Гепатит С «зальют» медикаментозным коктейлем

В ближайшее время в медицинскую практику планируют внедрить новые революционные препараты от гепатита С. Их особенность заключается в том, что они призваны излечить от назойливого недуга за короткий промежуток времени гораздо больше людей, чем традиционные лекарственные средства, применяемые в противогепатитной терапии.

О том, как скоро данные лекарственные средства будут применяться в медицинской практике, мировое научное сообщество узнает 28 апреля, когда Консультативная комиссия Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) рассмотрит рекомендации экспертов относительно препаратов и вынесет свой вердикт.

image_46515.jpg Рис. 1. Традиционные лекарственные средства, применяемые при лечении гепатита С, помогают только половине пациентов. (источник: © AP Photo/ Marcio Jose Sanchez).

«Кастрация» вируса

Чудотворное действие новых препаратов— Боцепревира и Телапревира— заключается в том, что они способны блокировать протеазу NS3–4A— фермент, который позволяет вирусу гепатита С «размножаться».

Для справки: гепатит С. Около 3% населения во всем мире заражены вирусом гепатита С (HCV), РНК-содержащим вирусом, который вызывает воспалительное заболевание печени. На сегодняшний день «прививки» от гепатита С не существует. В 20% случаев он приводит к развитию цирроза печени, в 5%— к раку. Заражение происходит при незащищенном половом акте с носителем вируса, при пользовании одним шприцом у наркоманов, при переливании препаратов донорской крови, проведении операций, выполнении инъекций, лечении зубов, если не соблюдается требуемые технологии. У большинства пациентов симптоматика отсутствует. Развитие гепатита и переход острого в хронический протекают скрыто на протяжении многих лет. Когда симптомы есть, наиболее частыми жалобами является слабость, боль в животе, плохой аппетит, потеря веса и зуд, кожные проявления. Традиционные препараты, которые используются сейчас в противогепатитной практике, способны излечить только 50% пациентов, больных гепатитом. При этом наблюдаются серьезные побочные эффекты, такие как анемия, депрессия, тошнота, рвота и др.

image_46516.thumbnail.jpg Рис. 2. Модель вируса гепатита С (источник: Science Photo).

Медики планируют, что новые препараты будут использоваться в комбинации с традиционными. Такой «медикаментозный коктейль», по их мнению, сможет повысить эффективность лечения до 75%. Так, в частности, в экспериментах ученых было показано, что эффективность Боцепревира в сочетании с более старыми препаратами составляет 60–65%, а Телапревир при лечении рецидивов поставил на ноги более 80% больных.

«Мы ожидаем решения комиссии, и я очень взволнован. С этими лекарствами связаны огромные надежды пациентов, больных гепатитом»,— говорит Майкл Хаутон (Michael Houghton), вирусолог из Университета Альберты (Эдмонтон), который был в команде ученых, обнаруживших вирус гепатита С в 1989 году.

В дальнейшем исследователи надеются, что использование новых препаратов в качестве главных борцов с гепатитом позволит им избежать применение старых лекарственных средств на основе интерферона-альфа, которые вызывают быстрое привыкание вируса.

Интерфероны – препараты на основе белка интерферон альфа, который способен значительно снижать скорость размножения вируса и препятствует сборке вирионов в клетках печени.

В 2010 году группой исследователей из лаборатории Bristol-Myers-Squibb в Валлингфорде был обнаружен еще один белок вируса гепатита С— NS5A. Данный протеин, как оказалось необходим для конструирования вирусных частиц и увеличения количества генетического материала вируса— молекулы РНК. Интересно, что в результате экспериментов с использованием ингибитора (блокатора) белка NS5A количество вирусных частиц в крови пациентов снижалось почти в 2000 раз, а четверо пациентов из одиннадцати были полностью избавлены от вируса.

Сейчас на основе ингибитора белка NS5A также разрабатывается серия лекарственных средств.

image_46517_1.jpg Рис. 3. Так выглядит стандартный тест на гепатит С (источник: Science Photo).

Клеточный «шлагбаум»

К слову, на вирус можно воздействовать не только «изнутри», мешая его размножению или сборке его вирусных частиц. Другой подход заключается в том, чтобы преградить вредоносному вирусу путь в клетку человека.

Так, согласно последнему исследованию, опубликованному в журнале Nature, «войти» в человеческую клетку вирусу помогает особая молекула— рецептор эпидермального фактора роста (EGFR), находящийся на клетке-мишени вируса. Этот рецептор также играет немаловажную роль в развитии раковых заболеваний.

В планах ученых— создание противогепатитных препаратов и на основе ингибиторов этого немаловажного «помощника» вируса гепатита С.

1. gzt.ru