Российская наука с немецким акцентом

Сегодня в университетах Германии обучается почти 15 тысяч россиян. В свою очередь, в российских вузах насчитывается примерно 1600 студентов из ФРГ.

Кроме того, ежегодно в рамках российско-германских академических обменов (программы «Михаил Ломоносов» и «Иммануил Кант») ещё около 200 наших соотечественников – молодых учёных, аспирантов, кандидатов и докторов наук – проводят свои исследования в вузах и научных центрах ФРГ. В наших университетах преподают 50 германских профессоров, а среди победителей конкурса мегагрантов – семь немецких учёных.

Церемония открытия Российско-Германского года образования, науки и инноваций состоялась в понедельник, 23 мая, в Московском государственном университете. Во время мероприятия министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сообщил, что самые крупные международные проекты в области науки Россия ведёт вместе с Германией.

В числе наиболее масштабных российско-германских научных инициатив: международный проект по строительству и последующей эксплуатации Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах под Гамбургом – XFEL – и новый ускорительный комплекс FAIR, который в ближайшие годы будет создан в центре по изучению тяжелых ионов им. Гельмгольца в Дармштадте. Доля участия России в обоих проектах составляет примерно 35 процентов.

fursenko600.jpg Андрей Фурсенко: «У нас складывается очень интересное взаимодействие в области megascience.
Но данные проекты не единственные. Сейчас мы с нашими немецкими коллегами обсуждаем
возможность создания одного из таких крупных проектов в будущем на территории России».

«У нас складывается очень интересное взаимодействие в области megascience, – прокомментировал эти инициативы Андрей Фурсенко. – Но данные проекты не единственные. Сейчас мы с нашими немецкими коллегами обсуждаем возможность создания одного из таких крупных проектов в будущем на территории России».

Как рассказала корреспонденту STRF.ru федеральный министр образования и научных исследований ФРГ Аннетте Шаван:

«В нашей стране в скором времени действительно может появиться аналогичный проект уровня megascience в области суперкомпьютеров, организованный совместными усилиями России и Германии.»

Сейчас ведутся активные переговоры по этому вопросу между правительствами наших стран.

Однако, по словам г-жи Шаван, эффективность работы международных центров, подобных XFEL и FAIR, в первую очередь зависит от самих учёных.

«Политики только предоставляют какие-то подходящие для науки условия, а организация самого процесса уже на совести исследователей», – уточнила она.

О важности самоорганизации в академическом сообществе говорил и Андрей Фурсенко. Рассказывая о создании российско-германской академии для молодых учёных, министр отметил, что большую роль в работе этого объединения будет играть активная позиция самих исследователей.

«Речь идёт о том, что мы должны создать как можно больше возможностей для взаимодействия молодых людей между собой. Это означает проведение специальных мероприятий: будут созданы совместные временные научные коллективы, которые будут работать над решением наиболее актуальных проблем; будут выделяться специальные гранты для повышения академической мобильности между нашими двумя странами. Причем не «взрослые» академики сверху должны будут всё это организовывать, должна быть некая самоорганизация среди молодых учёных», – полагает он.

По мнению Аннетте Шаван, создание такой молодёжной академии, презентация которой состоится в мае 2012 года, в её глазах является одним из самых образцовых и обречённых на успех проектов, которые будут реализованы в рамках Российско-Германского года образования, науки и инноваций. Кроме того, министр высоко оценила совместную работу наших и немецких учёных в области морских и полярных исследований. В ходе таких проектов, ведущая роль в которых отводится российско-германской лаборатории им. Отто Шмидта в Санкт-Петербурге, изучаются взаимосвязи в водах Мирового океана и в недрах вечной мерзлоты, их влияние на климат, а также разработка инновационных технологий для исследовательской деятельности в Заполярье.

Андрей Фурсенко, в свою очередь, отметил проекты в области нанотехнологий, биотехнологий и лазерных исследований. Особое внимание министр уделил сотрудничеству в области коммерциализации научных разработок, в частности нанотехнологических.

«Усилия и Германии, и России прежде всего направлены на повышение и активное использование инновационного потенциала наших стран. Это подразумевает также участие предприятий в мероприятиях, проводимых в рамках Российско-Германского года образования, науки и инноваций», – согласилась со своим коллегой Аннетте Шаван.

Сегодня в обеих странах на базе нескольких институтов действуют программы по развитию технологических инноваций среди малых и средних предприятий, занимающихся научными исследованиями. Самые лучшие российско-германские научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты прикладного характера финансируются с нашей стороны Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, с немецкой – Федеральным министерством образования и научных исследований (BMBF) ФРГ. За последние несколько лет финансовую поддержку уже получили в общей сложности 43 российско-германские исследовательские команды, работающие в области биотехнологий и медицинских исследований, нанотехнологий, оптических и информационно-коммуникативных технологий.

Что касается образования, то в сотрудничестве наших стран в этой области акцент надо сделать на профессиональное образование, уверена г-жа Шаван.

«Для того чтобы реализовывать проекты в этой сфере, необходимо высококачественное сотрудничество между образовательными учреждениями и предприятиями, – уточнила она. – Профессиональное образование в Германии рассматривается, с одной стороны, как наиболее оптимальное средство для приобретения компаниями квалифицированной рабочей силы, с другой – как способ борьбы с безработицей среди молодёжи».

«Мы видим очень большие наработки у Германии в этой области, которые мы намерены использовать, – отметил, в свою очередь, Андрей Фурсенко. – Я знаю, есть определенный интерес к России и у наших германских коллег. Многие мероприятия во время этого года будут посвящены именно образовательным вопросам».

Однако министр напомнил, что не стоит воспринимать Российско-Германский год образования, науки и инноваций как промежуток времени, в течение которого необходимо будет сделать абсолютно всё.

«Это лишь возможность зафиксировать результаты и двинуться вперёд к новым проектам. Это основа для наших будущих направлений сотрудничества», – уточнил он.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

STRF