Будущее - за людьми, восприимчивыми к новым идеям, к нововведениям

-->

Татьяна Воронова: Будущее – за креативным классом

Председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Иркутской области Татьяна Воронова считает, что будущее Иркутска будет связано с креативным классом людей. Но для того, чтобы он сформировался, иркутяне должны стать более восприимчивыми к свежим идеям, более толерантными к проявлениям нового. Иркутску нужно освободиться от репутации купеческого города, способного развивать лишь торговлю.

Voronova_Tat.jpg

Татьяна Воронова

Научный и культурный потенциал Иркутска вновь должен стать притягательным для талантливых людей. Мы уходим из эпохи индустриального общества, и то, что город перестаёт быть промышленным центром, является лишь доказательством этого. Будущее — за высокими технологиями. И за людьми, способными зарабатывать на идеях. Уже доказано: чем больше город, тем выше концентрация таких людей.

Конечно, Иркутск с населением 640 тысяч по российским меркам не может считаться крупным центром. Хочется верить, что власти приложат усилия к тому, чтобы население города увеличивалось. По моим оценкам, оно будет расти главным образом за счёт жителей области, приезжающих из северных и близлежащих территорий. Однако люди не должны бессистемно оседать в городе. Необходимо создать условия управляемого переселения.

Irkutsk.jpg

Для того чтобы численность населения росла и город получал от этого позитивный эффект, должны быть не только условия по физическому перемещению людей, но и программы по созданию качественной среды обитания. Можно привлечь людей, в том числе из-за пределов Приангарья, а для того, чтобы их удержать, необходимо нормальное жильё, нужно решать вопросы транспортной и коммунальной инфраструктуры. Для развития бизнеса нужны хорошие офисы. Нужно более планомерно подходить к вопросу застройки города, повысить качество социальных услуг.

Но не всегда высокая заработная плата, наличие жилья и набора социальных услуг являются достаточным условием для привлечения представителей креативного класса. Люди талантливые, творческие, эффективные едут туда, где они могут реализовать свои проекты. Надо, чтобы эти люди поверили в то, что они здесь нужны. Здесь возникает широкое поле деятельности для властей. Необходимо убрать бюрократические барьеры. Для людей, которые чётко видят перспективу, большое значение имеет толерантность к чужому мнению, к нетипичному поведению, готовность принимать инновации. Нетерпимости не должно быть места.

Вряд ли город может самостоятельно решить эту задачу. На Иркутск накладывает отпечаток его столичность. И будущее города напрямую и косвенно зависит от того, как будет развиваться Иркутская область. Ещё вчера надо было предпринять усилия для консолидации элит, которые должны сообща работать в интересах региона. Я не думаю, что для этого нужен лидер, готовый стать вождём. В Иркутской области много людей, способных работать слаженной командой.

Voronova.jpg

Мне бы очень хотелось, чтобы люди, которые принимают и будут принимать решения, связанные с развитием Иркутска и области, обратили внимание на науку и образование. На мой взгляд, в этой сфере исторически заложена одна из важнейших предпосылок для развития. Здесь ничего не нужно создавать. Надо лишь развивать имеющийся потенциал в виде уже работающих в области вузов и филиала Академии наук, используя его как конкурентное преимущество перед другими регионами.

Иркутск должен сохранить статус центра подготовки и переподготовки кадров в Восточной Сибири, на который претендует Красноярск. Сейчас в Иркутске 140 тысяч студентов. Услуги образования должны быть максимально использованы как для внутренних нужд, так и на экспорт за пределы региона. Но эта система должна претерпеть изменения. Иркутск должен предложить новые интересные формы образовательных услуг с учётом потребности в высококвалифицированных специалистах, в том числе рабочих профессий. Сегодня, например, обсуждается создание комплексов на базе вузов, включающих начальные и средние образовательные учреждения. Мы за последние три года несколько таких объединений согласовали.

IrGTU.jpg

В регионе создана неплохая исследовательская база, которая вопреки не совсем благоприятным условиям растёт. У нас есть центр нанотехнологий. Всё это нужно серьёзно задействовать в интересах региона.

К сожалению, пока в стратегии развития региона и города сфера образования и науки не нашла должного отражения.

Irk_Universitet1.jpg

Ссылаясь на то, что высшая школа и наука — объект влияния и финансирования федерального центра, местные власти избегают обсуждения связанных с этим проектов. Но Москва далеко, а для Иркутска это шанс на развитие, которым обязательно нужно воспользоваться.

Irkutsk1.jpg

Пока высокий уровень научно-образовательной сферы Иркутска обеспечивался, с моей точки зрения, свойственной иркутянам консервативностью, устойчивостью к сиюминутным переменам: благодаря исключительно усилиям преданных своему делу людей город не утратил научную ценность. Но движение в сторону позитивных перемен может получить высокий качественный эффект.

Наталья ГАВРИЛОВА

http://www.vsp.ru/…_article.php?…

Абсолютно правильно говорит Татьяна!

От того, как люди будут ВОСПРИНИМАТЬ то или иное НОВОВВЕДЕНИЕ (будь это новая идея, новый производственный механизм или новая организация труда), во многом будет зависеть скорость, а, в крайнем случае, и сама возможность распространения всего нового (считай: прогрессивного!).

Этот вопрос уже давно интересовал исследователей. В научном мире уже даже разработана (условная) классификация всех людей (их называют «реципиентами») по их восприимчивости ко всему новому, к нововедениям.

Вот как выглядит (со стороны учёных) вся масса реципиентов (цитата):

Vospriyatie_Nov.jpg

Характеристики реципиентов (Р) нововведений (Н)

Очевидно, что не все потенциальные Р будут одинаково относиться к Н и одновременно воспримут Н. Обычно в рамках временного континуума можно выделить различные группы Р: одни воспримут Н довольно быстро, другие — спустя значительное время, остальные (и таких, очевидно, будет большинство) займут промежуточное положение между двумя этими крайними случаями, поэтому все множество Р какой-то социальной системы будет иметь во времени определенное распределение.

Принято выделять отдельные категории Р в социальной системе на основе их инновативности (innovativity), восприимчивости к Н — степени опережения Р остальных членов данной социальной системы в восприятии нововведений. В работах многих исследователей рассматривались эти вопросы, и поскольку процесс восприятия Н в значительной степени зависит от характеристик Р, Р различных категорий давались различные названия. В настоящее время наиболее широко принята классификация Р, предложенная в свое время Э. Роджерсом.

Весь континуум Р он подразделяет на пять основных категорий:

  1. новаторы — innovators (Но);
  2. ранние реципиенты — early adopters (РР);
  3. раннее большинство — early majority (РБ);
  4. позднее большинство — late majority (ПБ);
  5. поздние реципиенты — laggards («хвостисты», ПР).

Результаты большого числа исследований показали, что распределение числа Р во времени напоминает гауссову кривую (кривую нормального распределения). Исходя именно из этого обстоятельства, все множество Р было подразделено на эти пять категорий в соответствии а средним значением (X — средний год внедрения Н) и среднеквадратическим отклонением s. Тогда границы между этими категориями Р будут выглядеть следующим образом (общее число Р будет описываться во времени S-образной кривой) (рис. 1)

http://www.park.futurerussia.ru/…vvedeniy/77/


Прошу прощения за столь длинную цитату. Просто хотелось проиллюстрировать (и подтвердить) совершенно правильные слова и выводы автора научными выкладками и мировым опытом. Без переделки так называемой социальной системы, без придания приоритета новаторам, «передовикам», или «представителям креативного класса», как сказано у неё, (долго) не будет прогресса ни в науке, ни в технике, ни в конечном счёте – во всей нашей жизни. И выводы эти приложимы не только к Иркутску и Иркутской области. Это – универсальное правило для всего человеческого общества… В этом состоит универсальность выводов обаятельного «иркутского законодателя» Татьяны Вороновой.