Gad, sirt и p53 – имена, которые определяют твою судьбу

Алексей Турчин.

Красота человека в первую очередь зависит от его генов, то есть от них зависит, будет ли он стройным голубоглазым блондином или тумбочкой на коротких ножках. Более того, оценивая красоту, противоположный пол смотрит в первую очередь на качество генов – с которыми хочет скрестить свои – и довольно точно оценивает работу генома по внешним признакам. Не все так просто, конечно, но стройный голубоглазый блондин в первую очередь стал таковым благодаря своим генам, а не воспитанию, моральному облику, прочитанным книгам.

От генов также зависит, как и от чего ты скорее всего умрешь. Гены определяют предрасположенность к определенным видам рака, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний – и часть этих предрасположенностей можно узнать, послав свой образец ДНК в американскую компанию 23andme.

Например, p53 – это основной ген защиты человека от рака, и клетка станет раковой, только если он отключится, а ген, кодирующий теломеразу, – включится. Тогда клетка обретет способность к неограниченному делению.

Но люди гораздо лучше знают марки автомобилей и типы автоаварий, чем названия генов, которые определяют их внешний вид, интеллект и вероятные причины смерти. Это отчасти понятно – раньше работа генома была ненаблюдаема, а способы влияния на нее неизвестны.

Только в последние десять лет секвенирование генома человека стало возможно и технически реализуемо, и стоимость его снизилась почти в миллион раз.

Старение человека в значительной мере связано с работой генома. По мере старения изменяется экспрессия различных генов, укорачиваются теломеры на концах нитей ДНК. Все наилучшие успехи в борьбе со старением у лабораторных животных связаны именно с управлением работой генома. В частности, они связаны с активацией генов из групп sirt и gad, которые включают защиту клетки от теплового шока и от голодания и заодно способствуют ее омоложению.

Кроме того, генетическая наследственность перестала быть приговором. Появилась генная терапия, которая позволяет с помощью вирусов-векторов вносить исправления в геном клеток человека.

Меня всегда волновал вопрос, как достигается то, что вирусы не размножаются внутри человека и не становятся, таким образом, новой заразной болезнью. Оказывается, предварительное размножение вирусов происходит в специальной культуре бактерий. В геном которых встроен ген, необходимый для самостоятельной репликации вируса – а у самого вируса этого гена нет. Поэтому эти вирусы могут размножаться только в этой искусственной культуре, а в человеческом организме не могут.

Коррекция редких генетических болезней – это первый шаг на пути к полному управлению геномом человека. Если бы мы обладали полной властью над геномом, то живая материя была бы для нас как пластилин, из которой мы могли бы слепить тело с любыми свойствами. Тогда человек перестанет быть жертвой своей наследственности. Более того, старение также осталось бы в прошлом.

Обратная сторона медали в том, что чем лучше мы научаемся манипулировать искусственными вирусами, чем более доступна становится эта технология, тем больше шансов, что рано или поздно кто-то станет биохакером и создаст искусственный болезнетворный вирус. Уже сейчас известно, какие мутации нужно внести в вирус гриппа или оспы, чтобы они стали очень смертельными и очень заразными. То есть уже поздно остановиться.

Наоборот, единственный шанс выжить – это идти вперед быстрее, чем успевают реализоваться новые риски.

Например, если мы получим полную власть над геномом человека, то мы сможем создать и принципиально новые виды иммунитета. Уже сейчас разрабатываются и клинически исписываются универсальные вакцины от всех видов гриппа. В будущем мы сможем вообще отойти от биологической природы, постепенно киборгизируя тело человека с помощью протезов и нанороботов, и тогда ему не будут страшны никакие вирусы – кроме разве что серой слизи, то есть бесконтрольно размножающихся нанороботов, и компьютерных вирусов в сетях управления нанороботами.

Значит, надо идти еще дальше, к полной загрузке сознания в компьютер плюс созданию всемирного искусственного интеллекта, который, в частности, будет выполнять функции глобальной антивирусной программы. Конечно, это выглядит фантастично, но это естественным образом следует из логики развития: эффективность и интеллект систем защиты должны многократно превышать эффективность систем нападения – только тогда вся система будет устойчива.

Многое, что казалось фантастикой вчера, в один миг перестает казаться ею – вот челябинский метеорит, например, был маловероятной историей для фантастического рассказа, а стал малоприятной обыденностью для пострадавших людей.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (13 votes)
Источник(и):

1 .expert.ru