Как помочь российской науке «сбрэндить»?

-->

Российский бизнес должен помогать внедрению российских научных разработок

«Российский бизнес инвестирует в инновационные проекты Российской академии наук», – под таким названием 27 июня в Москве прошла конференция, в которой приняли участие представители науки и бизнеса.

Судя по выступлениям участников, процесс привлечения инвестиций российского бизнеса к внедрению российских научных разработок идет не столь интенсивно, пока не удается переломить ситуацию, при которой, с одной стороны, продолжается «утечка» российских мозгов на Запад, а с другой – отечественный крупный бизнес предпочитает покупать не российские, а западные научные разработки.

Президент Международной академии брэнда Мария Хохлова оптимистично смотрит в будущее российских инноваций. Она утверждает, что бизнес готов инвестировать в прикладные разработки ученых и активизировать этот процесс можно, если наука будет лучше информирована о запросах бизнеса, а бизнес иметь более четкое представление о современных возможностях и потенциале российской науки.

xoxlova.jpg

Мария Хохлова

В целях обеспечения такого информационного обмена Российская академия наук и Международная академия брэнда организовали совместный проект «Брэнд и наука», в котором приняли участие порядка 200 научных институтов, работающих под эгидой РАН. На конкурс было представлено 70 проектов по шести направлениям: информационные, энергетические и нанотехнологии, экология, здоровье и качество жизни и транспортные, авиационные и космические технологии.

По каждому из направлений ведущие российские компании учреждают специальные корпоративные гранты в размере от 300 тысяч до 1,5 млн рублей.

«Интерес бизнеса к инновациям есть, польза проекта очевидна, и мы рассчитываем, что значительная часть проектов получит гранты. Но главный вывод, который мы сделали в процессе реализации проекта, – нужно не только проводить отбор перспективных проектов в научной среде, но и дать возможность российским компаниям ставить перед наукой конкретные задачи и запросы на НИОКРы, которые им выгодно внедрять в своем бизнесе», – утверждает М. Хохлова.

Она пояснила, что итоги проекта «Брэнд и наука» будут подведены 9 июля.

На сегодняшний день доподлинно известно намерение компании «Снежная Королева» поддержать проект МФТИ и ЦАГИ «Технология обеззараживания воздуха в помещениях». Как пояснил глава компании Дмитрий Агеев, прямого интереса у «Снежной Королевы» к проекту нет.

«Просто мы решили сделать доброе дело и помочь в реализации этой важной для здоровья населения разработки», – пояснил он.

Президент фонда «Династия», почетный президент ОАО «ВымпелКом» Дмитрий Зимин критически отнесся к проектам конкурса. По его мнению, благотворительность бизнес должен проявлять для поддержки и развития фундаментальной науки. Те же проекты, которые можно отнести к прикладной науке, сами разработчики должны предлагать для внедрения как бизнес-проекты.

Вице-президент Российской академии наук, академик Николай Добрецов считает, что развитие инноваций возможно только при взаимодействии трех сторон: государства, науки и бизнеса.

При этом академик считает, что главным тормозом для развития инноваций остается неурегулированность на уровне законодательства патентной деятельности и чиновничий произвол.

По его словам, научные институты Сибирского отделения РАН ежегодно выпускают инновационную продукцию на $35 млн, на аналогичную сумму выпускают продукцию малые и средние фирмы, работающие на базе научных институтов по лицензионным соглашениям по патентам.

dobrecov.jpg

Николай Добрецов

«Сегодня патент – самая большая проблема. На научный институт патент оформить невозможно, но если он оформляется на физическое лицо, то это либо вытекает из присвоения труда коллектива, либо требует полулегальных маневров со стороны оформителя», – пояснил ученый.

Он считает, что главные проблемы при внедрении инноваций возникают по двум вопросам: где производить и как привлечь инвестиции, если не решен вопрос собственности по научным разработкам.

По мнению Н. Добрецова, развитие технопарков и технико-внедренческих зон

«создает больше проблем, чем возможностей. Иначе, как объяснить, что за два года у Томской ОЭЗ появился только один резидент?», – пояснил он.

Ученый убежден, что инвестора не так сложно найти. Но работать с научными проектами крупных институтов, считающимися собственностью государства, не будет ни один коммерсант.

Еще одна проблема – российский рынок не готов приобретать инновационную продукцию. Вся выпускаемая продукция на базе институтов Сибирского отделения РАН реализуется на западном рынке.

«Если малый бизнес сам пробивает себе дорогу в сфере инноваций, то крупные компании пока не воспринимают российские разработки, предпочитая покупать зарубежные разработки и лицензии «под ключ». При этом купленные технологии, которые зачастую попадают в категорию «сэконд хэнд», не всегда эффективно используются», – заключил академик.

http://allmedia.ru/…lineitem.asp?…

Хорошая инициатива РАН и МАБ! Действительно, всем очевидно, что «…бизнес готов инвестировать в прикладные разработки ученых и активизировать этот процесс можно, если наука будет лучше информирована о запросах бизнеса, а бизнес иметь более четкое представление о современных возможностях и потенциале российской науки…». На теоретическом-то уровне это понятно всем, а вот как найти соответствующие механизмы подобного информирования и как обеспечить их эффективное действие? В этом-то и состоит главная проблема. И здесь хотелось бы специально отметить инициативу РАН, руководителей её Институтов, НИИ. Этот «поступок» эффективно способствует разрушению мифов о какой-то особой негибкости, неповоротливости, «замшелости» отечественной Академии наук и одновременно – о какой-то сакральной «невосприимчивости» нововведений со стороны отечественного бизнеса. Значит, можем, когда хотим… Успехов всем нам на этом пути!