Российские инженеры искажают мировую статистику

Россия почти в 1,5 раза превосходит США по количеству инженеров-выпускников на 10 тысяч населения. В 555 вузах обучаются свыше двух миллионов будущих специалистов в области техники и технологий. Почему же в стране такое плачевное состояние в этих сферах? Как повысить качество подготовки инженеров, обсудили в Российской академии образования (РАО). С докладом выступил Александр Чучалин, проректор Томского политехнического университета, председатель аккредитационного совета Ассоциации инженерного образования России.

В конце XIX – начале XX века российская система инженерного образования считалась одной из лучших в мире. В Советском Союзе её традиции удалось адаптировать к плановой экономике и добиться больших успехов в освоении космоса, создании атомной и оборонной промышленности. В середине 80-х годов доля инженеров в общем объёме выпускаемых вузами специалистов составляла более 40 процентов.

Престиж инженерной профессии стал падать в 90-е из-за кризиса производства. Такое положение дел сохраняется до сих пор. И хотя в российских вузах по-прежнему обучаются много инженеров, качество их образования оставляет желать лучшего.

Сегодня в 555 российских вузах готовят специалистов в области техники и технологий. На инженеров там учатся около 30 процентов студентов, то есть свыше двух миллионов человек.

300_chuchalin300.jpgПрофессор Александр Чучалин уверен: при реформировании
инженерного образования в России необходимо учитывать
мировой опыт и международные требования к
специалистам в области техники и технологий

«По количеству выпускаемых инженеров на 10 тысяч населения Россия почти в 1,5 раза превосходит США, – сообщил Александр Чучалин. – Как показывает мировая статистика, с таким высоким уровнем профессионального и в том числе инженерного образования, Россия должна иметь ВВП на душу населения 30 тысяч долларов США, а имеет – меньше 11 тысяч. То есть наша страна выбивается из сложившихся в мире закономерностей, увязывающих уровень профессионального образования с уровнем экономического развития».

Конкурентоспособность российских технических вузов на мировом рынке образовательных услуг ограничена отсутствием у них широкого спектра программ, аккредитованных по международным стандартам. При реформировании инженерного образования в России необходимо учитывать мировой опыт и международные требования к специалистам в области техники и технологий, считает профессор Чучалин. В развитых странах принята двухступенчатая система оценки качества: на первой проводится общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ вузов, на второй – сертификация и регистрация практикующих инженеров. Международные критерии качества определяют две организации: Вашингтонское соглашение (Washington Accord) и Европейская сеть по аккредитации инженерного образования (ENAEE).

Ассоциация инженерного образования России (АИОР) входит в состав этих организаций и аккредитует вузовские программы в области техники и технологий. На сегодняшний день аккредитацию прошли около 200 инженерных программ в ведущих вузах России и Казахстана, в том числе с присвоением «европейского знака качества» EUR-ACE Label. Выпускники вузов, освоившие эти программы, могут получить звание EurIng и зарегистрироваться в FEANI Register, а в перспективе – стать обладателями “European Professional Engineering Card”.

«Общественно-профессиональная аккредитация программ становится всё более востребованной в российских технических университетах, – сказал Александр Чучалин. – Это может стать механизмом для повышения качества инженерного образования».

Критерии, по которым АИОР проводит аккредитацию программ, могут стать для вузов ориентиром при разработке собственных образовательных стандартов. Такую возможность получили ведущие вузы России – федеральные и национальные исследовательские. Университетам следует воспользоваться этим правом, считает Чучалин, и при утверждении стандартов дополнить их международными требованиями к инженерному образованию.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (7 votes)
Источник(и):

STRF