РБК: Нанотехнологии: внимание к отрасли толкает маркетологов на обман

Автор: Кристина Давыдова

Пять лет назад в России было принято очередное знаковое решение — сделать страну наноиндустриальной. Сильные мира сего зачислили нанотехнологии в один из приоритетных курсов развития науки и техники нашей страны и создали Российскую корпорацию нанотехнологий («РОСНАНО»), которую с сентября 2008 года возглавил не нуждающийся в представлении Анатолий Чубайс.

В срочном порядке в госбюджете под этот проект было найдено больше сотни миллиардов рублей, что сопоставимо с общими объемами финансирования российской науки. Куда пошли эти деньги, нужны ли нанотехнологии России в целом и простым гражданам в частности? В этих вопросах мы и постарались разобраться.

Нанотехнологии. Начало

О том, что существуют некие мифические нанотехнологии, широкой общественности по большому счету стало известно лишь после выступления президента России Владимира Путина в апреле 2007 года в Совете Федерации. Там он заявил, что стране необходима Стратегия развития наноиндустрии. Глава государства точно подметил, что для большинства россиян нанотехнологии — пока «некая абстракция вроде атомной энергии в 30-е гг.».

Нанотехнологиями в нашей стране, конечно же, занимались ученые и военные, но об их достижениях никому не было известно. Власти решили изменить статус-кво и вывести нанотехнологии в массы, сделав это направление коммерчески выгодным и хорошо окупаемым. Изделия, произведенные с помощью нанотехнологий, могут войти в жизнь каждого, а сама эта сфера способна повысить качество жизни людей и национальную безопасность, предрекал в начале сложного пути построения отрасли президент.

И началось! В. Путин в том же 2007 году утвердил Стратегию развития нанотехнологий и поручил правительству в кратчайшие сроки подготовить закон о создании РОСНАНО. Новая госструктура была создана незамедлительно — уже в июле 2007 года. На деятельность корпорации из бюджета было выделено 130 млрд руб. А менее чем через год в стране появилась еще и программа развития наноиндустрии до 2015 года с общим объемом финансирования более 300 млрд руб. Документ определил весьма амбициозные цели: объем производства продукции наноиндустрии в России должен составить к 2015 году более 900 млрд руб.

Куратором этого серьезного процесса сначала назначили до этого известного в узких кругах бывшего энергетика Леонида Меламеда. Однако примерно через год нанокорпорацию возглавил идеолог российских экономических реформ и по совместительству экс-главный энергетик страны Анатолий Чубайс. Вот тогда и закрутились наногайки огромной машины под названием «наноиндустрия», о которой впоследствии узнали практически все. А поп-группа «Дискотека авария» даже посвятила экзотической отрасли песню под названием «Нано-Техно» о нашем самом лучшем в мире наночеловеке, который катается на нанолыжах и читает нанокниги.

Так что же такое нанотехнологии?

Несмотря на то что слово «нанотехнологии» у всех на слуху, а часть слова «нано» уже вошла в анекдоты и активно используется кавээнщиками и юмористами, для большинства людей нанотехнологии все же являются чем-то непонятным, что нельзя увидеть и потрогать. Оказывается, и сами идеологи этой науки до конца не знают, что же это такое. Термин «нанотехнологии» до сих пор не имеет единого, признаваемого всеми определения, несмотря на широкое распространение нанотехнологий во всем мире.

Корпорация сформулировала для России свое определение: под нанотехнологиями РОСНАНО понимает совокупность технологических методов и приемов, используемых при изучении, проектировании и производстве материалов, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и управление строением, химическим составом и взаимодействием составляющих их отдельных наномасштабных элементов (с размерами порядка 100 нанометров и меньше по одному из измерений как минимум). Эти маленькие элементы приводят к улучшению либо появлению дополнительных эксплуатационных и потребительских характеристик и свойств получаемых продуктов.

«Трудности перевода» в терминологии подтолкнули РОСНАНО установить жесткие критерии отбора проектов, для того чтобы бюджетные деньги выделялись только на настоящие инновационные идеи и разработки. В госкомпании разработана многоступенчатая система экспертизы, нацеленная на отбор технически реализуемых и экономически обоснованных проектов. Одним из принципов системы отбора проектов является анализ конкурентоспособности продукции в России и на мировых рынках. Кроме того, при оценке проектов принимаются во внимание следующие факторы: импортозамещение, трансфер и внедрение передовых технологий в России, социальная значимость проектов. Еще одна обязательная позиция: РОСНАНО вкладывает бюджетные деньги в проекты, годовая выручка которых через пять лет должна достичь не менее 250 млн руб. Как только проект достигает стадии зрелости, госкомпания продает свою долю, инвестируя вырученные средства в другие проекты.

Выстраивая бизнес-модель своих инвестиционных проектов, вкладывая собственные финансовые средства и привлекая ресурсы частных соинвесторов, РОСНАНО помогает довести научные разработки, имеющие потенциал коммерциализации, до стадии работающего бизнеса.

Куда уходят деньги?

РОСНАНО инвестирует средства в проекты самого широкого спектра — от альтернативной энергетики до биомедицины, от создания новых материалов до машиностроения и металлообработки. Приоритетом являются проекты, нацеленные на создание новых либо на расширение и модернизацию существующих производств.

По состоянию на 17 апреля 2012 года в РОСНАНО утверждены 136 проектов с общим бюджетом 555,9 млрд руб. Из этих средств 236,6 млрд руб. приходится на инвестиции госкомпании. В ее портфеле собраны проекты, способные решить широкий класс задач. Автоматические камеры с компьютерным зрением и детекторы взрывчатых веществ помогут сделать общественные места более безопасными. Легкие и долговечные композитные материалы востребованы в производстве автомобилей и самолетов, строительстве мостов и зданий. Светодиодные лампы позволяют многократно снизить расходы на освещение, а энергосберегающие окна — сэкономить на отоплении помещений зимой и на их кондиционировании летом.

Многие проектные компании РОСНАНО уже приступили к выпуску продукции. К настоящему моменту в России введены в строй 20 заводов. Первым в России нанотехнологическим производством стал завод монолитного твердосплавного инструмента с многослойным наноструктурированным покрытием, открытый в конце апреля 2010 года в Рыбинске. Конечно, большая часть нанопроектов нацелена на глобальную промышленность, для больших производств и корпораций. Но есть новаторы, которые подумали и о простых потребителях.

Нанотаблетка и суперупаковка

Так, уже сейчас с гриппом, ОРВИ и даже герпесом можно бороться с помощью нанотаблетки. Компания «Ниармедик» разработала противовирусный препарат «Кагоцел». Благодаря полимерной структуре лекарство не всасывается из желудочно-кишечного тракта, не поступает во внутренние жидкости организма пациента, поэтому «Кагоцел» нетоксичен.

Для диабетиков новаторы создали нанотехнологичные глюкометры с лазерным устройством для перфорации ткани пальца для забора крови в ходе процедуры контроля уровня сахара крови. Производственная компания «Эрбитек» заявляет, что глюкометр разработан для безопасного и точного способа определения уровня глюкозы в крови на базе электрохимического принципа. При нанесении образца крови на тест-полоску происходит окислительно-восстановительная реакция, в ходе которой вырабатывается электричество, адекватное калибровке по плазмоэквиваленту. Данный показатель, определяемый прибором, является истинным значением уровня сахара крови. При этом процедура забора крови гарантирует абсолютную стерильность и инфекционную безопасность, безболезненность и минимальную травматичность.

В Екатеринбурге и Казани решили, что увеличить срок годности продуктов можно не только за счет использования в них химикатов, но и с помощью суперупаковки. В результате появилась высокобарьерная пленка для упаковки, которая не пропускает воздух. В ней продукты долго не портятся, а стиральный порошок или другая бытовая химия не пахнет.

Еще одна проектная компания РОСНАНО — «Оптоган» — выпустила нанолампочки, которые позиционируются как альтернатива обычным «лампочкам Ильича» и светодиодным аналогам. Производители утверждают, что их светодиодные лампочки и светильники имеют массу преимуществ, которые не заканчиваются на банальном низком энергопотреблении и длительном периоде эксплуатации. Суперлампочки при работе не гудят и не вибрируют, например, как люминесцентные, то есть светят абсолютно бесшумно. А еще правильный спектр излучения световых волн светодиодов может быть приближен к солнечному свету. При таком освещении люди чувствуют себя более комфортно, да и глаза не устают.

Наряду с общим промышленным, бытовым и уличным освещением светодиодные светильники, лампы и прожектора используются в специальных проектах по подсветке зданий, ландшафтных композиций, памятников и различных архитектурных сооружений, таких как мосты, телебашни, фасады зданий и проч. В частности, «Оптоган» обещает в скором времени осветить российские дороги и улицы лампами будущего.

Девушек и женщин всей страны ученые порадовали нанокосметикой, которая обещает чудеса и невероятные превращения. Компания «НаноДерм-профи» при поддержке РОСНАНО решила заняться решением одной из сложнейших задач в косметологии — преодолением дермального барьера и адресной доставки активных веществ, позволяющих сохранить жизнеспособность и функциональную активность каждой клеточки кожи. Производитель утверждает, что необходимые для свежего и здорового вида лица компоненты обязательно проникнут во все клетки кожи.

Псевдонано

На волне популярности нанотехнологий многие маркетологи быстро сообразили, что на указании «нано» можно заработать несмотря на то, что в их товаре никаких инноваций нет. Поэтому при выборе нанопродукции необходимо быть осторожными. Как вариант, можно изучить деятельность РОСНАНО, посмотрев списки одобренных корпорацией проектов в той сфере, которая вас интересует. Благо, система информирования населения о новых разработках у нанотехнологов поставлена хорошо. В самой РОСНАНО покупателю советуют прежде всего ориентироваться на качество и стоимость продукции, а нано это или нет, для покупателя неважно, считают там.

«Использование этого указания в рекламе — не более, чем ход маркетологов», — утверждают в госкомпании.

А в проектной компании РОСНАНО «Оптоган» говорят, что заинтересованность со стороны потребителей есть, но не всегда при этом потребитель задумывается о «нанопроисхождении» того ли иного продукта.

Для повышения образовательной культуры населения в сфере нанотехнологий, а также для предотвращения мошенничества, корпорация РОСНАНО создала сообщество в социальной сети Facebook под названием «Псевдонано». Госкомпания объявила, что это проект охотников за ненастоящим «нано». Страничка уже разоблачила фальшивые наномойку машин, наноунитаз, сбитень хвойный (якобы являющийся нанотехнологией самой природы), мужские нанотрусы, которые обещают исцелить от всех недугов и заодно от лишнего веса. Также среди псевдонано были выявлены нанопрезервативы и даже нанопирожки, процедуры по увеличению женской груди с использованием нанотехнологий и без хирургического вмешательства. Очевидно, что Россия отличилась чрезмерной изобретательностью, и параллельно с наноиндустрией у нас развивается и псевдонаноиндустрия. Поэтому будьте бдительны, дамы и господа!

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

rbc