Бруклинская художница создает портреты незнакомцев на основе их ДНК

Хизер Дьюи-Хагборг, аспирантка и «информационный художник» из Бруклина, создает трехмерные портреты незнакомцев, основываясь на ДНК, которую она находит в общественных местах. Выделяя нуклеиновую кислоту из сигаретных окурков, кусочков волос, ногтей и жвачки, Хизер пытается с помощью генетического анализа восстановить облик человека, а затем распечатывает получившийся портрет на 3D-принтере.

Глядя на эти портретные скульптуры, невольно задумываешься о том, как много информации о себе мы оставляем вокруг. С каждым днем ДНК все больше и больше напоминает личный дневник, заглянуть в который может не только доктор, но и совершенно незнакомый человек.

preview_1.jpg Рис. 1. Здесь и далее фото: Heather Dewey-Hagborg / Rex Features / FOTODOM.RU.

Художественный проект «Образы незнакомцев» начался с единственного волоска, застрявшего в стекольной трещине на репродукции.

Размышляя о том, как он туда попал и кому принадлежал, Хизер поняла, что эта информация не потеряна и может быть восстановлена, поскольку она хранится в ДНК самого волоса.

preview_2.jpg Рис. 2.

Процедуру выделения ДНК из биоматериала Хизер проводит в самодельной лаборатории Genspace в Бруклине. Фрагменты нуклеиновой кислоты художник амплифицирует при помощи полимеразной цепной реакции, выбирая те участки, которые вовлечены в образование черт лица.

preview_3.jpg Рис. 3.

Личную информацию о незнакомцах Хизер получает в виде однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) — участков ДНК, которые отличаются у разных людей всего на одну «букву». Объективная часть работы на этом заканчивается, поскольку восстановление на основе SNP черт лица — это уже вопрос интерпретации.

preview_4.jpg Рис. 4.

Хизер не говорит о том, что ее скульптуры прямо соответствуют внешности хозяев ДНК.

Речь скорее идет о портретах обобщенных родственников тех людей, биоматериал которых попался под руку художнику.

preview_5.jpg Рис. 5.

По словам Хизер,

в ее портретах внешности хозяев ДНК соответствует пол, раса, цвет кожи, глаз и волос, а также наличие или отсутствие веснушек. Кроме того, до некоторой степени в них соблюдается правильная ширина носа, межглазное расстояние и «некоторые другие черты».

preview_6.jpg Рис. 6.

Если сегодня в таких портретах есть значительная неточность, то с каждым годом их сходство с прототипами будет только увеличиваться. Так, всего полгода назад в ходе масштабного исследования ученые открыли пять генов, SNP в которых говорит о пропорциях между разными точками лица.

preview_7.jpg Рис. 7.

В ходе исследования, в котором приняли участие более 10 тысяч добровольцев, ученые анализировали, как пропорции между контрольными точками на лице соотносятся с разнообразием существующих полиморфизмов.

preview_8.jpg Рис. 8.

В рамках работы, опубликованной в PLoS Genetics, ученые экспериментально подтвердили общепринятое мнение о том, что черты лица определяются совместным действием сотен, если не тысяч разных генов. Обнаруженная пятерка генов — PRDM16, PAX3, TP63, C5orf50 и COL17A1 — является просто наиболее важной.

preview_9.jpg Рис. 9.

Создавая портреты, Хизер не раскрашивает их, а печатает сразу цветными. Для этого художник использует принтер Zcorp, работающий на пескоподобном цветном пластике и клее.

preview_10.jpg Рис. 10.

Рядом с получившейся скульптурой Хизер помещает биоматериалы, из которых была выделена ДНК.

preview_11.jpg Рис. 11.

Отработанной технологии восстановления внешности на основе анализа генома пока не существует. Портреты, создаваемые Хизер Дьюи-Хагборг, представляют собой всего лишь художественную интерпретацию данных генетики, выполненную, впрочем, по самому последнему слову науки.

preview_12.jpg Рис. 12. Хизер Дьюи-Хагборг.

Несложно заметить, что во многом художественный эффект работ Хизер базируется на том, что мы не можем сравнить созданные ей портреты с оригиналами. Можно не сомневаться, что если бы такое сравнение было возможно, то неполнота существующих данных о генетике внешности была бы слишком явной.