Российской науке требуется поддержка государства

-->

По количеству ежегодно публикуемых научных работ Россия находится на четырнадцатом месте в мире. Первую тройку составляют США, Китай и Великобритания. А вот по качеству представляемых научных исследований Россия на девятнадцатом месте. Возглавляет этот список Швейцария. Эти данные, основанные на исследованиях крупнейшего в мире специализированного научного издательства Elsevier, были озвучены на Восьмой международной научно-практической конференции «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности», которая проходила в эти дни в стенах Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГУ) в Санкт-Петербурге.

Участники конференции неоднократно ссылались на недавнюю статью Дмитрия Медведева, озаглавленную «Россия, вперед!». Ректор Российского государственного гидрометеорологического университета Лев Карлин сказал, что если Россия в ближайшее время не сделает технологический рывок, то она отстанет от передовых стран не на 10–15 лет, а навсегда.

«Мы сейчас должны выбрать путь развития нашей страны, – говорит Лев Карлин. – Либо мы останемся сырьевым придатком западных стран (а теперь еще и восточных), либо совершим технологический прорыв и встанем в ряд современных, развитых государств».

Ректор РГГУ отмечает, что выбор будет трудным, потому что в России традиционно очень тяжело прививаются новые технологии в промышленности, что, по его словам, является своего рода хронической болезнью. «Несколько лет назад я читал статью, где экономисты XIX века анализировали развитие экономики России и отмечали тот же самый недостаток – технологии не удается внедрить в промышленность. И это в нашей истории было неоднократно: вспомним экономику Советского Союза, когда тоже пытались осуществить технологическое перевооружение нашей страны. Причем, у нас есть прорывы в науке, но сделать технологические достижения достоянием науки у нас не получается», – признается Лев Карлин.

В данной ситуации первоочередной задачей государства, считает ректор РГГУ, является не финансовая поддержка науки и образования, а создание условий для внедрения технологических наработок в индустрию. Между тем, в появившемся после статьи Дмитрия Медведева открытом письме российских ученых, работающих за границей, акценты поставлены несколько иначе. Авторы письма выражают тревогу, что в ближайшее время положение дел в науке приведет «к полному разрыву связи между поколениями научных работников, исчезновению науки мирового уровня в России и утрате знаний в катастрофических масштабах». И среди первоочередных антикризисных мер российские ученые предлагают «увеличение финансирования науки, обеспечение условий труда и быта ученых» и «активное привлечение на территорию России крупнейших научно-технических проектов мирового масштаба».

А как видится ситуация в самой России? Осенью этого года Санкт-Петербургский союз ученых отмечает 20-летний юбилей. Однако у членов ученого сообщества настроение отнюдь не праздничное. По крайней мере, пресс-секретарь Санкт-Петербургского союза ученых, доктор биологических наук Андрей Пуговкин озаглавил свое эссе так: «Российская наука на пороге краха». Андрей Пуговкин отмечает: «Сокращение бюджетного финансирования поставило систему на грань выживания. В этих условиях, вопреки сопротивлению руководства Академии Наук, стали развиваться независимые альтернативные источники финансирования за счет грантов зарубежных и отечественных фондов и коммерческого внедрения результатов исследований… Как только бюджетное финансирование, благодаря временному улучшению экономической обстановки, стало медленно увеличиваться, руководство вузов, НИИ и Академии наук предприняло солидарные организованные усилия по свертыванию внебюджетного сектора. Были вытеснены из страны международные и свернуты отечественные научные фонды, практически прекращен коммерческий набор иностранных студентов в вузы помимо межправительственных соглашений, была инспирирована серия «шпионских» судебных дел против ученых, работавших по международным грантам. Это вызвало новую волну эмиграции».

Заключает свою небольшую работу Андрей Пуговкин неутешительным прогнозом: «Происходящая сейчас реорганизация научных учреждений свелась к их выборочному свертыванию и сокращению. Государственной стратегии в этой области как не было, так и нет, а негосударственные формы отброшены на уровень ранее «Закона о кооперации» 1987 года. Если господствующие тренды сохранятся, окончательный крах исследовательского сектора в области естественных наук в Российской Федерации представляется неизбежным».

Один из участников международной конференции в Российском государственном гидрометеорологическом университете – начальник Управления Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) Сергей Цыганов сообщил, что в этом году средства, отпущенные госбюджетом на фундаментальную науку, сокращены на 30%, а на следующий год ожидаются сокращения еще на 50%. «Правда, – отмечает Сергей Цыганов, – есть поддержка со стороны зарубежных фондов. При этом грантодатели подчеркивают, что средства они дают не под исследования (как обычно пишут в заявках), а под гарантированные результаты». Начальник Управления РФФИ привел в пример российским властям президента США Барака Обаму, который даже в условиях финансово-экономического кризиса нашел возможность выделить бюджетные деньги для поддержания национальной науки.

Что же касается помощи российской науки по линии ноу-хау, то в эти дни в Санкт-Петербурге находится делегация из Швеции, включающая экспертов из инновационного агентства VINNOVA, которые готовы рассказать о преимуществах жизни в стране высоких технологий. Кстати, в рейтинге Европейской комиссии по предпринимательству и промышленной политике ЕС Швеция уже третий год подряд занимает первое место.

http://www1.voanews.com/…6920327.html



kyprins аватар

Финансирование науки в России на уровне фона. Какая может быть эффективность у фона? И какого внимания этот самый фон достоин?