Удивительная эволюция чудо-мотоцикла

Куча железа, сдобренная сенсорами, рычагами и электромоторами.

Когда юный изобретатель задумал новое компактное средство передвижения для города, по всему выходило, что оно должно быть одноколёсным, то есть моноциклом. Вскоре выяснилось – одного колеса, увы, явно маловато. Тогда появился неправильный, двухколёсный моноцикл, но и он оказался несовершенен… А недавно в результате последней модернизации количество колёс снова изменилось.

Удивительную спираль эволюции своего детища продемонстрировали 21-летний канадский изобретатель Бен Галак (Benjamin Poss Gulak) и его американская компания BPG-Motors. Три колёса их персонального транспортного средства не только вращаются, но и двигаются по своему разумению. И это нагромождение частей, эта сложность явилась на свет как продолжение замысла, гласящего «выкидываем всё лишнее»!

Напомним, идея электрического транспортного средства с одним колесом и мотоциклетным седлом восходит к стародавнему концепту Bombardier EMBRIO, родившемуся, что примечательно, в той же Канаде. Виртуальную модель «эмбриона» дизайнеры показали в 2003 году, дав повод для шуток: мол, в будущем у машин колёс совсем не останется.

1288194837_1.jpeg Рис. 1. Бен около своего дома близ Торонто. С этого прототипа началась эволюция Uno (фото John B. Carnett).

В теории одного колеса хватало с избытком – тут тебе и компактность, и маневренность, и ультрасовременная внешность, и много чего ещё. Техническая выполнимость особо не оспаривалась, ведь способность автоматически держать равновесие как раз в то время доказал одноосный самокат Segway.

В основе работы упомянутых устройств лежит вполне ясный принцип: гироскопы отслеживают наклон, электроника думает, электромоторы исполняют. Но так как дьявол кроется в деталях, разработка любого нового самоуравновешивающегося аппарата — инженерный подвиг. Его Бен Галак и совершил в 2007 году, явив миру первый прототип Uno. У того образца, правда, было уже два колеса, но визуально они почти сливались в одно, ибо стояли плотнячком друг к другу (формально это был дицикл).

В 2008 году Бенджамин, «обросший» к тому моменту наставниками и единомышленниками, трансформировал исходный проект. Новое поколение Uno, сходное по устройству, было уже больше пригодно для серийного выпуска и вид имело абсолютно товарный, однако…

1288194837_2.jpeg Рис. 2. Uno образца 2008 года. Яркая окраска, обтекатель, светотехника – ни дать ни взять мотоцикл, только странный. До превращения его в «практически мотоцикл» оставался лишь шаг (фотографии Benjamin Gulak/BPG-Motors, John B. Carnett).

Увы, оседлавший вторую генерацию Uno человек вряд ли способен избавиться от ощущения, что при резком торможении немедля перекувыркнётся через руль. Все электронные премудрости не могут защитить изобретение Бена от действия законов физики. Передвигаться на таком аппарате следует с осторожностью, а канадцу хотелось нормальных скоростей.

1288194837_3.jpeg Рис. 3. Оранжевый моноцикл мечтательно вмонтирован в нью-йоркский пейзаж. Появление Бена на шоу изобретателей-предпринимателей Dragons Den (ролик ниже) помогло канадцу найти спонсоров, так что мелкую серию Uno мы, вероятно, увидим. А вот дальше… (иллюстрация Benjamin Gulak/BPG-Motors).

Решение, конечно, нашлось. Эволюционировавший Uno обрёл продольную балку под брюхом, вдоль которой два его колеса могли расходиться взад и вперёд по мере набора скорости. Так моноцикл на ходу трансформировался во вполне обычный электробайк.

Уверенности и надёжности прибавилось. Но машина стала сложнее, тяжелее и крупнее. В сравнении с обычным мотоциклом она всё ещё смотрелась несколько компактнее, но её преимущество в маневренности (в режиме с совмещёнными колёсами) было призрачным. Трудно представить место на улицах города, где не смог бы развернуться владелец обычного байка или скутера. Неужели Бен и вправду решил ездить на Uno внутри зданий?

1288194837_4.jpeg Рис. 4. Галак верхом на прототипе моноцикла с двумя сдвигающимися колёсами и предпоследняя модель трансформера. Как ведёт себя машина в щекотливый момент смены режима движения, изобретатель подробно не рассказывает, ссылаясь на необходимость дальнейшей шлифовки технологии. Тут стоит вспомнить, что у конвертопланов (гибридов самолёта и вертолёта) самый опасный момент – переход на лету между двумя способами создания подъёмной силы (фотографии Benjamin Gulak/BPG-Motors).

Если вы хотите быстро плавать, вам необходимо вытянутое тело, заострённый нос и плавники. И не важно, по какому пути вы пришли к их созданию. Именно поэтому дельфины так похожи на рыб, хотя не имеют к ним никакого отношения. В биологии это называется конвергентной эволюцией.

Как раз таким путём продолжилось совершенствование аппарата. Добавив схеме с разъёзжающимися колёсами симметрии, канадец получил феноменальный моноцикл о трёх колёсах. Уже не «моно», не «стерео», а домашний кинотеатр какой-то. Впрочем, «моно» его можно смело величать до скорости 24 км/ч, ведь именно на ней происходит практически мгновенное преобразование.

Процесс впечатляет. Только что все три колеса катились бок о бок, фактически работая как одно широкое, но вот электроника даёт команду – и среднее выскакивает вперёд, а крайние смещаются назад и прижимаются друг к другу. От неправильного мотоцикла не осталось и следа — перед нами вполне обычный на вид байк.

1288194837_5.jpeg Рис. 5. Последнее поколение Uno. На крейсерской скорости этот аппарат легко перепутать с мотоциклом, и только при спокойном катании по переулкам или парковкам можно увидеть главную изюминку машины – балансирование на одном (тройном) колесе (фотографии с сайта gizmag.com).

Галак признаётся, что процесс перехода между двумя способами езды для пилота Uno «очень страшный». Всё происходит за секунду. Но команда изобретателя работает над отладкой механизма и алгоритма срабатывания. В финальном варианте, уверяет новатор, всё будет хорошо.

Эволюционный ли это тупик или гениальное озарение — ответят только покупатели Uno. BPG-Motors намерена в течение года выпустить пробную партию из 30 «моноциклов» по цене около $25 тысяч (по мере роста производства она может быть снижена втрое). Это, конечно, всё равно немало за аппарат с максималкой 56 км/ч.

1288194837_6.jpeg Рис. 6. Бен полагает, что внешнее сходство его электробайка с привычными двухколёсными машинами – это плюс. Мол, людям легче будет принять Uno как эволюцию уже известного. Вот только эволюция эта какая-то странная. Поставив перед собой задачу получить мотоциклетную устойчивость, Галак пришёл к закономерному решению. И – о чудо! – это оказался мотоцикл. Правда, на малой скорости он может показать пару цирковых трюков, но какова их ценность в реальной дорожной обстановке? (фотографии Benjamin Gulak/BPG-Motors).

Полагаем, трансформер Бенджамина столкнётся на рынке с той же проблемой, что и Segway. Промежуточный по характеристикам аппарат, с заоблачной ценой и специфичной категорией пользователей, застрял между мирами, между полноценным транспортом и спортивно-развлекательными снарядами, между тротуаром и дорогой.

В том же тупике, скорее всего, окажется другой канадец, создатель другого самобалансирующего моноцикла SBU, несмотря на то что коллега Бена выбрал иную дорожку и предельно упростил конструкцию своего детища…

1288194837_7.jpeg Рис. 7. Все транспортные средства получаются у Галака воистину диковинные. Только недавно мы рассказывали о его самокате-вездеходе DTV Shredder (фотографии BPG-Werks).

Думается, стремление Галака к универсальности Uno может сыграть с автором проекта плохую шутку. Говоря об ареале обитания, Бен рассуждает даже о загородных поездках, и во многом из-за них пришлось городить огород со сдвижными колёсами. И всё это обернулось чрезмерным усложнением с парадоксальным, на первый взгляд, ростом числа колёс. Кстати, если продолжить уже начатую линию, Uno можно кое-что добавить. Ну, для большей устойчивости.

По материалам:

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.4 (11 votes)
Источник(и):

1. membrana.ru