Энергоэффективность: глобальный вызов и пространство развития

Энергоэффективность как «пятый вид топлива»

О том, что Россия — мировой лидер по запасам топливно-энергетических ресурсов и их крупнейший независимый поставщик, можно прочитать в любом учебнике географии. Действительно, на территории страны сосредоточено около половины мировых запасов угля, 23% нефти, 33% природного газа… Если считать материальные активы основными активами экономики (как это и было принято долгое время), то трудно найти повод для беспокойства, но современная эффективная экономика измеряется не только и не столько «валовыми показателями». С точки зрения мировых критериев оценки экономики, Россия уступает многим странам по целому их ряду. Так, удельная энергоёмкость российского ВВП в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в несколько раз превышает показатели развитых стран. Внутри страны этот разрыв отчасти компенсируют низкие цены на топливо. Но не следует забывать, что, во-первых, запасы ископаемого топлива не возобновляются, во-вторых, именно при их сгорании в атмосферу попадает около 60% всех парниковых газов, оксиды азота, диоксид серы, твёрдые частицы и тяжёлые металлы, негативно влияющие на окружающую среду и здоровье людей. Как гласит старая пословица энергетиков, «каменный век закончился не потому, что в мире закончились камни, и нефтяной век закончится не потому, что в мире закончится нефть».

В чем причина этой ситуации? Нередко причиной отставания называют холодный климат России — однако надо признать, что в Норвегии, где энергоёмкость экономики примерно втрое ниже российской, Финляндии, Канаде люди тоже не занимаются разведением кокосов и бананов. В северной Швеции энергопотребление на 1 кв. м жилья в 5 раз ниже, чем в России, а значит, причина кроется не столько в географической широте, сколько в технологической отсталости энергоёмких отраслей, низкой энергоэффективности экономики в целом. Энергоэффективность, которую также называют «пятым видом топлива», подразумевает рациональное, экономически оправданное использование энергоресурсов при сохранении текущих результатов их переработки.

Взрослея и развиваясь, каждый из нас проходит стадии неосознанного потребления ресурсов (детство), расточительного и экстенсивного потребления (юность), переходя по мере взросления к всё более рациональным, эффективным, «устойчивым» моделям поведения. Точно так же, в современном мире всё большее значение приобретает не объём материальных активов страны, а умение ими выгодно распорядиться — технологии и ноу-хау эффективного использования ресурсов. Это сходство ступеней развития индивида и общества не раз отмечалось в социальной философии, социологии, современной интегральной теории.

Как ни странно, нехватка топливно-энергетических ресурсов обернулась для стран Запада своеобразным конкурентным преимуществом. Именно благодаря этому здесь ещё в 1980-е годы обратили внимание на проблему энергоэффективности экономики. Наряду с управлением отходами (waste management), энергоэффективность стала частью ряда программ по предотвращению загрязнений окружающей среды (pollution prevention). Само же понятие «предотвращение загрязнений» пришло на смену «контролю над загрязнениями» («pollution prevention» вместо «pollution control»), о котором говорили ещё с начала 60-х годов прошлого века.

Одним из пионеров движения энергоэффективности в экономике стала компания 3М, основавшая в 1973 году департамент энергетического менеджмента. Усилия компании были сосредоточены на повышении энергоэффективности всех существующих операций, оборудования, здесь внедрялась программа создания более энергоэффективных продуктов. В результате компания сэкономила миллиарды долларов, повысив свою общую энергоэффективность на 80% в США (1973–2008 гг.) и на 43% во всём мире (1998–2008 гг.), и получила ряд престижных наград в сфере энергоэффективного менеджмента.

Опыт IBM, Hewlett-Packard, Sony, Toshiba и других крупных компаний показал, что энергоэффективные технологии способны сберечь миллиарды долларов. Разумеется, результаты могут быть ещё более впечатляющими в масштабах экономики целой страны.

Рассмотрим только некоторые аспекты.

Привлечение зарубежных инвестиций. Благодаря программам совместного осуществления (ПСО), предусмотренным Киотским протоколом, Китаю удалось только в 2008 году привлечь в страну инвестиции объёмом 800 млрд евро. В России же ни один ПСО до сих пор не продвинулся дальше этапа подачи заявки.

Создание рабочих мест. В Южной Корее в ближайшие 4 года запланировано создание более 1 млн «зелёных» рабочих мест, включая рабочие места на предприятиях по производству энергии из возобновляемых источников и переоборудование существующих зданий. В США этот показатель уже достигнут и запланирован новый — 2,5 млн рабочих мест к 2018 году.

Сохранение конкурентоспособности компаний. Участие страны в программах по снижению выбросов углекислого газа позволяет избежать торговых санкций, обсуждаемых в данный момент в странах ЕС, в том числе — особых пошлин на импорт в ЕС продукции стран, не взявших на себя обязательства по сокращению выбросов. При этом почти 90% рентабельного потенциала сокращения выбросов парниковых газов для России составляют именно меры по повышению энергоэффективности.

Эффективная конкуренция на международных рынках ряда отраслей промышленности. Химическая промышленность является одним из основных потребителей энергии в мире. В развитых странах на химическую промышленность расходуется до трети всей потребляемой в промышленности энергии или четверть всего энергопотребления страны. Снижение расходов энергии может сделать продукты большой химии конкурентоспособными на мировом рынке.

По данным Министерства энергетики РФ, внедрение энергоэффективного оборудования на уровне стран ЕС позволило бы стране сэкономить около 35% всей энергии, или 340 млн тонн условного топлива. При сохранении современного отставания, напротив, потребуется 100 млн. тонн условного топлива дополнительно. Первый вариант предполагает экономию огромных средств, ресурсосбережение и снижение воздействия на окружающую среду. Второй же, напротив, требует серьёзных вложений капитала в разработку новых месторождений нефти и газа, строительство новых объектов энергогенерации и сопутствующей инфраструктуры. При этом негативное воздействие на окружающую среду только возрастёт.

Наконец, энергоэффективные товары — это будущее потребительского спроса. Уже сегодня люди видят стимулы для того, чтобы заменить простые лампы на энергосберегающие. Покупатели Европы и США охотно вкладывают средства в теплоизоляцию своих домов, покупают самые эффективные электроприборы, пересаживаются на гибридные автомобили. Недаром крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart ежегодно вкладывает 500 млн $ в энергетические программы, чтобы сохранить лояльность своих покупателей. Популяризации эко-продуктов и экологичного образа жизни активно способствуют «лидеры мнений» — популярные актёры, музыканты и другие иконы стиля.

По данным GfK Roper Consulting, 58% покупателей в США предпочитают энергосберегающие продукты и покупают их регулярно. Согласно исследованию Accenture, 53% покупателей во всём мире готовы выбирать продукты с минимальным углеродным следом. А работа Landor ImagePower Green Brands Survey показала, что около 75% покупателей Китая, Индии и Бразилии планируют увеличить свои затраты на экологичные и энергоэффективные товары.

Таким образом, энергоэффективные технологии приносят вполне конкретную выгоду на каждом уровне: от мировой экономики до нашей повседневной жизни. Поддержка альтернативной энергетики, использование автомобилей с экономичными и гибридными двигателями, специальная маркировка бытовых приборов, программы по использованию биотоплива — вот только некоторые меры, которые принимаются сегодня по всему миру для повышения энергоэффективности.

Россия только вступает на тот путь, по которому мировые лидеры идут уже много лет. У нас есть огромные резервы, начиная с использования более эффективных технологий в промышленности, улучшения теплоизоляции объектов недвижимости, модернизации теплосетей и газопроводов, применения комбинированной выработки электроэнергии и тепла и многого другого – до индивидуальной экономии энергии в домах и общественных организациях. Но на этом мы остановимся подробнее в следующих статьях.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.7 (7 votes)
Источник(и):

i-russia.ru