Специалисты испугались искусственного оплодотворения от трех родителей

Новая технология искусственного оплодотворения призвана избавить будущее потомство от многочисленных болезней.

Новая технология искусственного оплодотворения, вовлекающая сразу трех родителей, призвана избавить будущее потомство от многочисленных болезней, вызванных повреждением митохондрий, ответственных за энергетический обмен. Однако специалисты агентства по репродуктивным технологиям и эмбриологии Великобритании (HFEA) говорят, что прежде чем радоваться и отправляться на поиски третьего здорового родителя, необходимо провести ряд дополнительных лабораторных исследований и тщательно испытать новую методику.

Новая методика по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) может избавить матерей от рождения детей с болезнями, вызванными нарушениями в работе митохондрий— органелл, которые являются «силовыми станциями» клетки и поддерживают ее энергетический баланс.

image_46086.jpg Рис. 1. Митохондрия – «энергетическая станция» клетки (источник: Science Photo).

Для справки: Митохондрия – органеллы размером с бактерию (около 1 х 2 мкм), найдены в большом количестве почти во всех эукариотических (имеющих ядро) клетках. Обычно в клетке содержится около 2 тыс. митохондрий, общий объем которых составляет до 25% от общего объема клетки. Митохондрии— это единственные органеллы, имеющие собственный генетический материал. Эти органеллы наследуются только от матери, нарушения в их работе приводят к развитию ряда смертельно опасных заболеваний.

image_46087.jpg Рис. 2. Митохондрии – единственные органеллы, обладающие собственным генетическим материалом. Ребенку они передаются только от матери (источник: Science Photo).

Если у матери, к примеру, есть какие-либо мутации в генах митохондриальной ДНК, то, с большей долей вероятности, они могут проявиться у ребенка в виде различных нарушений работы этих органелл, так как ДНК митохондрий наследуется только от матери. Чтобы избежать этого, ученые придумали следующую схему искусственного оплодотворения.

Ребенок от троих

Материнскую яйцеклетку оплодотворяют с помощью отцовского сперматозоида «в пробирке», в лабораторных условиях, в результате чего ядра половых клеток сливаются и получается зигота, из которой затем развивается будущий зародыш. Соответственно, такая материнская яйцеклетка содержит митохондрии, несущие мутации в собственных генах. Чтобы избавиться от них, генетический материал из зиготы помещают в яйцеклетку женщины-донора, содержащую здоровые митохондрии без генетических повреждений и из которой предварительно было удалено ядро.

image_46088.gif Рис. 3. Схема получения детей сразу от «трех родителей» (источник: www.dailymail.co.uk).

Полученная «реконструированная» клетка с генетическим материалом от родителей помещается в организм матери, где претерпевает все дальнейшие этапы развития.

Проверить, прежде чем оплодотворить

Специалисты возлагают большие надежды на данную методику, однако говорят, что делать какие-либо громкие выводы пока еще рано и до начала клинических испытаний необходимо провести ряд дополнительных экспериментов.

Руководителем данного исследования является профессор Ньюкаслского университета Дауг Тернбул (Doug Turnbull). Он говорит, что его команда ученых уже полностью готова к тому, чтобы начать проведения дополнительных испытаний.

image_46089.jpg Рис. 4. В здоровом женском организме сперматозоиды «борются» за право быть первым. Одну яйцеклетку может оплодотворить только один сперматозоид, однако «желающих» гораздо больше, чем один (источник: Science Photo).

Интересно, что представители некоторых благотворительных и научных организаций не хотят ждать результатов дополнительных исследований и просят правительство подготовить законодательную базу для того, чтобы этот метод уже мог использоваться в клинической практике.

На данный момент приблизительно один из 6,5 тыс. новорожденных страдает от болезней, связанных с патологией митохондрий. К ним относятся и заболевания сердца, мозга, печени и почек.

1. gzt.ru