В ФИАН отметили день рождения Д.В. Скобельцына

На фото: Дмитрий Владимирович Скобельцын.

28 ноября 2012 года в Физическом институте им. П.Н. Лебедева состоялось совместное заседание сессии Отделения физических наук РАН, Ученого совета ФИАН и Ученого совета НИИЯФ МГУ, посвященное 120-летию со дня рождения Дмитрия Владимировича Скобельцына.

Дмитрия Владимировича Скобельцына (24.11.1892 – 16.11.1990) можно назвать одной из наиболее ярких звезд, когда-либо возникавших на научном небосклоне нашей страны.

Научная карьера Дмитрия Владимировича разворачивалась на протяжении трех эпох: от царской России до России постсоветской. И на каждом этапе, по воспоминаниям современников, был виден его талант незаурядного физика.

Начало научной деятельности Д.В. Скобельцына можно отнести к 1915 году, когда по окончании физико-математического факультета Императорского Петроградского университета, он был оставлен на кафедре физики.

Хотя открытия Д.В. Скобельцына, связанные с камерой Вильсона, датируются 20–30-ми годами XX века, его первое знакомство с этим «аппаратом» состоялось еще зимой 1916 г., когда Дмитрию Владимировичу предложили запустить собранную на месте установку. Вопреки скептическому настрою коллег, ему это удалось сделать, причем полностью самостоятельно. Хотя может показаться, что это достижение невелико, здесь в полной мере проявилась одна из характерных черт Дмитрия Владимировича, позволившая ему позже добиваться значительно больших успехов – упорство в достижении поставленных задач, сопровождавшееся точным знанием предмета.

compton1924.jpg Рис. 1. На фото: Д.В. Скобельцын возле установки для исследования Комптон-эффекта, 1924 г.

Позднее, в 1927–1929 гг., Д.В. Скобельцын с помощью камеры Вильсона, помещенной в магнитное поле, впервые обнаружил наличие в составе космических лучей заряженных частиц высокой энергии, которые появляются генетически связанными группами (ливнями). Так было заложено начало физики высоких энергий, отцом которой по праву считают Дмитрия Владимировича.

И по сей день работы в области физики высоких энергий тем или иным образом ссылаются на него; актуальность его исследований до сих пор не угасла.

В 1932 г. под руководством С.И. Вавилова был образован Физический институт, с 1934 г. носящий имя П.Н. Лебедева. Среди подразделений этого института была и лаборатория ядерной физики, в которой с 1935 г. в качестве консультанта начал свою работу Дмитрий Владимирович. В 1938 г. он окончательно перебирается в ФИАН, с которым была связана вся его дальнейшая научная жизнь.

kyuri.jpg Рис. 2. На фото: Д.В. Скобельцын, Ирен Жолио-Кюри и
Фредерик Жолио-Кюри, 1945 г.

Параллельно с исследованием космических лучей Д.В. Скобельцын занимался и ядерной физикой. О его таланте и большом вкладе в исследования в данной области горячо отзывались супруги Жолио-Кюри, считавшие его соавтором своих исследований и своим близким другом на протяжении всей жизни. С 1940 г. Д.В. Скобельцын начинает преподавать на физическом факультете МГУ, создав там кафедру «Атомного ядра и радиоактивности».

Впоследствии отсюда вышли многие выдающиеся физики: Г.Т. Зацепин, Н.Л. Григоров, И.В. Эстулин и другие.

В 1946 г. усилиями Дмитрия Владимировича был создан центр, совместивший теоретическую подготовку молодых ученых с научной деятельностью, известный под именем НИФИ-2, позднее переименованный в Научно-исследовательский институт ядерной физики (НИИЯФ) МГУ. Д.В. Скобельцын стал директором этого института и оставался им вплоть до 1960 г., когда добровольно сложил с себя полномочия, оставив также и преподавательскую деятельность. После ухода Дмитрия Владимировича с поста директора это место занял его ученик С.Н. Вернов, который продолжил развивать традиции, заложенные учителем.

В 1951 г., после кончины первого директора ФИАН С.И. Вавилова, Дмитрий Владимирович возглавляет Физический институт, одновременно оставаясь на посту директора НИИЯФ МГУ. Более 10 лет он сочетал эти две должности, проявляя не только неистощимую энергию, но и научную проницательность, эрудицию и чуткость. За время руководства Д.В. Скобельцына оба института показали значительный прогресс как в научном, так и в организационном плане.

В ФИАН были созданы Тянь-Шаньская высокогорная станция, Крымская научная станция, радиоастрономическая станция в Пущино, особое конструкторское бюро в Троицке. Сам институт сменил «прописку», переехав в новое здание на Ленинском проспекте и значительно расширив свою площадь. Появились новые подразделения, такие как отделения квантовой электроники, радиоастрономии и др. Расширились и исследования в области космических лучей, в буквальном смысле слова выйдя на новую орбиту: с 1958 г. исследования проводились не только на высокогорных станциях, но и на искусственных спутниках Земли.

В НИИЯФ МГУ были построены новые лабораторные корпуса, запущен циклотрон, начаты исследования по экспериментальной ядерной физике, организована лаборатория радиоспектроскопии.

Совместное руководство двумя институтами позволило Д.В. Скобельцыну создать уникальную атмосферу сотрудничества и преемственности между двумя коллективами: исследования в области ядерной физики, широких атмосферных ливней, космических лучей проводились совместно группами ученых из ФИАН и НИИЯФ МГУ, а студенты МГУ становились научными сотрудниками ФИАН, продолжая исследования, начатые еще в студенчестве.

deputat.jpg Рис. 3. На фото: Д.В. Скобельцын – депутат
Верховного совета СССР.

Несмотря на занятость, необыкновенно высокий темп научной и организаторской деятельности, Дмитрий Владимирович находил время и силы, чтобы интересоваться и общественной жизнью, с интересом наблюдая и активно участвуя в социально-политических преобразованиях страны и мира. В период с 1946 по 1963 гг. он успел побывать депутатом Верховного Совета РСФСР, депутатом Верховного Совета СССР, экспертом-советником в Представительстве СССР в ООН по вопросам контроля атомной энергии, одним из организаторов и участников Пагуошского движения ученых за мир.

И в каждой из этих «ипостасей» Д.В. Скобельцын проявил себя не как сторонний наблюдатель, носящий звание «для галочки», а как активный деятель, отстаивающий интересы мира, открыто высказывая свое мнение, идущее порою вразрез с сильными политическими противниками.

В 1973 г. Д.В. Скобельцын добровольно оставляет пост директора ФИАН, при этом продолжая научную работу, в основном – теоретическую. В эти годы его начинают занимать спорные вопросы из области общей теории относительности, которым он и посвятил остаток жизни. В 1988 г. Дмитрия Владимировича избирают почетным директором ФИАН. По воспоминаниям соратников, не было и дня, когда он не посещал институт, живо интересуясь его делами.

В 1990 г. Дмитрия Владимировича не стало. Он не дожил всего неделю до своего очередного дня рождения, всего два года до столетия…

Его родные, друзья и соратники вспоминают Дмитрия Владимировича как необычно чуткого, доброжелательного, заботливого, мудрого и проницательного человека. Большого любителя музыки. Интеллигента, как в общечеловеческом, так и в научном понимании.

Область интересов Дмитрия Владимировича до сих пор поражает своей широтой: это

• физика высоких энергий,
  • ядерная физика,
  • квантовая механика,
  • рентгенофизика,
  • физика элементарных частиц,
  • теория относительности.

И это не говоря о направлениях, в которых он не принимал непосредственного участия, но без его внимания и поддержки вряд ли получивших своевременное развитие. Например, квантовая электроника.

Обо всем этом и многом другом говорили на заседании сессии Отделения физических наук РАН, Ученого совета ФИАН и Ученого совета НИИЯФ МГУ, которое состоялось 28 ноября 2012 г. в ФИАН.

mesyatz-scob.jpg Рис. 4. На фото: Выступление Геннадия Андреевича Месяца

Как отметил в своем приветственном выступлении директор ФИАН, академик РАН Геннадий Андреевич Месяц:

«Присутствие здесь представителей из ФИАНа, МГУ, СПбГПУ еще раз показывает очень глубокие исторические связи, объединяющие соответствующие научные школы. На мой взгляд, доклады, представленные сегодня и посвященные Дмитрию Владимировичу Скобельцыну, позволяют более полно представить себе многогранную фигуру этого выдающегося ученого».

На заседании были представлены доклады как о деятельности Д.В. Скобельцына в различные периоды его жизни, так и о развитии тех направлений, которые зародились под его руководством.

Немалый интерес вызвал доклад Олега Дмитриевича Далькарова, профессора, доктора физико-математических наук, руководителя отделения ядерной физики и астрофизики ФИАН, об исследовании космических лучей в ФИАН. Начав с исследований, проводимых под руководством Д.В. Скобельцына, О.Д. Далькаров показал направления исследований, развиваемых в настоящее время, как в России, так и за рубежом. Такой временной экскурс больше, чем какие-либо другие слова, показал дальновидность Д.В. Скобельцына как ученого: намеченные им научные направления активно развиваются и по сей день, находя новое подтверждение того, что некогда было выдвинуто как гипотеза. А сам факт разворачивания высокогорных станций, а также перевод исследований в иную плоскость с использованием возможностей космической техники еще раз подчеркивает актуальность работ, когда-то начатых Дмитрием Владимировичем.

sadovn.jpg Рис. 5. На фото: Выступление Виктора
Антоновича Садовничего

Представители научной школы МГУ также отметили чрезвычайно высокий вклад Д.В. Скобельцына в развитие современной науки.

Ректор МГУ, академик РАН Виктор Антонович Садовничий подчеркнул:

«Дмитрий Владимирович относился к плеяде ученых, составляющих гордость Московского университета. С его именем связаны эпохальные достижения нашей страны по атомным проектам, по освоению космоса. Университет с благодарностью чтит память одного из своих великих сынов. И сегодня созданная им школа, ученики, институт, носящий его имя, успешно продолжают начатое им дело, которому он отдал столько знаний, сил и душевной энергии».

Михаил Игоревич Панасюк, директор НИИЯФ МГУ, профессор, доктор физико-математических наук, в своем докладе о развитии школы ядерной физики в МГУ показал, что дело, начатое в 1946 г. Д.В. Скобельцыным, развивается и сегодня, традиции, заложенные им, бережно сохраняются, что позволяет по-прежнему готовить высококлассных специалистов. Также М.И.Панасюк подчеркнул высокую ценность деятельности Дмитрия Владимировича не только как ученого, но и как величайшего учителя, подготовившего плеяду сильнейших физиков в области исследования космических лучей, ядерной физики, которых знают и почитают во всем мире.

eyuscob.jpg Рис. 6. На фото: Елена Юрьевна Скобельцына.

В заключение заседания Елена Юрьевна Скобельцына, племянница Д.В. Скобельцына, сказала:

«Хочу выразить благодарность за организацию такого дня памяти. Так вышло, что после Дмитрия Владимировича в семье Скобельцыных больше физиков не было, только гуманитарии и математики. Поэтому очень приятно оказаться среди физиков, послушать, как вы работаете, что делаете, как продолжается дело Дмитрия Владимировича. Я желаю, чтобы и в дальнейшем ФИАН развивался и процветал – это, действительно, гордость нашей страны».

1 .АНИ ФИАН-Информ