Правительство может в директивном порядке перевести госкомпании в регионы

Правительство в директивном порядке может решить вопрос о переезде офисов госкомпаний из Москвы в регионы России, где они работают. Соответственно, и налоги они будут платить там, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, переезд будет сопровождаться перераспределением доходов между регионами и центром, что поможет выровнять экономическую ситуацию в стране.

Недавно эта идея была озвучена спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Еще ранее – накануне президентских выборов – с нею выступил Владимир Путин. Он заявил, что считает несправедливой ситуацию, когда работающие в регионах компании платят налоги в Москве.

Офисы крупных компаний желательно распределить по всем регионам, считает Медведев, как это делается, к примеру, в Германии и США, где «в любом городе есть штаб-квартиры крупнейших компаний». Однако для этого, по мнению премьера, руководители регионов должны создавать нормальные условия для работы компаний, включая школы, университеты, театры и музеи, а также «определенный уровень инвестиционной привлекательности». Переезд должен сопровождаться «разумным перераспределением доходных источников», так как «когда все налоги платятся по столицам, это, конечно, не очень хорошо», считает глава правительства.

Такое перераспределение было бы справедливо, уменьшив неравенство в уровне жизни населения страны в регионах и ее столице. К тому же, с точки зрения социальной справедливости, именно люди, которые трудятся на предприятиях в регионах, должны в первую очередь пользоваться плодами их работы через местный бюджет.

«Речь идет о налоге на прибыль: действительно, крупнейшие налогоплательщики зарегистрированы в финансовых центрах страны, – говорит главный экономист НИУ-ВШЭ Валерий Миронов. – Такая ситуация часто наблюдается у вертикально интегрированных холдингов, к примеру, у того же «Газпрома». Между тем, именно Валентина Матвиенко, будучи губернатором Санкт-Петербурга, сама в 2006 году переманила «Газпром нефть» из Омской области в северную столицу, пообещав налоговые преференции в виде участия бюджета в строительстве центра «Охта» со штаб-квартирой компании. В результате бюджет Омской области, где у компании работают нефтеперерабатыващий завод и сбытовое подразделение «Газпромнефть-Омск», потерял 35 % доходов».

«Но дело в том, что головные офисы компании регистрируются в столицах не просто так, а потому, что их руководство вынуждено постоянно общаться с правительством, которое абсолютно все решает в области энергетики, – продолжает эксперт. – Они должны встречаться с чиновниками в кафе и на семинарах, которые проводятся чуть ли не каждый день, выступать на конференциях и форумах, чтобы не вылететь из «обоймы» – из Сибири не налетаешься. К тому же, многие транснациональные компании хотят быть поближе к Европе, к европейским инвесторам».

Сегодня крупнейшие российские государственные компании «расквартированы» в столице и платят налоги столичному региону, в котором зарегистрирован их головной офис. «Газ в Москве только на кухне, поэтому головной офис «Газпрома» надо перевести в Тюмень, «Роснефть» – в Сибирь, «Ростехнологии» и РЖД – на Урал, «РусГидро» – в Красноярск, «Росэнергоатом» – в Поволжье, РОСНАНО – в Калининград и так далее, то есть сделать реальную дифференциацию экономической жизни», – считает Матвиенко. По ее мнению, в Москве нужно оставить лишь небольшие представительства компаний с незначительным количеством сотрудников.

Если перевести головные офисы крупных компаний в те регионы, где они осуществляют основную деятельность, то это наверняка даст толчок развитию не только региональной экономики, но и образования, здравоохранения, социальной инфраструктуры. Кроме того, это поможет создать «социальные лифты» для талантливых людей из регионов – они смогут реализовать себя не уезжая в столицу. А это еще и разгрузит саму Москву от наплыва приезжих.

И если в регионах зарегистрируются крупнейшие налогоплательщики России, то туда пойдут значительные суммы налогов, что позволит улучшить качество жизни населения: повысить зарплаты бюджетникам, отремонтировать дороги и так далее.

Кроме того, компании будут заинтересованы в переезде своих руководящих сотрудников из Москвы на новое место, поскольку они уже имеют нужный опыт и их не надо учить заново. Но уедут из столицы не все, а только те, кто действительно намерен работать в компании – произойдет естественный отбор кадров. А рядовых сотрудников и кадры среднего звена можно набрать из местного населения, повысив тем самым занятость в регионах.

Все это хорошо, но насколько велики шансы на то, что слова премьера Медведева осуществятся на деле?

«У меня большие сомнения, что дело дойдет до практической реализации переезда госкомпаний в регионы, – говорит старший научный сотрудник направления «Политическая экономия и региональное развитие» ИЭП им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Хотя, нельзя сказать, что правительство ничего не делает для того, чтобы перевести часть их налогов региональным бюджетам. Например, в последние годы были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые ввели понятие «консолидированной группы налогоплательщиков». В соответствии с этими поправками, региональная часть налога на прибыль компании, входящей в эту группу, должна зачисляться в бюджет того субъекта Федерации, на территории которого она ведет деятельность. В частности, ряд предприятий «Газпрома» год назад заявил о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Создание таких групп приведет к отвлечению части доходов от Москвы – по предварительным оценкам, более 100 млрд. рублей в год».

Но даже, если перевод госкомпаний осуществится, это не значит, что все высвободившиеся средства поступят в регионы.

«Для предприятий, которые имеют налоговые льготы в регионах, налог на прибыль может быть снижен на 4 %, – поясняет Жаворонков. – Кроме того, предприятия могут уходить от значительной части налогов в региональные бюджеты в рамках инвестиционных соглашений с местными властями. Именно поэтому многие предприятия ТНК-ВР, например, были зарегистрированы в Калмыкии, Мордовии и на Чукотке – в этих регионах существуют большие налоговые льготы. В любом случае, честно распределить налоги госкомпаний между регионами все равно не получится».

Между тем, Москва перенасыщена деньгами: бюджетные расходы столицы России в 2,5 раза выше, чем Лондона, при этом население Лондона в 1,5 раза меньше. А расходы Парижа и вовсе в 5 раз меньше, чем Москвы, а численность населения сопоставимая – 11,7 и 11,5 млн. человек, соответственно.

В прошлом году бюджет Москвы составлял около 1,45 трлн. рублей. При этом, только перечисления «Газпрома» дали казне почти 160 млрд. рублей, еще 46 млрд. в московский бюджет перечислили нефтяные компании «Роснефть», ЛУКОЙЛ и другие.

Электроэнергетические компании добавили к этому еще 11,9 млрд. рублей. Таким образом, крупные компании только из трех отраслей принесли москвичам почти 218 млрд. рублей. Для сравнения: весь столичный малый и средний бизнес перечисляет в бюджет меньше 40 млрд. рублей. Но ведь кроме налога на прибыль предприятий, их сотрудники платят в столичный бюджет налог на доходы физлиц, а компании перечисляют в городскую казну еще и налог на имущество.

Для сравнения с Москвой, население которой составляет около 11,5 млн. человек, возьмем несколько центральных регионов России: Нижегородскую, Псковскую, Новгородскую, Костромскую, Вологодскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую и Рязанскую области, население которых в сумме будет почти равно Москве – 11,4 млн. человек. Данные о доходах регионов официальные, их можно найти на сайте Росстата. Если теперь сложить доходы бюджетов этих регионов в 2012 году, то они составят 324 млрд. рублей, а бюджет Москвы в прошлом году имел 1,45 трлн. рублей. В пересчете на каждого человека бюджет столицы тратит в 4,5 раза больше, чем девять регионов России вместе взятые. Так что эту проблему рано или поздно придется решать.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Новая Политика