Бактерии в кишечнике влияют на поведение

Впервые исследователи доказали, что бактерии, обитающие в кишечнике, могут влиять на химические процессы, происходящие в головном мозге, и даже изменять поведение человека.

big_pic_361396.thumbnail.jpg Рис. 1. Бактерии, обитающие в кишечнике, могут влиять
на химические процессы в головном мозге человека
(источник: Science Photo).

Исследование, проведенное учеными из Университета Макмастера и опубликованное в журнале Gastroenterology, указывает на то, что многие заболевания кишечника действительно могут влиять на процессы, происходящие в коре головного мозга, и определять поведение человека.

Ранее было известно, что такие заболевания, как, к примеру, синдром раздраженной толстой кишки часто приводили к возникновению у пациентов различных психических расстройств: излишнему беспокойству, затяжной депрессии. Кроме того, некоторыми учеными выдвигалась гипотеза о том, что аутизм может быть связан с бактериальным дисбалансом в кишечнике.

image_47399.jpg Рис. 1. Одна из самых распространенных бактерий в кишечнике – Кишечная палочка (Escherichia coli, источник: Science Photo).

Кишечные «жители»

В кишечнике человека содержится порядка триллиона различных бактерий. Данные микроорганизмы выполняют множество различных функций, жизненно важных для здоровья человека: защищают от инфекций, обеспечивают питание клеткам организма и т д. Любое нарушение бактериального баланса в кишечнике может привести к возникновению различных патологий. Ярким примером может служить кишечный колит, спровоцированный антибиотиком и вызванный бактериями Клостридии диффициле (Clostridium difficile). Эти бактерии в норме обитают в кишечнике человека, однако при приеме антибиотиков их количество может резко возрасти и вызвать серьезную кишечную инфекцию.

В экспериментах на мышах ученые показали, что разрушение нормального бактериального баланса в кишечнике путем использования антибиотиков вызывало резкие изменения в поведении грызунов. Так, к примеру, животные становились менее осторожными и беспокойными. Также все изменения были сопряжены увеличением концентрации нейтротрофического фактора мозга (BDNF) в коре больших полушарий.

image_47400.jpg Рис. 2. Бактериальный дисбаланс может приводить и к возникновению депрессий (источник: www.answersingenesis.org).

Интересно, что когда мышей переставали «травить» антибиотиком, то их поведение и возвращалось к норме, точно так же, как и химические показатели. В дальнейших экспериментах, для того чтобы доказать, что бактерии действительно могут влиять на поведение, исследователи подсаживали к мышам, в чьих кишечниках не содержатся какие-либо микроорганизмы, бактерий, взятых от грызунов с измененным поведением. В результате выяснилось, что мыши с подсаженными от активных грызунов бактериями становились более возбужденными и смелыми. И, напротив, животные, которым подсаживали бактерий от более апатичных мышей, становились гораздо менее активными и ленивыми.

Ученые предполагают, что бактериальный дисбаланс в кишечнике играет немалую роль в формировании человеческой психики и поведения. По мнению авторов работы, их результаты являются основой для дальнейших исследований влияния бактериальной среды кишечника на процессы, происходящие в головном мозге.

1. gzt.ru

lana аватар

Количество бактерий, заселяющих кишечник человека, составляет 10 в не 12-ой степени («порядка триллиона»), а 10 в 14-ой, а по некоторым данным даже в 15-ой степени микробных тел, что на 2–3 порядка больше.