Дальняя авиация России хочет получить первый в мире беспилотный стратегический бомбардировщик к 2040 году

Хотя российские стратегические бомбардировщики не внесли существенного вклада ни в один вооружённый конфликт, уже разрабатывается ПАК ДА — их «пятое поколение». А теперь вот и командующий Дальней авиацией ВВС России А. Д. Жихарев заявил о планах по разработке к 2040 году стратегического беспилотного бомбардировщика шестого поколения.

Нашим ВС часто хотелось применить стратегические бомбардировщики. Да только целей почему-то не находилось. Построенные в парадигме советско-американского противостояния, они использовались то для постановки помех в Афганистане, то (зачем-то) в начале чеченской бойни (потом, конечно, от этого отказались). И даже в войне с Грузией! То есть там, где должны применяться фронтовые бомбардировщики.

Отсюда и издержки: использование «стратегов» там, где место тактическим и оперативно-тактическим бомбардировщикам, довольно предсказуемо указало на то, что их живучесть в условиях работы ПВО противника ниже, чем у Су-25 и Су-24, и точность бомбовых ударов тоже ниже.

Иными словами, «вдруг» выяснилось, что тактические ударные ЛА лучше стратегических воюют на переднем крае, равно как и на небольшом удалении от него, а в войнах с противником, находящемся на другом континенте, «стратегов» применить так и не удалось: не было, к счастью, таких войн.

1-1_9.jpg Рис. 1.Ту-22М3 применялись (и сбивались) в войне с Грузией. Как кувалда оказалась в руках стоматолога? (Фото Alex Beltyukov).

Казалось бы, это должно привести к некоторым выводам. К примеру, таким: стратегические бомбардировщики надо применять как стратегические бомбардировщики, а в локальных конфликтах с пограничной страной они неуместны.

Выводы, конечно, были сделаны, правда, среди них есть и довольно странные: имеющиеся у нас стратегические бомбардировщики плохи (их легко заметить), а потому армии они не нужны. Именно поэтому ОАО «Туполев» проектирует сейчас ПАК ДА, который якобы поступит на вооружение в 2020–2025 годах.

Как это может быть, когда даже проект машины ещё не утверждён (и утвердят его чуть ли не в 2013-м), — общественности не объясняют, справедливо полагая, что объяснить это невозможно.

Но лиха беда начало: 2 августа командующий Дальней авиацией Военно-воздушных сил России генерал-лейтенант Анатолий Жихарев заявил, что планируемый стратегический бомбардировщик шестого поколения может быть беспилотным, а его появление ожидается «в районе 2040–2050 годов».

Мы очень надеемся, что перед нами скорее рассуждения о том, что такая возможность просто рассматривается, нежели информация о некоей конкретной разработке. Собственно говоря, последняя исключена: до окончания постройки «стратобомбера» пятого поколения создание машины шестого поколения не начать.

Напомним: ПАК ДА («пятое поколение») должен быть одновременно сверхзвуковым по крейсерской скорости и скрытным. Хотя уже сейчас понятно, что на использующихся технологиях скрытность его будет меньше, чем у дозвукового американского В-2, однако работа предстоит большая, и конца ей не видно.

Интересно другое: наша страна, отстающая сегодня по всем направлениям разработки БПЛА, устами военных заявляет о намерении обогнать весь мир «по беспилотникам», создав их новый класс — стратегические беспилотные бомбардировщики.

Хорошо это или плохо? И военные, и независимые эксперты в США не раз отмечали, что для машины весом в десятки и сотни тонн наличие или отсутствие пилотов не столь значимо, как для самолёта поля боя, который весит считанные тонны: много места не сэкономить, да и вес сильно не снизишь.

Отработка же беспилотности для нового самолёта требует огромных средств. И самое главное: стратегический бомбардировщик очень дорог.

Даже Ту-160 стоил $250 млн за штуку, из-за чего СССР так никогда и не имел их больше 16. Да что там, они так дороги руководству, что ни разу не воевали — даже в Грузии, где погиб российский Ту-22М.

1-2_6.jpg Рис. 2. Одна из многочисленных попыток спрогнозировать будущий облик ПАК ДА. (Иллюстрация Terra Novus).

Как известно, на данном этапе аварийность беспилотников на один самолётовылет не ниже, чем у пилотируемой авиации, а некоторые злопыхатели говорят, что и выше. Для небольшой машины это приемлемо, но что делать, если таковых у вас 16 и вы точно знаете, что по экономическим причинам никогда не сможете построить ещё хотя бы столько же?

Какую цель вообще может иметь беспилотный стратегический бомбардировщик? Снизить потери лётного состава? Они в любом случае будут слишком малы: стратегических бомбардировщиков у нас мало, не наберётся и ста. Может быть, хочется обогнать США в разработке таких машин? Но и Штаты пока не собираются делать беспилотные стратегические бомбардировщики. Даже создаваемый к 2020-м Long-Range Strike Bomber, хотя и планируется «опционально управляемым» (то есть сможет летать и как робот, и п/у человека), на деле не является стратегическим, и это не говоря уже о том, что сама реализация проекта весьма сомнительна.

Единственное, в чём стратегический беспилотник действительно лучше, чем пилотируемый, — это время полёта над районом цели. Тот же Long-Range Strike Bomber обещает до 100 часов полёта — без пилота, разумеется. Очевидно, это и есть главное преимущество стратегического дрона в глазах руководства нашей дальней авиации — играть роль «длинной руки», которая

«может взлететь с ядерным оружием на борту и барражировать в зонах патрулирования в ожидании приказа от Верховного главнокомандующего».

Как всё это оценивать? Амбиции — это хорошо, но стоимость программы создания таких средств устрашения будет, вне всякого сомнения, космической. Кроме того, не стоит забывать о том, что войн, в которых их можно будет применить, России вести не придётся — хотя бы потому, что она к ним не готова. А значит, рано или поздно у командования возникнет соблазн применить их против очередной Грузии. С предсказуемым результатом.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.5 (17 votes)
Источник(и):

1. wired.com

2. compulenta.ru