Молекула слуха расшифрована

Механизм слуха основан на преобразовании звуковых колебаний в нервные импульсы.

Открыта «молекула слуха» — ключевой белок, отвечающий за преобразование механических колебаний в нервные импульсы. Внедрив его внутрь сенсорных клеток глухой мыши, авторам статьи удалось восстановить слух у животного.

Анатомическое строение органа слуха млекопитающих изучено очень хорошо, однако генетический и молекулярный механизм, отвечающий за его функционирование, то есть за преобразование энергии звуковых колебаний в нервные импульсы, затем поступающие в головной мозг, до сих пор оставался непонятным.

Между тем без расшифровки молекулярной «машинерии» слуха нельзя понять не только принцип работы одной из главных нейросенсорных систем животных и человека, но и природу врожденной глухоты, а также других заболеваний, связанных с потерей слуха.

Похоже, что разгадать тайну слуха удалось генетикам и нейрофизиологам из Исследовательского института Скриппса (США), которые идентифицировали ключевое звено в процессе преобразования звуковых колебаний в нервные импульсы — белок THMS.

Этот протеин, как показали эксперименты, является критически важным компонентом так называемых механопередаточных каналов уха, расположенных в кортиевом органе (рецепторной части перепончатого лабиринта ушной улитки), в котором, собственно, и происходит трансформация механических звуковых колебаний в электрические.

Статья возглавляемой профессором Ульрихом Мюллером исследовательской группы с описанием ключевой «молекулы слуха», поиск которой идет уже несколько десятилетий, опубликована в пятницу в журнале Cell.

В чем именно заключается ключевая роль THMS?

Звуковые колебания, пройдя через ушной канал, воспринимаются барабанной перепонкой и далее через систему косточек среднего уха передаются жидкости внутреннего уха, заполняющей перепончатый лабиринт ушной улитки. Внутри перепончатого лабиринта расположен кортиев орган, состоящий из так называемых волосковых клеток — рецепторных клеток, снабженных волосками, или стереоцилиями.

Движения жидкости внутри ушной улитки, комплиментарные колебаниям барабанной перепонки, заставляет стереоцилии отклоняться.

При каждом отклонении в мембранах волосковых клеток открываются механочувствительные ионные каналы и из жидкости внутреннего уха в клетку начинают поступать ионы калия и кальция. В результате клетка деполяризуется, высвобождая нейромедиатор (вещество, регулирующее работу нервных клеток), который в свою очередь связывается с рецепторами расположенных поблизости нейронов. Когда концентрация нейромедиатора достигает порогового уровня, нейрон продуцирует электрический сигнал, который через мозговой ствол поступает в слуховую кору больших полушарий мозга.

За большим числом взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих трансформацию энергии механических колебаний в понятные мозгу нервные импульсы, лежат сотни и сотни функциональных генов, регулирующих работу механопередаточного механизма. Выпадение хотя бы одного его звена может грозить полной или частичной потерей слуха. Волосковые клетки формируются в канале внутреннего уха еще на внутриутробной стадии развития организма, их число ограничено, они не восстанавливаются, и большая часть форм наследственной глухоты связана именно с их дефектами, прежде всего с невозможностью трансформировать механические колебания в электрохимические сигналы.

Сейчас открыты (в том числе и группой Мюллера) десятки генов, изменения которых вызывают потерю слуха, но какие из этих генов за какие именно дефекты отвечают, оставалось непонятным. С открытием TMHS — белка, играющего ключевую роль в клеточном преобразовании сигналов, — картина стала намного более понятной.

Как было установлено несколько лет назад, кончики стереоцилий — волосков рецепторных клеток — покрыты белковыми навершиями, которые скрепляют концы соседних стереоцилий, образующих таким образом связанные группы отклоняющихся синхронно волосков. Помимо скрепляющей функции, синхронизирующей движение механических «антенн», белки, покрывающие кончики стереоцилий, играют важную роль в преобразовании физических сигналов, управляя поведением ионных каналов клеточной мембраны.

Ранее группа Мюллера расшифровала белковую структуру наконечников, но белок, непосредственно связывающий наконечник волоска с ионным каналом клетки, который открывается с каждым отклонением «антенны», идентифицировать никак не удавалось.

Открытие TMHS — компонента, связывающего ионный канал с навершием волоска, — поставило наконец-то точку в расшифровке базового клеточного механизма по конвертации энергии звуковых волн в нервные импульсы.

Было установлено, что

в отсутствие TMHS нормальные во всех других отношениях волосковые клетки полностью теряют способность продуцировать нервные импульсы, точнее — выделять нейромедиатор, управляющий поведением нейронов.

Помимо чисто фундаментального открытие группы Мюллера потенциально имеет и прикладное значение, открывая новые возможности в лечении глухоты.

Внедрив белок THMS внутрь сенсорных клеток уха новорожденной мыши, страдающей наследственной глухотой, авторам статьи удалось восстановить слух у животного. При этом генетически измененные мыши, у которых этот белок не вырабатывался, оставались глухими. Строение органов слуха примерно схоже у всех млекопитающих, и специфические изменения белковой структуры THMS, также обнаруженные у людей, страдающих наследственной глухотой, помогут объяснить, какие именно генетические вариации вызывают эту патологию. Соответственно, эти вариации можно будет предсказывать и корректировать, возвращая людям слух.

1 .gazeta.ru