всеобщего непонимания для ученых становятся способом выколачивания денег из госбюджета. Ибо реально подсчитать, сколько средств и в какие направления передовой технической мысли надо вложить, кроме них самих никто не способен.

Нанотехнологическая сеть

Главный российский лоббист нанотехнологий – член-корреспондент РАН, глава Института кристаллографии, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук. Известно, что он входит в ближайшее окружение президента страны Владимира Путина. Михаил Ковальчук – старший брат Юрия Ковальчука, крупнейшего акционера и председателя совета директоров банка «Россия».

kovalchuk1.jpg

Михаил Ковальчук

Именно стараниями Михаила Ковальчука принята программа развития наноиндустрии в России. Разработанная в недрах Минобрнауки и уже прошедшая стадию согласования в правительстве, она получила статус президентской инициативы. Но куда более весомый успех Ковальчука – то, что в рамках уже согласованной федеральной целевой программы по оборудованию научных центров и созданию национальной лаборатории только на развитие инфраструктуры наноиндустрии в ближайшие три года государство выделяет 28 млрд руб.

РНЦ «Курчатовский институт» выиграл конкурс на право стать головной организацией российской наноиндустрии, получив статус национальной лаборатории. По словам первого вице-премьера Сергея Иванова, именно Курчатовский институт будет координировать все работы по этому направлению. Пока еще не сформированный совет по координации исследований в области нанотехнологий и контролю за расходованием выделяемых средств, который возглавит Иванов, займется распределением госфинансирования. А оно обещает быть внушительным. Ведь, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, за последние годы в развитие нанотехнологий уже вложено 150 млрд руб.

28 млрд рублей, о которых говорилось выше, – это только инвестиции на развитие инфраструктуры и приборной базы наноиндустрии. Как минимум в рамках пяти федеральных программ в сфере нанотехнологий – создания и использования новых материалов в области топливно-энергетического комплекса, здравоохранения, коммуникаций, новых материалов для авиа- и судостроения – только на научные исследования будет тратиться более 10 млрд руб. в год. На образование в рамках еще одного конкурса – инновационных программ вузов – в ближайшие годы уйдет 15 млрд руб.

«Для реализации проектов все полностью готово, – отметил Ковальчук. – Ждем только финансирования».

Курчатовский институт в одиночку вряд ли в силах справиться с ролью верховного эксперта по нанотехнологиям. По данным первого заместителя директора по научной работе, доктора технических наук, профессора и лауреата Премии президента РФ Олега Нарайкина, в стране более 500 организаций в разной степени занимаются нанотехнологиями.

naraikin_oleg.jpg

Олег Нарайкин

«Но наша задача состоит не в том, чтобы менторски указать всем место, а в том, чтобы сообщество собрать, организовать и скоординировать его работу. Решения, куда вкладывать средства, могут быть приняты только на основе мнения научного экспертного сообщества, – поясняет Нарайкин. – Речь идет о создании нанотехнологической сети РФ. В этой области неэффективно строить вертикаль. Во-первых, потому что это очень сложная задача, и предприятие на верхушке в одиночку с ней просто не справится. А во-вторых, потому, что НТ по сути своей – это междисциплинарная сфера, даже наддисциплинарная: материаловедение, электроника и т.д. Поэтому вертикаль невозможна, нужно сетевое решение, при котором должен быть координатор».

Именно эту функцию, утверждает Нарайкин, намерен выполнять Курчатовский институт как головная организация сети. Но органа, единолично принимающего решения, не будет. И еще один важный момент, который отмечает первый замдиректора по научной работе: Курчатовский институт не станет делить деньги. Это вопрос государства, органов законодательной и исполнительной власти. Они будут принимать решения о финансировании, опираясь на рекомендации экспертного совета.

Член генерального совета «Деловой России», генеральный директор ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» Иван Поляков полагает, что сумма в 28 млрд руб. является неким компромиссом между предварительными, оценочными расчетами научного сообщества и сегодняшними возможностями государства.

Нельзя исключить, по его словам, что в этом процессе примут активное участие крупные российские компании. Причем не только корпорации, контролируемые государством, такие как «Газпром», РАО «ЕЭС», но и частные компании.

polyakov.jpg

Иван Поляков

«Бизнесменов, имеющих достаточно ресурсов для решения подобного рода задач, в стране достаточно. Такое частно-государственное партнерство существенным образом увеличит вливания в развитие нанотехнологий. Думаю, что сумма на начальном этапе реализации может увеличиться в 2–3 раза», – отмечает Поляков.

В свою очередь, аналитик компании «Объединенные стратегические консультанты» Яков Гейгер уверен, что эта сумма вряд ли будет направлена на что-то фантастическое и неизвестное, поскольку за эти деньги предстоит отчитаться и представить результаты работы.

«Не думаю, что, инвестируя такие огромные средства, правительство не представляет, на что именно они пойдут. Вряд ли тогда вложения в развитие нанотехнологий делались бы с такой помпой. Без уверенности в успехе инвестиций расходы можно было бы размыть, например, в бюджете Минобороны», – утверждает Гейгер.

Но он скептически смотрит на перспективы участия бизнеса в нанотехнологиях:

«Не думаю, что отечественные компании делают существенные вложения в исследования в этой области. По крайней мере, публично об этом они не заявляют. Возможно, данную сферу деятельности российские компании стараются не афишировать».

«Сейчас в России стоит вопрос не о деньгах, а о дефиците серьезных проектов. Есть ряд проектов, требующих финансирования и запуска в производство. Но существует несколько направлений, с которыми дело обстоит сложнее, – поясняет Нарайкин. – Например, нанобиотехнологии, позволяющие не просто моделировать человека в технических системах, а в принципе его уже воспроизводить. Пусть не в целом, но в каких-то элементах. В это магистральное направление и надо вкладывать деньги. Но это перспектива многолетняя. Поэтому ее должно финансировать государство, потому что бизнесу сложно инвестировать в долгоиграющие проекты. Ему нужны быстрые результаты и возврат инвестиций. Здесь же быстрой отдачи не будет. Но зато она будет такой, что перевернет мир, в том числе и бизнес, и индустрию»…

http://www.ko.ru/document.asp?…

Удивительно ёмкая статья, как по фактуре, так и по своему идейному заряду. Как говорится, есть информация к размышлению… Я полагаю, что всем чиновникам и (особенно) бюрократам ;-)))необходимо постоянно заглядывать в зеркало прессы/СМИ, чтобы всё время держать руку на пульсе и не отрываться от нашей матушки Земли. Очень интересный обзор современного состояния и – одновременно – перспектив развития нового НТ направления…



Anonymous аватар

Без контроля за целевым расходованием средств и публикацией в прессе отчетов о проделанной работе все деньги будут профессионально разворованы и окажутся за рубежом на счетах для нас неизвестных лиц, но, кому надо – известных. ALEXЪ