О Solar Impulse 2 и о его кругосветном путешествии

Фото: NASA / Solar Impuls.

Швейцарский самолет HB-SIB (Solar Impulse 2), который был представлен публике 9 марта 2014 года на аэродроме города Пайерн, ровно через год отправился в свое первое кругосветное путешествие. Воздушное судно компании Solar Impulse, перемещающееся исключительно при помощи солнечной энергии, призвано продемонстрировать современные технологии альтернативной энергетики.

Над самолетом в течение 12 лет трудились 50 инженеров, конструкторов и техников. Им удалось создать прототип — HB-SIA (Solar Impulse), и первую рабочую версию — HB-SIB.

Ключевая инновационность воздушного судна — в его энергетической системе и легкости.

Напомним, между прочим, что официальными партнерами Solar Impulse являются шесть компаний:

  • Bayer MaterialScience (предложил композитные материалы, снижающие массу самолета, и энергосберегающие технологии),
  • Altran (предложил моделирование полета и дизайн навигационной системы самолета),
  • Swiss Re Corporate Solutions (оказала страховые услуги),
  • Google (выступила интернет-партнером проекта),
  • Swisscom (разработала телекоммуникационное оборудование, позволяющее пилоту оставаться на связи со станцией отслеживания) и
  • Moёt Hennessy (предоставила центр управления миссией).

Прототип HB-SIA презентовали 26 июня 2009 года, а 3 декабря 2009 года на авиабазе в швейцарском городе Дюбендорф состоялся его первый испытательный полет. 7 июля 2010 года в 06:51 утра местного времени (07:51 московского) HB-SIA совершил 26-часовой полет, используя только энергию своих 12 тысяч солнечных панелей. Тем самым был установлен мировой рекорд по продолжительности пилотируемого полета подобных аппаратов.

HB-SIB способен на большее. На Solar Impulse 2 установлено более 17 тысяч солнечных панелей из кристаллов кремния, занимающих площадь около 270 квадратных метров и способных накопить до 340 киловатт-часов солнечной энергии в день. Солнечные панели покрывают крылья, горизонтальное оперение и фюзеляж самолета, обеспечивая компромисс между легкостью самолета, его маневренностью и энергоэффективностью солнечных батарей (достигающей 23 процентов).

Солнечная энергия аккумулируется в полимерных литиевых батареях с плотностью энергии до 260 ватт-часов на килограмм массы. Батареи изолированы от окружающей среды плотной пеной и смонтированы в четыре моногондолы вместе с двигателями самолета и системой контроля температуры и зарядки.

Каждый из двигателей, генерирующий мощность до 17,4 лошадиной силы (примерно 12,8 киловатта — это сравнимо с мощностью небольшого мотоцикла), смонтирован под крыльями и оснащен редуктором с двумя лопастями диаметром около четырех метров, которые могут вращаться со скоростью до 525 оборотов в минуту.

Эффективность всей двигательной установки приближается к 94 процентам.

detail_2_0.jpg Рис. 1. Здесь и далее фото Фото: NASA / Solar Impuls.

detail_3_0.jpg Рис. 2.

detail_4_0.jpg Рис. 3.

detail_5_0.jpg Рис. 4.

detail_6_0.jpg Рис. 5.

detail_7_0.jpg Рис. 6.

Для сравнения: заявляемый современными производителями автомобилей коэффициент полезного действия двигателей внутреннего сгорания приближается к 40 процентам.

В целях экономии энергии самолет рассчитан на подъем ночью на высоту до 8,5 километра и спуск днем до 1,5 километра. Минимальная скорость — 36 километров в час, максимальная — 140 километров в час.

detail_8_0.jpg Рис. 7.

Размах крыльев достигает 72 метров — это больше, чем у Boeing 747, первого в мире дальнемагистрального двухпалубного широкофюзеляжного авиалайнера. Общий вес двигателей и аккумуляторов — 633 килограмма, всего самолета — 2,3 тонны, то есть как у автомобиля.

Основной каркас самолета изготовлен из композитных материалов — углеродного волокна и сэндвич-панелей. Квадратный метр такого материала весит примерно столько, сколько квадратный метр бумаги для ксерокса.

detail_9_0.jpg Рис. 8.

В покрытие верхней поверхности крыльев внедрены солнечные фотоэлементы. Снизу для создания подъемной силы плоскость поддерживается прочной, но гибкой оболочкой. Жесткость и требуемые аэродинамические свойства крыльям придают 140 ребер, изготовленных из углеродного волокна и разнесенных на расстояние 0,5 метра друг от друга.

Инженеры во главе с Андре Боршбергом спроектировали Solar Impulse 2 так, что он от десяти раз легче любого планера. За счет последовательной экономии на массе и внутреннем пространстве летательного аппарата конструкторам удалось высвободить достаточно места для аккумуляторов и одноместной кабины пилота, в которой человек способен прожить целую неделю.

detail_10.jpg Рис. 9.

Управляют Solar Impulse 2 пилоты Андре Боршберг и Бертран Пикар, попеременно сменяя друг друга. В ходе перелета пилот в течение суток делает десять 20-минутных перерывов для сна. Для комфорта кресло в кабине HB-SIB, в отличие от прототипа HB-SIA, может переводиться в горизонтальное положение. По сравнению с предыдущей версией швейцарского воздушного судна у нового аппарата модернизированы аэродинамика и навигационная система, а для комфорта увеличен объем кабины и улучшена ее эргономика.

В кругосветное путешествие самолет отправился 9 марта 2015-го, стартовав в 03:12 местного времени (04:12 московского) из Абу-Даби в ОАЭ. По планам компании Solar Impulse, путешествие завершится там же спустя примерно пять месяцев. Самолет преодолеет около 30 тысяч километров, проведя в воздухе 25 суток и пролетев над территориями ОАЭ, Омана, Индии, Мьянмы, Китая, Японии, США, Канады, а также Европы. Запланировано не менее 12 посадок.

Самый длинный перелет начался 30 мая, когда пилот Боршберг стартовал из города Нанкин в Китае.

Самолет должен был без остановки пролететь более девяти тысяч километров за 144 часа и совершить посадку на Гавайях. К сожалению, этому помешали неблагоприятные погодные условия: через 36 часов после вылета, преодолев около 2,8 тысячи километров, Solar Impulse 2 был вынужден совершить посадку в городе Нагойя в Японии.

При приземлении повредился левый закрылок самолета. Неполадки незначительные, но на их устранение и ожидание благоприятных погодных условий может уйти до недели, после чего HB-SIB продолжит свое рекордное путешествие.

Автор: Андрей Борисов.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (5 votes)
Источник(и):

1. lenta.ru