«Ежи» и электромагнитные пушки: обзор средств принудительной остановки автомобилей

Кадр из программы «Fifth Gear». Кадр из программы «Fifth Gear».

В начале декабря 2013 года британские инженеры предложили рабочий прототип электромагнитной установки для принудительной остановки автомобилей. Компактная установка (помещается в кузов пикапа) испускает мощное излучение, которое вносит помехи в электрические контуры автомобиля и глушит его. Главное преимущество такого метода — принудительная остановка машины без ущерба для здоровья водителя и пассажиров. «Лента.ру» изучила, какие еще существуют способы останавливать автомобили.

Самый простой способ остановить движущийся автомобиль — использовать заграждения барьерного типа. В числе популярных конструкций — бетонные блоки или «ежи» (родственники противотанковых «ежей», сваренных из стальных рельсов).

Эти барьеры расставляют таким образом, чтобы водитель, объезжая их, вынужден был сбросить скорость. На полной скорости такие препятствия преодолеть невозможно. Фундаментальность подобных сооружений — их главный недостаток: изменить их местоположение или конструкцию можно только с помощью тяжелой строительной техники. Поэтому прежде всего инженеров заботила мобильность создаваемых барьеров.

Выскочки

Впрочем, критерий мобильности совершенно не предполагает, что барьер нужно будет двигать с места на место — вполне достаточно прятать его в землю. Небольшие столбики (они же тумбы) используют для того, чтобы временно закрывать проезд по определенным улицам. Автомобиль в принципе может снести это препятствие, однако задача последнего — просто обозначить, что проезд запрещен. При этом столбики можно убрать, чтобы, к примеру, пропустить общественный транспорт.

Аналогичные заграждения используются на железнодорожных переездах, только вместо столбиков там — стальные пластины, приподнимающиеся над асфальтом.

Для действительно существенной защиты используют усиленные тумбы (выдвигаемые клинья) — они рассчитаны на преднамеренную попытку проникновения в охраняемую зону. Американское общество испытаний и материалов (ASTM) описывает стандарты для таких заграждений, классифицируя их в зависимости от массы и скорости автомобиля, с которым они способны справиться.

Самые «слабые» удерживают «легковушку» весом 1,1 тонны на скорости 65 километров в час, самые устойчивые — 30-тонный грузовик, разогнавшийся до 80 километров в час.

Испытание тумб на категорию M50: грузовик массой 6,8 тонны на скорости 80 километров в час

Невод

В некоторых ситуациях при принудительной остановке автомобиля требуется обеспечить его сохранность. Например, если в машине установлено взрывное устройство, то от сильного удара оно может сдетонировать (да и находящихся внутри террористов лучше поймать живыми).

Для «мягкой» остановки машины используют барьеры-сетки — их закрепляют на пневматических поршнях, которые гасят удар. Как и столбики, сетки поднимаются над поверхностью дороги по необходимости.

Еще один пример барьера, который призван «мягко» остановить автомобиль, — это тросовые заграждения. Это идеальное решение для открытых пространств, где нужно быстро возвести препятствие (например, на летном поле). Длина закладываемого в землю троса практически не ограничена — меняется лишь количество поднимающихся постов-держателей.

Щупальца

Другое применение сетям нашли специалисты из корпорации ESA. Они предложили не «ловить» автомобиль, а «запутывать» его. На дорогу укладывают устройство Pit-BUL (Ballistic Undercarriage Lanyard — баллистический шнур для шасси), в котором спрятана широкая сеть с закрепленными на ней металлическими шипами.

Автомобиль наезжает на шипы, они впиваются в колеса и начинают наматывать сеть на ось. В результате колеса блокируются, и машина безопасно останавливается.

Наматывать сеть на колеса автомобиля инженеры ESA придумали, изменив принцип работы другого прототипа — SQUID (англ. — кальмар; Safe Quick Undercarriage Immobilization Device — безопасное быстродействующее устройство для обездвиживания шасси).

Этот прибор выстреливал несколько щупалец в днище проезжающего автомобиля, чтобы они намотались на оси и остановили его.

Выключатель

Критики применения ЭМИ заявляют, что эта технология не позволит останавливать морально устаревшие машины, в которых нет сложных электросхем. «Выживут» в таком случае только автомобили с дизельным двигателем, где топливо воспламеняется исключительно от сжатия, а не поджигается разрядом электрических свечей.

Наконец, чтобы остановить автомобиль без всяких потерь (вообще без контакта с препятствием), в перспективе будут применяться электромагнитные «глушилки». Рабочий прототип устройства под названием RF Safe-Stop (англ. — радиочастотная безопасная остановка) представила британская компания E2V.

Установка весом 350 килограммов помещается в кузове пикапа и на собственном источнике питания может находиться «в боевой готовности» на протяжении двух часов. Автомобили она останавливает на расстоянии до 50 метров.

Использовать мощный электромагнитный импульс (ЭМИ) для отключения электронных систем автомобилей предлагали и раньше. Но такие устройства, как правило, были очень громоздкими или ненаправленными — «убивали» всю электронику вокруг себя.

Еще одним ключевым преимуществом RF Safe-Stop стал «щадящий» режим работы: судя по имеющейся информации, импульс вносит помехи в работу электронных систем машины, а не пытается безвозвратно «поджарить» все замкнутые контуры микросхем — в таком случае их пришлось бы менять. Это означает, что остановленный автомобиль, скорее всего, будет в полном порядке.

Мобильность представленных технических новинок относительна — установка того же Pit-BUL на новом месте занимает до получаса. В итоге для оперативной остановки автомобилей нарушителей полиция в разных странах предпочитает использовать раскладные шипы. Их выбрасывают на дорогу перед приближающейся машиной; автомобиль с пробитыми на большой скорости колесами становится неуправляемым.

Есть и еще более простой способ — блок-пост из полицейских машин или специально пригнанных грузовиков. Правда, в России эту методику понимают по-своему, составляя «живые щиты» из автомобилей ничего не подозревающих обывателей. Громкое расследование одного из таких случаев (на московской кольцевой автодороге в 2010 году) закончилось для инспектора ГИБДД годом колонии. Несмотря на это, «живые щиты» все равно продолжают применяться.

Михаил Зеленский.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (13 votes)
Источник(и):

1. lenta.ru