Международная летняя школа молодых ученых стран СНГ

1/6 мира в едином научном пространстве

Научное пространство бывших союзных республик объединилось в самом центре России. С 20 по 25 июля в Новосибирске впервые прошла международная летняя школа молодых ученых стран-участников СНГ. Два модных слова: «интеграция» и «инновации» — стали темой встречи. Но если говорить проще, главной целью мероприятия было повышение престижа профессии ученого.

academ_gorodok.jpg

Место встречи — Академгородок

  • Две сотни молодых ученых из Приднестровья, Абхазии, Армении, Азербайджана, Молдовы, Кыргызстана, Туркменистана, Армении, Беларуси, Казахстана, Узбекистана и регионов России при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ съехались в наш город, чтобы познакомиться и обменяться опытом. Минувшая неделя в институтах городка была заполнена конференциями, «круглыми столами», экскурсиями в рамках работы специализированных секций: математика и информатика, проблемы молекулярного дизайна, историко-культурное наследие Сибири, биоинформатика, экономика — список можно продолжать долго.

«Новосибирский Академгородок был выбран для столь знаковой встречи неслучайно, — пояснила собравшимся на торжественном открытии член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, профессор Наталья Полосьмак. — Новые знания рождаются на стыке наук, а Академгородок прославился междисциплинарными научными проектами. Именно здесь в 1961 году был образован первый Совет молодых ученых, и существует он до сих пор. И я надеюсь, в рамках встречи возникнут идеи совместных междисциплинарных, межгосударственных проектов».

Polosmak_Nat_Vik.jpg

Наталья Полосьмак

Выбранный Россией курс на инновационные технологии требует от научного комплекса гигантской производительности. Чтобы этого достичь, задействовать нужно все имеющиеся возможности, в том числе утерянные связи с научными базами стран СНГ.

«Америка, Евросоюз, страны Азиатско-Тихоокеанского региона вынашивают собственные планы по развитию инновационных отраслей науки и производства. В мировом масштабе Россия из этих планов выпала. Единую научно-исследовательскую структуру нам следует развивать совместно со странами СНГ. Причем начинать нужно со школы, среднего образования», — подчеркнул заместитель главного научного секретаря Президиума РАН Владимир Иванов. Поддержал его председатель Совета молодежи Украины Данил Бенатов:

«У нас давно существует Малая Академия наук. В ней занимаются школьники с восьмого класса. Я вижу, что эти ребята пойдут далеко вперед, будут настоящими учеными».

Показатель цитируемости российских ученых в международной среде (SCI) по сравнению с советскими временами упал в разы — 120-е место по числу ссылок на одну статью. Пока еще есть, кому учить, на грани пенсионного возраста работает поколение советских ученых, нужно вовлекать в науку юные головы.

«В России сегодня произошел перелом. Теперь цель молодых людей — не просто получение диплома, а качественное образование и следующая за этим интересная работа, — констатировал прибывший в Новосибирск на открытие школы министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко. — По данным последних опросов, профессия ученого возвращает себе престиж. Ее можно поставить в один ряд с “адвокатом” и “менеджером”.

Fursenko_A_A.jpg

Без квалифицированного персонала нет роста бизнеса. Поэтому государство должно оказывать поддержку молодому человеку на всех этапах становления карьеры: старшие классы — вуз — аспирантура — диссертация», — заключил министр.

Арифметика доходов

Особой поддержкой науки и образования Россия похвастаться не может. Финансирование этих сфер в нашей стране не в десятки, а в сотни раз меньше, чем за рубежом. К примеру, весь бюджет РАН такой же, как у среднего американского университета. Тем не менее российские ученые умудряются делать мировые открытия.

  • Но кое-что в ближайшее время может измениться. Наталья Полосьмак сообщила, что в скором времени будет подписано постановление президента о награждении премиями молодых ученых, это во-первых.
  • Во-вторых, будет продолжено финансирование вузов по программам инновационного развития и в рамках частно-государственного партнерства.
  • В-третьих, вступит в силу Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы». Ее цель — создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепление молодежи в сфере науки и образования, сохранение преемственности поколений. В программу войдет: адресное финансирование исследований, спонсирование кураторства крупных ученых, оснащение оборудованием, финансирование стажировок, строительство общежитий и гостевых домов при ведущих университетах. Министр уточнил, что в программу не войдут институты Санкт-Петербурга и Москвы:

«направлена она на регионы. Правда, не уверен, что мы сможем начать в 2009 году, но если мы сейчас активно поработаем, то с 2010 года начнется финансирование».

  • Четвертое, и, может быть, самое главное, — с 1 декабря 2008 г. в России начнется переход на новую систему оплаты труда. Распространится он на работников федеральных бюджетных учреждений — преподавателей вузов, ученых, работников федеральных медицинских центров и учреждений культуры. Новая — дифференцированная — система оплаты труда предполагает, что все работники будут разделены на четыре категории по уровню образования. Для каждой устанавливается базовый оклад, меньше которого никто не будет получать. Также во всех группах, кроме первой, будут применяться повышающие коэффициенты, которые зависят от сложности выполняемой работы.
  • Третья составная часть зарплаты — стимулирующие надбавки, и четвертая — компенсационные надбавки. Но они возможны только там, где работник подвергается реальной угрозе. Например, врач, работающий с туберкулезными больными, или ученый, экспериментирующий с энергией ядерных реакций. Что же касается оплаты труда руководителя учреждения, она не может быть более трех средних окладов основного персонала учреждения, и, соответственно, должна быть увязана с результатами деятельности учреждения.
molodye_uchonye.jpg

Перед молодыми учеными помимо финансового вопроса встает еще один — жилищный. С ним и обратились молодые ученые в адрес Андрея Александровича.

«Мы обсуждаем с МЭРТом, какие схемы должны быть использованы, чтобы обеспечить ребят жильем, — ответил он. — Считаю, очень важен переход, когда молодой ученый получает от института какое-то социальное жилье, а через 5—10 лет при условии успешной работы он может приобрести жилье в собственность».

У нас неплохо, но можно лучше

В Новосибирске в рамках проекта «Технопарк» жилье для молодых ученых уже строится. Высокопоставленным гостям с гордостью показали первую высотку на Пирогова, состоящую из комнат гостиничного типа. Председатель СО РАН Александр Асеев с надеждой заявил, что скоро в этом месте появится целый городок для молодых ученых. С молодыми кадрами в Сибирском отделении все не так пессимистично, как в целом по стране.

«Из 9000 сотрудников четверть составляют молодые ученые, — констатировал Александр Леонидович. — Нам есть куда развиваться. В НГУ действует центр «Наносистемы и современные материалы», есть идея создать в Новосибирске центр нанотехнологий с филиалами в Омске и Томске».

Оптимизм главы сибирской науки поддержал губернатор Виктор Толоконский:

«Важно привлечь в Новосибирск талантливых молодых ученых, специалистов, абитуриентов из других регионов России и других стран содружества. Без развития науки и образования мы не сможем решить свою стратегическую задачу». Губернатору стоит отдать должное за поддержку физматшколы при НГУ. Напрямую областные власти помочь школе не имели права, так как подведомственна она федеральному бюджету. В мае этого года Виктор Александрович подписал постановление о создании регионального центра работы с одаренными детьми — учреждения, с помощью которого область сможет оказывать помощь и ФМШ, и другим школам, с которыми спецшкола будет сотрудничать и где будет использован ее опыт. Толоконский прокомментировал журналистам, что областной бюджет «будет выделять на отбор талантливых детей специальное финансирование и большое финансирование».

Tolokonskij_Vikt.jpg
  • Чтобы закрепить за Новосибирском статус научного центра, губернатор планирует создание постоянно действующих летних школ по направлениям, открытым представителями стран содружества. А итогом встречи с министром Фурсенко стала договоренность о закреплении за Новосибирском постоянной площадки проведения олимпиад по России и содружеству по одной-двум дисциплинам. Суждено ли этим планам сбыться — покажет время.

= P. S. Почти одновременно с международной школой молодых ученых Академгородок посетила делегация корпорации «Intel» совместно с профессорами университета г. Беркли (в котором в разное время работали 20 нобелевских лауреатов) и экспертами в области продвижения инновационного бизнеса: Дэвидом Шэроном и Джоном Даннером. Рассматривалась возможность превращения Академгородка в крупный инновационный центр. К сожалению, международные эксперты такую возможность пока отвергли. Аргументами стали неразвитая городская инфраструктура Новосибирска, удаленность от мировых деловых центров и отсутствие растиражированных историй успеха. Значит, властям на всех уровнях есть еще над чем поработать.

  • * *

Не ложь, а статистика

  • Государство решило сосредоточиться на поддержке наиболее жизнеспособных и важных научных сфер: нанотехнологии, энергосбережение, коммуникационно-информационные технологии и рациональное природопользование. Но если для прикладной науки в принципе можно просто «назначить» важные направления, то для фундаментальной науки такого рода госзаказ, как и сам вопрос о важности, полностью лишен смысла: сильные ученые сами выбирают, чем заниматься, — им видней.

Цитируемость SCI — это лишь количественный показатель. Он основан на англоязычной базе данных, куда попадает лишь научная элита, вершина айсберга, а львиная доля российской науки остается за кадром. Несправедливо, что Минобрнауки полностью полагается на эти количественные показатели, не учитывая качественных.

Покопавшись в Интернете, можно найти примеры, принижающие SCI и возвышающие наших ученых. Так, сегодня список научной элиты в области наук о жизни и биомедицины, который включает 50 фамилий, возглавляет американец Б. Фогелштейн. За последние 20 лет он опубликовал 351 работу, которая была процитирована более 106 тысяч раз! А замыкает этот перечень также американский ученый Д. Фолкман с 305 работами и более 36 тысячами ссылок.

А теперь посмотрим, как обстоят дела в физике. Самый цитируемый за последние 20 лет ученый Э. Виттен (США) имеет «всего» 33 тысячи ссылок. Вывод: нельзя судить о научных результатах по средним показателям, требуется индивидуальный подход. И тогда картина предстает несколько иной. Российские ученые занимают ведущие позиции как по числу публикаций, так и по ссылкам на них в физике (шестое место), химии (пятое), материаловедении (десятое), науки о Земле (тринадцатое). Но мы отстаем в биологии (17-е место), ботанике (28-е), фармакологии (31-е), медицине (37-е).

Ирина Кулагина

http://vedomosti.sfo.ru/articles/?…

Международная летняя школа молодых ученых стран СНГ – это, конечно, здОрово. Но не надо за отдельными кампаниями и программами забывать о всей системе НИОКР в целом, о подготовке и переподготовке кадров в самой России и, в частности, о подготовке кадров для наноиндустрии. А с этим, насколько известно, пока полный мрак и много «непонятного»… Хорошо бы кто-то знающий сказал об этом внятно и определённо…