Российская наука сосредотачивается

Фото: Синий чулок

Итоги первого года действия Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 253-ФЗ) представители научного сообщества, законодательных и исполнительных органов власти подвели в ходе круглого стола, прошедшего в Совете Федерации накануне длинных выходных.

1_ran.jpg Слева направо: заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Косоуров, президент РАН Владимир Фортов, руководитель ФАНО Михаил Котюков

На волне преобразований

Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации, по словам его первого заместителя Виктора Косоурова, ведёт мониторинг практики применения этого закона, т.е. разработки и внесения в правительство проектов нормативных актов. Неурегулированные вопросы, касающиеся, прежде всего обеспечения реализации функций Российской академии наук, выносятся на межведомственную рабочую группу, в которую входят сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители академического сообщества, Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства научных организаций.

«На наш взгляд, настало время приступить к разработке комплексного, стратегического документа – основ государственной научно-технической политики. Причём делать это надо системно, параллельно с разработкой новой редакции закона о науке», – заявил Виктор Косоуров.

Позицию Российской академии наук изложил президент РАН Владимир Фортов. Первый, годичный, этап реформы – объединения трёх государственных академий, становления ФАНО, передачи в его ведение имущества и собственности академических институтов – был, по его словам, «чётко детерминированным» и прошёл под девизом: «Надо сделать так, чтобы учёные не почувствовали перемен». У второго этапа, в ходе которого должно выкристаллизоваться «понимание, где есть компетенция Российской академии наук и компетенция ФАНО», по мнению президента РАН, «нет чётких сроков и задач».

«Реформу ради реформы мы делать не должны. Мы должны добиваться реальных сдвигов в обеспечении научной работы», – сказал Владимир Фортов.

Сделать это, по его мнению, нелегко, поскольку проводимые преобразования упираются «в процент внутреннего валового продукта, который страна выделяет на науку».

В 2013 году доля внутренних затрат на исследования и разработки составляла 1,14% ВВП. В Указе Президента России № 599 от 7 мая 2012 года поставлена задача довести этот показатель до 1,77% к 2015 году. Выполнить эту задачу можно, лишь структурно изменив сам сектор исследований и разработок, обеспечив возможность увеличения внебюджетной части его финансирования в 3–3,5 раза, считает заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова.

Результатом реализации закона № 253-ФЗ стало, по её словам, расширение функций Российской академии наук, которая «получила доступ к экспертизе, координации и формулировке предложений по приоритетам развития всего сектора фундаментальных и поисковых исследований». Для выполнения этих функций, в том числе экспертизы научных и научно-технических результатов, Минобрнауки России предоставляет РАН полный доступ к федеральной базе НИОКТР и РИД гражданского назначения, а Роспатент – к реестру результатов военного, двойного и специального назначения (соответствующее Постановление Правительства готовится к утверждению).

Реформа всей науки

На реформирование фундаментальной науки ориентирован не только закон № 253-ФЗ, подчеркнула заместитель министра. Готовятся к внесению поправки в закон «О науке и государственной научно-технической политике» (№ 127-ФЗ), направленные на развитие всей системы научных фондов. С созданием Российского научного фонда увеличено бюджетное финансирование науки. Фонды наряду с РАН принимают участие в формировании предложений по приоритетным направлениям развития науки и их реализации.

«Таким образом, и Программа фундаментальных исследований Российской академии наук становится инструментом реформирования фундаментальной науки», – уточнила Людмила Огородова. Она сделала акцент на том, что реформа РАН проходит в рамках реформы всей российской науки – впервые разрабатываются и запускаются инструменты и механизмы, которые позволят сформировать национальную научно-технологическую систему.

Инструменты развития национальной системы науки и технологий

2_ran.png Из презентации заместителя Министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой

Одним из таких инструментов стала межведомственная система мониторинга и оценки результативности научных организаций. С её помощью можно в онлайн-режиме оценивать число исследователей, совокупный доход, участие в подготовке кадров, внебюджетные доходы, количество публикаций и РИД. Пока, свои данные в электронную базу ввели 1300 научных организаций разного ведомственного подчинения – немногим более половины от их общего числа; до конца года картина будет более полной. Однако уже сейчас заметно, что эффективность работы подведомственных организаций различных министерств и агентств существенно отличается.

3_ran.png Из презентации заместителя Министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой

Активность научных организаций, ранее подведомственных РАН, РАСХН, РАМН за минувший с принятия закона № 253-ФЗ год, по информации замминистра, выросла, при этом «негативный тренд» снижения активности, наблюдавшийся с 2011 года преодолён. РАН получила в 2014 году по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» больший объём финансирования, чем в 2013 году.

4_ran.png Из презентации заместителя Министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой

Аналогичная картина и по первому конкурсу Российского научного фонда, большинство победителей которого – научные организации ФАНО. При увеличении абсолютного числа публикаций российских учёных темпы их роста в 7,4% пока недостаточны для доведения доли России в мировом потоке публикаций (журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science) до 2,44% к 2015 году. Число учтённых результатов интеллектуальной деятельности в допатеных формах всего за год, с 2012-го по 2013-й, выросло двое.

В хозяйстве ФАНО

Некоторыми цифрами поделился и руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Всего в ведении ФАНО 1010 организаций с численностью работников 141394 человек, в том числе

732 научные организации (20% от их общего числа в России), в которых работает 48818 научных сотрудников (50% от общей численности). 32,5% из них – молодые учёные.

Средний возраст исследователей составляет 50 лет. За 2010–2014годы учёными РАН/ФАНО опубликовано 156782 статей (60% публикационного потока России), которые процитированы 262981 раз.

Материально-техническую базу научных организаций ФАНО характеризует, например, то, что 42% приборов и оборудования старше 5 лет, 10,3% – старше 20 лет.

В распоряжении ФАНО – 15% расходов федерального бюджета, идущих на финансирование всей научной деятельности. «Общий объём средств, уже сегодня переданный в институты, превышает 101 миллиард рублей», – сообщил руководитель агентства, уточнив, что бюджет ФАНО при его утверждении составлял чуть более 91 миллиарда рублей, а сейчас он уже превысил 108 миллиардов. В проект федерального бюджета на 2015–2017 годы заложено увеличение объёма финансирования на 18 миллиардов рублей, из которых почти 15 миллиардов пойдут на проведение прикладных научных исследований.

«За прошедший год была в значительной степени сформирована правовая основа деятельности Федерального агентства научных организаций как органа исполнительной власти», – доложил Михаил Котюков.

Сейчас завершается работа по утверждению уставов подведомственных организаций в новой редакции, равно как и по оформлению трудовых договоров, которые ранее имели не все директора научных институтов. Также начинается аттестация и выборы руководителей подведомственных ФАНО организаций.

Результаты конкурса по распределению контрольных цифр приёма в аспирантуру научных институтов отличаются положительной динамикой: 2078 на 2015 год против 1677 в 2014 году. В настоящее время обсуждается возможность участия в конкурсах по магистерским программам.

В ходе инвентаризации имущества, переданного РАН в ведение ФАНО, было выявлено более 6,5 тысяч объектов государственной собственности, которые ранее не числились в государственных реестрах, сказал Михаил Котюков.

На кадастровый учёт поставлено около 10 тысяч объектов; на более чем 8 тысяч объектов оформлены права Российской Федерации. К 2015 году агентство намерено завершить работу по учёту и оформлению прав собственности по всем объектам подведомственных организаций.

В управление деятельностью научных организаций, как известно, заложен принцип «двух ключей», один из которых находится у ФАНО, другой – у РАН. В ближайшее время, по словам Михаила Котюкова, будет создан Научно-координационный совет, в который войдут представители обеих структур. Положение о нём уже разработано, консультации по персональному составу близки к завершению. Первое заседание НКС планируется провести в ноябре.

Региональная неопределённость

Один из вопросов, остающийся не до конца урегулированным, связан с нормативно-правым обеспечением деятельности региональных отделений РАН.

«Региональные отделения создавались в своё время для того, чтобы координировать работу многих институтов, многих научных центров. Это не совокупность институтов, это нечто большее – это штаб науки. Можно сказать, и во многих случаях очаг культуры», – отметил вице-президент РАН, председатель Президиума Уральского отделения РАН Валерий Чарушин.

По его мнению, хотя региональные отделения РАН и упоминаются в законе, «они фактически выпали из него – научные центры попали в ведение ФАНО, а региональные отделения остаются в РАН». Отсюда возникают сложности с финансированием завершения строительства жилья для молодых научных сотрудников и передачей им квартир, а также с выполнением международных и внутрироссийских соглашений отделений РАН, утверждает Валерий Чарушин.

Реструктуризация по уму

Реорганизация сети подведомственных ФАНО научных институтов – ещё одна, взволновавшая собравшихся, тема. «Члены рабочей группы единодушно высказались, что процесс реорганизации не должен быть механистическим, – сказал Виктор Косоуров. – Внедрение нового формата взаимодействия между академическими институтами должно быть поэтапным. Вначале его нужно отработать на пилотных проектах, затем после обсуждения с РАН и научным сообществом первых результатов их реализации транслировать на другие научные организации».

Закон могут подправить

Участники круглого стола предложили внести в 253-ФЗ ряд изменений, которые, в частности, разграничили бы полномочия ФАНО и РАН в научном руководстве организациями, уточнили бы статус и полномочия региональных отделений РАН.

Наряду с этим рекомендуется уточнить Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013–2020 годы), изменив, в первую очередь, модель взаимоотношений участников программы. Кроме того, в связи с актуализацией приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, изменением модели финансового обеспечения научной и научно-технической деятельности потребуется корректировка и Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы (она «аккумулирует» порядка четверти всех бюджетных расходов на науку).

В ближайшее время профильный комитет Совета Федерации обобщит предложения и согласует их со всеми заинтересованными сторонами. По словам Виктора Косоурова, «в случае выработки консолидированных, конструктивных предложений» они будут направлены в рабочую группу по подготовке декабрьского заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (3 votes)
Источник(и):

Наука и Технологии РФ