Коммерсантъ: Окно в мир. «КоммерсантЪ ДОМ» о технологии энергосберегающего стекла

В новом романе Виктора Пелевина S.N.U.F.F описывается технология, при которой обеспеченные покупатели квартир могут выбрать любой вид из окна, какой пожелают. Ничего необычного? Вовсе нет. Дело в том, что никакого вида за самим окном на самом деле не существует, а все пейзажи, которые видят жильцы, изображены на самом оконном стекле в виде проекции. Современные технологии производства окон до такого пока еще не дошли, но кое-чему их производители уже научились.

Подсчет потерь

Сегодня многие застройщики при продаже квартир в своих жилых комплексах практически не обращают внимания на энергоэффективность и комфорт продаваемых квартир, делая основной акцент при маркетинге проектов на их удачном местоположении и видовых характеристиках. При этом в развитых странах ситуация в корне отличается, так как энергоресурсы стоят там дорого и их экономия является насущной необходимостью. Кроме того, на Западе раньше, чем в России, осознали необходимость сохранения окружающей среды, для чего необходимо сокращать использование невозобновляемых природных ресурсов.

Одним из инструментов такой экономии являются современные технологичные окна, которые устанавливаются в строящихся домах, а также частных квартирах. Сопротивление потерям тепла у окна примерно в шесть раз ниже, чем у обычной стены. По данным оконной компании СТиС, 44% от всех потерь тепла в доме приходится на окна, а еще 30% — на стены. И если со стенами пока сделать ничего кардинально не удалось, то в плане окон технологии шагнули далеко вперед. При этом разработанные и существующие уже сегодня технологии позволяют не только сохранять тепло или препятствовать проникновению холода, но и защищать квартиру от лишнего солнца, ультрафиолета и даже самоочищаться от уличной грязи.

Сохраняя тепло

Самый распространенный и востребованный вид технологичных окон — это энергосберегающие стеклопакеты. Для сохранения тепла в доме используется низкоэмиссионное стекло, которое бывает двух видов — «И-стекло» и «К-стекло». Разница между ними состоит в технологии нанесения защитного покрытия, но по сути, в обоих случаях используются технологии, которые не дают теплу уходить из дома. Для этого на само стекло с внутренней стороны наносится специальный слой толщиной несколько сотен нанометров, который препятствует выходу тепла за пределы дома. По словам экспертов компании СТиС, тепло (излучение в инфракрасном диапазоне) не проходит через низкоэмиссионное стекло с напылением и возвращается обратно в квартиру. По оценкам консультанта компании «Пилкингтон Гласс» в России Ильи Толстова, использование таких технологий позволяет сократить теплопотери в квартире примерно на 50%.

«Если у клиента установлены счетчики на газ, то это приводит к реальной экономии денег при оплате отопления. Если же таких счетчиков в квартире нет, то в квартире просто будет теплее и уютнее», — рассказывает господин Толстов.

В мире на проблему энергоэффективности зданий внимание обратили уже давно, а вот в России этим вопросам пока уделяется совсем мало внимания, поэтому в нашей стране спрос на такую продукцию только зарождается, говорит старший инвестиционный менеджер «Роснано» Сергей Протас. Его слова подтверждает и Илья Толстов: в целом по миру у компании «Пилкингтон» доля окон с различным напылением составляет около 50% от общего объема производства, а в России она намного ниже. Тем не менее, по его уверению, спрос на такие окна ежегодно растет, так как жители страны тоже начинают задумываться об экономии средств.

«В России сильно завышены нормативы по отоплению, поэтому установка счетчиков окупается очень быстро, особенно если оборудовать свою квартиру энергоэффективными окнами», — рассказывает Илья Толстов.

«Даже простой заменой окон со стандартными стеклами на окна с энергоэффективными стеклопакетами можно добиться серьезного сокращения издержек на отопление, — соглашается Сергей Протас из РОСНАНО. — При этом использование энергосберегающего стекла в двойном остеклении приводит к снижению теплового потока через светопрозрачную конструкцию примерно в два раза (или примерно в четыре раза по сравнению с одинарным остеклением). Поэтому неудивительно, что во многих западных странах действуют достаточно жесткие требования к энергоэффективности светопрозрачных конструкций».

В 2009 году в России был принят закон об энергоэффективности, который с каждым годом дорабатывается и совершенствуется, и уже скоро все владельцы недвижимости обязаны будут устанавливать счетчики на газ и воду.

«Когда это произойдет, спрос на энергоэффективные окна будет расти в геометрической прогрессии, так как выгода покупателей будет слишком заметна»,– считает частный предприниматель, занимающийся установкой пластиковых окон, Евгений Гуща.

К тому же энергоэффективные стекла ненамного дороже обычных прозрачных: стеклопакеты с ними, по оценке Ильи Толстова, стоят примерно на 10% дороже обычных в базовой комплектации.

Перспективу этой ниши заметили и в госкорпорации РОСНАНО, которая стала соинвестором строительства второй линии завода по производству стекол марки «Пилкингтон» в Раменском. По словам Ильи Толстова, строительство этой очереди начнется уже совсем скоро, а через год компания будет выпускать стекла с напылением и в России (сейчас они импортируются из-за рубежа).

dcgyi_s.gif Увеличить изображение

Приятное дополнение

Впрочем, помимо сбережения энергии стекла со специальным напылением могут принести и другую пользу владельцам квартир. Например, рассказывает Илья Толстов, спросом пользуются и так называемые самоочищающиеся стекла. Суть такой технологии состоит в том, что с наружной стороны на стекло наносится специальное напыление на основе оксида титана, которое расщепляет частицы уличной грязи и легко удаляет ее с поверхности стекла.

«Эта технология очень удобна для домохозяек, так как позволяет мыть окна намного реже и делать это с меньшими проблемами, чем обычно», — отмечает господи Толстов.

Его компания рассматривает возможность выпускать на новой линии и такие стекла, но пока окончательное решение об этом не принято. Все-таки, в отличие от энергосберегающих, такие окна не дают существенной экономии, а потому рассматриваются в России как роскошь. Хотя их стоимость превышает стандартную также не больше чем на 10–15%.

Еще одним относительно популярным видом стекол являются так называемые солнцезащитные окна, которые также за счет специального напыления позволяют сдерживать солнечные лучи и сохранять в квартире приятную температуру даже в жару. Евгений Гуща отмечает, что такими окнами клиенты заинтересовались после аномально жаркого лета 2010 года, но существенного прироста спроса на них все же отмечено не было.

«Установка таких стекол позволяет в летнюю жару экономить на кондиционировании помещений, не запуская кондиционер на полную мощность», — поясняет Илья Толстов.

Естественно, в сфере производства технологичных и современных стекол существуют и другие наработки, но в основном они применяются для специфических объектов, например зимних садов на лоджиях или домашних оранжерей. Но такие объекты на московском рынке редкость, поэтому специальные технологии для их владельцев делаются под заказ и, как правило, за рубежом.

Да будет спрос!

Правда, назвать его высоким сложно. Как рассказывает коммерческий директор DNA Realty Евгений Данилов, лишь малая доля покупателей квартир интересуется наличием в доме энергосберегающих и других технологичных окон.

«В большинстве случаев покупатели и арендаторы недвижимости довольствуются самим фактом наличия „пластика”, иногда спрашивают про количество камер в стеклопакете. Но не более. Про напыления, энергосбережение и прочие технологии наши клиенты чаще всего даже не слышали», — говорит господин Данилов.

По его словам, некоторый спрос на эти опции существует в сегменте элитного жилья, а также среди экспатов, которые привыкли жить и работать в «зеленых» домах. Евгений Гуща также рассказывает, что в большинстве случаев заказчики его фирмы, даже обеспеченные люди, очень редко интересовались какими-то дополнительными возможностями окон, предпочитая тратить деньги не на сами стекла и их функции, а на пластиковые рамы и внешний вид окон в целом.

«Возможно, это связано с тем, что наши люди просто не знают о таких новых технологиях в этой сфере и со временем и ростом грамотности населения эта проблема решится», — отмечает предприниматель.

Катализатором роста интереса к новым технологиям в сфере производства окон и стекол станут новые разработки и их внедрение на российском рынке. Скорее всего, со временем среди клиентов начнет работать сарафанное радио, по которому покупатели окон будут обмениваться информацией о том, какую пользу приносит им использование этих стекол, и стимулировать спрос на продукцию производителей.

«Думаю, в будущем доля обычных прозрачных стекол в России будет снижаться, а на смену им будут активно внедряться энергосберегающие и мультифункциональные технологии, преимущества которых видны уже сейчас, а по мере роста технологической базы и совершенствования этих технологий интерес к ним будет еще выше», — подытоживает Илья Толстов.

А в еще более далеком будущем, вполне возможно, удастся и вовсе отказаться от стекол, заменив их на специальные мембраны, обладающие всеми преимуществами стекол с напылением. Такой эксперимент уже был поставлен при остеклении олимпийских объектов в Пекине. Так что не исключено, что уже через несколько десятков лет вымыслы Виктора Пелевина не будут казаться такими уж фантастическими, а покупатели квартир и правда смогут сами выбирать вид из окна и менять его, не переезжая в другую квартиру.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

kommersant