Физик Семен Бару – о том, кто и зачем отключил систему безопасности в "Домодедово"

В зале прилетов международных рейсов аэропорта Домодедово произошел взрыв, повлекший человеческие жертвы . По предварительным данным, теракт совершил смертник. Мощность взрыва, возможно, до 5 кг в тротиловом эквиваленте. Бомба была начинена металлическими поражающими элементами. Смертник находился среди встречающих.

Почему террорист смог взорвать устройство, несмотря на наличие систем досмотра в аэрпорту? На этот вопрос отвечает доктор техническх наук, главный научный сотрудник Института ядерной физики Сибирского отделения РАН Семен Бару. Лаборатория Семена Бару несколько лет назад разработала собственные системы рентгеновского контроля в аэропортах.

У меня уже написана статья под названием «Открытое письмо российским авиапассажирам» как раз о вопросах безопасности, – говорит Семена Бару. – Из газеты «Известия», которая хотела ее разместить, должны были позвонить на днях. Теперь, я думаю, перезвонят обязательно. Мы все знаем на своем опыте, что досмотр на входе в большие аэропорты организован чисто формально. Люди, которые входят в аэропорт, досматриваются (да и то не всегда) в рамках металлодетекторов, где любой пояс шахида просто не виден, поскольку во взрывчатке нет металла. Смертник, видимо, просто прошел в аэропорт, неся на себе пояс шахида весом в несколько килограммов. Скорее всего, так и было. Потому что если бы у него было 6–7 кг взрывчатки в чемодане, то чемодан, который проезжал через багажный контроль, засветился бы. А если он надел на себя этот пояс, то его рамка металлодетектора не увидит. Нужно поставить современные серьезные системы досмотра на входе в аэропорт. Конечно, рамка металлодетектора дешевле. Но нельзя же все деньгами измерять. На весь большой аэропорт «Домодедово» на вход нужно поставить 3–4 установки и смотреть людей, которые туда заходят.

- Какие установки?

Например, малодозный рентгеновский сканер разработки Института ядерной физики Новосибирска. Но уже закуплены американские установки, которые есть, в частности, в секторе С аэропорта «Домодедово» (оттуда люди выходят на посадку). А эти установки мало что видят, честно говоря…

- В любом случае, как следует из названия, установки дают рентгеновское излучение, вредное для здоровья.

«Рентгеновское излучение» – это искусственно раздуваемая радиофобия. Зависит от того, каков уровень этого излучения. Наша установка дает уровень излучения, который эквивалентен 5 минутам полета на самолете. Человек, который летит из Москвы в Новосибирск получает в 50 раз большую дозу за счет естественного природного фона. Это излучение в 1000 раз меньше при флюрографии. О чем разговор! Я думаю, что случай в «Домодедово» как раз заставит шевелиться людей, которые ответственны за безопасность, и принимать нормальные решения. Сейчас мы в рамках правительственной «Комплексной программы повышения уровня безопасности на транспорте» от 31 марта 2010 г. (указ президента № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». – РС) срочно готовим 9 наших систем для установки в российских аэропортах.

- Это аэропрорты не московские?

Нет, но это аэропорты от Сыктывкара до Хабаровска. Лед тронулся. Что касается других стран, ведутся переговоры с Арабскими Эмиратами, с США (в Америке наша система прошла тестирование Ти-Си-Эй – стандарт безопасности на транспорте), очень ждет эти установки Иран, есть интерес у Пакистана.

- Вы изучали опыт аэропортов других стран, например, Израиля? Там наверняка большой опыт принятия мер безопасности против шахидов.

В Израиле ситуация гораздо проще, потому что там фактически один аэропорт на всю страну. Они сделали ставку на другое – на психологические тесты. Они пытаются вычислить террориста по неадекватному поведению, неадекватной реакции. На мой взгляд, гораздо проще техническое решение. Пытаться психологически вычислить террориста очень сложно. Для такого громадного пассажиропотока, как у нас, этот путь просто неприемлем. Система досмотра пассажира должна удовлетворять нескольким требованиям. Прежде всего, там должно быть видно все, что спрятано в одежде, под одеждой, на теле, в теле. Во-вторых, система должна быть безопасной (доза, которую получает человек, в тысячу раз меньше, чем при флюорографии). В-третьих, должна быть соблюдена тайна личной жизни – картина, которую видит оператор, не должна быть шокирующей. Наконец, человеку не обязательно разуваться – а против этого уже раздается все больше протестов в Европе. Подобная система появилась в Америке – «B-500». Она тоже основана на рентгене. Есть такая система в Германии и в Белоруссии, есть две системы в Южной Африке. Есть такая система в России – наша, и она с трудом пробивает себе дорогу.

- После разоблачения террориста-нигерийца на борту авиалайнера США американские власти выступили с рекомендацией установить больше рентгеновских установок в аэропорту. Эта рекомендация выполняется?

Выполняется, но совершенно глупым образом. Они решили ставить именно те системы, которые уже стояли – «Сэйв скаут» на миллиметровых волнах. У этой системы есть ряд недостатков: надо раздеваться и разуваться. Коме того, эта система не видит ничего под мокрой или потной рубашкой, люрексом, не видит внутри тела. Именно эти установки закупили в «Домодедово». Хотя в США появилась и другая система, похожая на нашу.

- Пояс шахида эта система найти может?

Может, но вряд ли террорист наденет этот пояс и пойдет через установку. Он скорее спрячет что-то внутри тела. А там можно спрятать до килограмма взрывчатки. Бомба, снабженная электронным взрывателем, в этом месте обнаружена быть не может никакими средствами, кроме рентгеновских систем. Если люди захотят взорвать самолет, они его взорвут.

- Если говорить о ваших установках, которые которые уже произведены, то в «Домодедово» как раз стоит установка с надписью «Институт ядерной физики, Новосибирск», но она отключена. Вы не знаете, почему?

Она отключена постоянно, потому что если ее включить, то сразу понятно, почему закупили американские системы, которые там стоят. Я попытался пройти через нашу – мне сказали – «там нельзя идти, там вредное излучение». Это хорошо оплаченный ответ. Между прочим, в нашем новосибирском аэропорту «Толмачево» примерно 60–70% пассажиров идет через мои две установки, которые работают день и ночь.

- Были ли уже случаи, когда находили пластид в «Толмачево»?

Мне про это не говорят. Это запрещено служебными инструкциями.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.9 (8 votes)
Источник(и):

Радио Свобода