Российские геологи рассказали об исполинском месторождении алмазов в Сибири

Спутниковая фотография кратера Попигай. Источник: NASA.

Группа российских геологов на минувшей неделе произвела сенсацию в российских СМИ, заявив о рассекречивании гигантского алмазного месторождения. По предварительным оценкам, запасы Попигайского кратера, где алмазы впервые были обнаружены еще в 70-х годах, «составляют триллионы каратов», что в тысячи раз больше доказанных запасов Якутии. Впрочем, обольщаться пока рано – возможности разработки месторождения пока не уточнены, равно как и свойства находящихся там алмазов.

Советские геологи обнаружили запасы алмазов в Попигайской астроблеме – метеоритном кратере возрастом около 40 миллионов лет и диаметром около 100 километров, расположенном на границе Якутии и Красноярского края, – в конце 1970-х годов. Затем их изучение заморозили в связи с тем, что в то время в стране строились заводы по производству синтетических алмазов.

Алмазы естественного происхождения требовали больших инвестиций, а на вложение капитала сразу в два масштабных проекта денег у СССР не хватило.

Однако кое-какие геологоразведочные работы все же были произведены. В частности, ученые оценили возможности двух месторождений кратера – Ударного и Скального. Запасы первого, по данным геологов, оказались на уровне в 7 миллиардов карат, а второго – в 140 миллиардов карат. Эти два месторождения охватывают площадь в полпроцента от общего размера кратера.

Теперь же геологи изучили добытый еще в те времена материал заново и пришли к выводу, что

исследованные месторождения – малая часть потенциала кратера.

Директор Института геологии и минералогии имени Соболева сибирского отделения РАН Николай Похиленко заявил, что всего на данной местности могут находиться триллионы карат алмазов. Для сравнения, общие доказанные запасы алмазов в Якутии составляют 1,4 миллиарда карат.

Попигайский кратер – четвертый по размерам метеоритный кратер на планете, его диаметр составляет около 100 километров. Он был образован около 35 миллионов лет назад в результате падения метеорита диаметром от 4 до 8 километров. Ближайший населенный пункт – село Хатанга – находится примерно в 400 километрах на северо-запад от центра кратера.

Но этого мало. Обнаруженные в гигантской воронке алмазы не являются алмазами в строгом смысле этого слова. Дело в том, что некоторые образующиеся при падении метеоритов кристаллы углерода отличаются от классических алмазов своей кристаллической решеткой – у них она гексагональная, а не кубическая. В результате падения метеоритов образуются именно такие камни, которые также называются лонсдейлитами, или гексагональными алмазами. Одна из их особенностей – повышенная твердость, в два раза превосходящая показатели обычных алмазов-кимберлитов. В связи с этим они имеют отличные перспективы применения в промышленности.

Учитывая эти обстоятельства, можно было бы предположить скорую революцию в алмазодобыче, которая позволит России полностью доминировать на этом рынке и прибавить к объемам экспорта не один миллиард долларов. Однако пока об этом говорить рано.

  • Во-первых, существует чисто техническая проблема, связанная с тем, что лонсдейлиты требуют сложной обработки для получения от них максимальной отдачи.
  • Во-вторых, неясно, исключительно ли кристаллы такой структуры преобладают на месторождении: вполне возможно, что большая часть алмазов в кратере – вполне обычные. Наконец, скорее всего, алмазы Попигайской астроблемы не являются ювелирными в силу малых размеров. Тут следует заметить, что размеры зерен на месторождении оцениваются геологами в огромном диапазоне – от нескольких микрон до двух сантиметров. Но, опять же, неясно, каковы их прочие характеристики.

    Одним словом,

объявление российских геологов поднимает в этой истории больше вопросов, чем дает ответов.

Пока же аналитики рынка считают, что каких-то грандиозных изменений сам факт рассекречивания не произведет. К примеру, Владимир Малахов, главный редактор российского отделения агентства Rough and Polished, отслеживающего конъюнктуру мирового рынка алмазов, в интервью «Ленте.ру» подчеркнул, что говорить о введении месторождения в эксплуатацию преждевременно.

«Содержащиеся в нем запасы сырья могут оказаться не востребованы рынком, – сказал он. – Всплеск информационной активности вокруг данного месторождения вызван, скорее всего, тем, что с него сняли гриф секретности. Дело, однако, в том, что в нем нет алмазов ювелирного качества. Месторождение содержит в себе запасы так называемых технических алмазов, которые применяются в обрабатывающей промышленности. Поэтому рынку бриллиантов ничего не угрожает».

С этим мнением согласен и старший аналитик инвесткомпании «Церих» Олег Душин, уверенный, что взрыва с обвалом цен на рынке не будет – хотя спрос на алмазы и бриллианты в мире сейчас высок, несмотря на последствия глобального кризиса, а объемы добычи кардинально не растут. По его словам,

громкое заявление – скорее попытка привлечь инвесторов, что является «немалой задачей». Разведанные запасы являются всего лишь рудой, а сколько искомого материала получится на выходе – неясно.

Душин добавил, что геологическая экспедиция назначена только на следующий год.

«Еще год-два уйдут на поиски инвесторов и разработку ТЭО, – отметил аналитик. – Вскрышные и подводные, инфраструктурные работы займут от года до двух лет, что учитывает доступность места. Сама добыча импактных алмазов происходит легче, чем обычных кимберлитовых, импакт добывается в ‹песке›. Тем не менее раньше 2017 года первые алмазы в среднем не появятся на рынке, если, конечно, никто не заспешит к ним».

В общем, к словам Николая Похиленко о том, что найденных алмазов человечеству хватит на 3 тысячи лет, нужно относиться с известной осторожностью. Что, конечно, не отменяет того, что совсем уж на пустом месте академические ученые таких заявлений делать не будут. Так что проследить за тем, что в итоге получится у геологов с древним кратером, будет интересно в любом случае.

Автор: Дмитрий Мигунов.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.4 (9 votes)
Источник(и):

1. lenta.ru