Анализ ДНК указал на освоение Европы человеком через мореплавание

Около 10,5 тысяч лет назад древние охотники-собиратели Древнего Востока отдали предпочтение оседлому образу жизни и расселились на европейских побережьях ради выращивания сельскохозяйственных культур. Новые исследования, в рамках которых учёные проанализировали ДНК древних и современных людей, показали, что освоение человеком европейской суши проходило через мореплавание.

Перебираясь с острова на остров Эгейского и Средиземного морей, охотники-собиратели выбирали для себя оптимальное место жительства до тех пор, пока не заселили все прибрежные зоны Европы.

Археологам давно известно, что сельское хозяйство возникло на Ближнем Востоке, а затем распространилось на Европу, поскольку радиоуглеродный анализ ранних поселений указывает на чёткий временной градиент, идущий с востока на запад. Для подробного изучения процесса расселения человека по восточному полушарию Земли учёные секвенируют геном современных людей и древних останков: генетическая информация хранит гораздо больше подробностей об образе жизни, чем может дать обычный археологический анализ.

До недавнего времени секвенирование генома останков на Ближнем Востоке было непосильной задачей, так как условия среды были слишком жаркими и сухими, что препятствовало сохранению скелетов. Поэтому в понимании древней истории было большое белое пятно: как и почему люди сменили охоту и кочевой образ жизни на сельское хозяйство около 8 тысяч лет назад, оставалось загадкой.

o_965760.jpg Рис. 1. Раскопки в Сирии, поселение древних земледельцев Tell Halula (фото SAPPO/UAB).

С начала 1990-х годов команда испанских археологов вела раскопки на трёх древних сельскохозяйственных участках в Сирии, которые датировались в диапазоне от 10 500 до 10 тысяч лет назад, то есть были основаны в самом начале сельскохозяйственной революции. Теперь в журнале PLoS Genetics вышла их статья о частичном секвенировании геномов митохондрий 15 скелетов, найденных в двух поселениях — Tell Ramad и Tell Halula.

Это первый отчёт о ДНК древних земледельцев, останки которых были найдены на Ближнем Востоке.

Ведущий автор исследования, Ева Фернандес (Eva Fernández) из Ливерпульского университета имени Джона Мура в Великобритании, объясняет успех своей команды двумя факторами.

• Во-первых, тела земледельцев были захоронены в земле под жилыми домами и завёрнуты в слой густой грязи, которая защищала их от высоких температур. А
  • во-вторых, останки сразу же поместили в холодную камеру после извлечения из ямы. Так учёным удалось сохранить образцы ДНК.

Результаты секвенирования генома показали, что

ДНК сирийских земледельцев были очень схожи с ДНК древних поселенцев, живших в Испании и Германии около 7 тысяч лет назад. Это подтверждает, что источником европейских поселений были ранние жители Ближнего Востока.

Затем Фернандес и её коллеги сравнили геномы сирийцев-земледельцев с геномами 60 современных популяций на Ближнем Востоке и в Европе.

Этот анализ показал очень тесные генетические сходства с людьми, живущими сегодня на Кипре и Крите. Учёные предполагают, что фермеры сначала мигрировали с Ближнего Востока в Грецию и на её острова на лодках, прежде чем перейти к материку.

Прежде антропологи считали, что освоение Европы проходило через территорию современной Турции, но этой гипотезе подтверждения не нашлось, поскольку генетического сходства у сирийских земледельцев и современных турков не было.

«Наши выводы подкреплены недавними археологическими находками. Учёные раскапывали ранние сельскохозяйственные участки на Кипре и не могли объяснить их происхождения. Очевидно, их построили потомки земледельцев Ближнего Востока. Они были довольно цивилизованными людьми не только в вопросах оседлого образа жизни, но и мореплавания: чтобы проделать морское путешествие длиной в 60 километров, нужно иметь подходящие корабли», — рассказывает Фернандес.

o_965762.jpg Рис. 2. Возможный путь переселения ближневосточных земледельцев в Европу (иллюстрация Democritus University).

Ещё одно доказательство в пользу гипотезы об освоении Европы через мореплавание предоставила другая исследовательская команда. Джордж Стаматойаннопулос (George Stamatoyannopoulos) и его коллеги из университета Вашингтона в Сиеттле проанализировали 75 тысяч генетических маркеров в геномах 964 человек из 32 различных современных популяций, в том числе проживающих в Греции и на греческих островах, в Турции, Европе, на Ближнем Востоке, и в Северной Африке.

Используя статистические методы, которые позволяют исследователям проследить происхождение населения на основе различий между генетикой сегодня, Стаматойаннопулос и его команда также обнаружили, что сельское хозяйство распространялось в Европу по морю, через Крит, греческие острова, а также северное побережье Средиземного моря. О своих выводах американские антропологи сообщили в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Несмотря на схожесть выводов, две исследовательские группы расходятся во мнениях по некоторым вопросам. К примеру, непонятно, прибыли ли ближневосточные земледельцы в Европу через Левант, то есть побережья современного Израиля, Сирии и Ливана, или через южное побережье современной Турции.

Разобраться подробнее поможет только более масштабный анализ, так как судить о целой европейской популяции по 15 скелетам невозможно. Тем не менее, антропологи давно подозревали, что мореплавание появилось в очень ранней человеческой истории, и современные исследования это подтверждают.