Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому упраздняется Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

МОСКВА, 6 мар – РИА Новости. Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому упраздняется Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и Федеральное агентство по образованию (Рособразование), сообщила в субботу пресс-служба Кремля. Функции обоих агентств передаются министерству образования и науки РФ.

Эксперты приветствуют это решение. По их мнению, теперь Минобрнауки РФ получит реальные рычаги управления, что повысит оперативность принятия решений и их эффективность.

Уже около десятка агентств были ликвидированы после того, как в России в 2004 году стартовала административная реформа, которая ввела трехуровневую систему федеральных органов власти: министерства, агентства и службы.

Два агентства

Правительству РФ поручено принять необходимые меры по реализации указа и привести свои акты в соответствие с ним. «Установить, что министерство образования и науки Российской Федерации является правопреемником Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений», – говорится, в частности, в указе.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Роснаука и Рособразование были созданы в 2004 году и находились в ведении Минобрнауки РФ. Роснаука, в частности, проводила государственную политику в научной сфере, управляла государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, являлась заказчиком федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов. Возглавлял Роснауку Сергей Мазуренко.

Рособразование, которое возглавлял Николай Булаев, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

Ведомство занималось организацией работы образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, повышением квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования.

В ведении Минобрнауки остались две федеральные службы – Роспатент и Рособрнадзор.

Экс-глава Рособразования не переживает

Теперь уже бывший руководитель Рособразования Николай Булаев рассчитывает, что ему найдется место в обновленной системе Минобрнауки РФ.

«На сегодняшний день ситуация требует принятия более динамичных решений, и нет времени на согласование и принятие разного рода решений министерством, агентством и службами. На мой взгляд, это решение позволит придать нашим действиям больший динамизм, большую логику, большую оперативность и, может быть, в конечном итоге, большую ответственность», – сказал РИА Новости Булаев.

Булаев считает, что на этапе реорганизации могут быть небольшие издержки, но надеется, что они не будут слишком заметными.

На вопрос, какое место лично он займет в новой структуре, Булаев ответил, что это не ему решать, и пообещал «честно работать» на другом месте, если ему будет предложено. Экс-глава Рособразования также рассчитывает, что сотрудники обоих ликвидированных агентств будут востребованы в новой структуре.

Оперативность повысится

Представители образовательного сообщества выразили надежду, что устранение дублирующих функций повысит эффективность документооборота и расходования бюджетных средств.

«Уменьшение еще одной ветви исполнительной власти сильно оптимизирует процедуру прохождения документооборота. А это, соответственно, повышает оперативность принятия решений», – сказал РИА Новости вице-президент Российской академии образования, который руководил Рособрнадзором с марта 2004 года по март 2008 года, Виктор Болотов.

«На самом деле, когда одна структура думает – министерство, а вторая распределяет деньги – агентство, то, как ни оптимизируй процедуру принятия решений, то все равно появляется некоторый дисбаланс, когда деньги идут не всегда на те приоритеты, которые определяет министерство», – считает он.

«Цель реформы простая – исключение дублирования в управлении образованием и наукой», – сказал РИА Новости ректор Государственного университета – Высшей школы экономики, один из идеологов административной реформы и реформы образования Ярослав Кузьминов. Он считает, что реформа позволит существенно укрепить кадрами ключевые направления развития образования. Собеседник агентства отметил, что, к примеру, школьным образованием в министерстве сейчас занимаются менее десяти человек.

Реальные рычаги управления

Российские ученые надеются, что решение президента сделает административную структуру в научной сфере более ясной и, в конечном счете, повысит эффективность управления.

«Сама система создания при министерствах агентств была ошибочным шагом. Что получилось – реальные деньги отдали в руки агентств, а министерства должны были заниматься законодательной деятельностью», – сказал вице-президент РАН, директор Физического института имени Лебедева Геннадий Месяц РИА Новости.

Его поддержал заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН и Университета Ратгерса (США), доктор наук Константин Северинов, который сказал, что раньше, когда министерство разрабатывало политику, а исполняли ее федеральные агентства, Минобрнауки не могло реально контролировать процесс.

«Оно (Минобрнауки) выделяло деньги агентствам, но при этом министерство не имело реальных рычагов для исполнения того, что запланировано. Это, по-моему, неправильно, потому что создавалась некая лишняя структура, лишний посредник», – сказал Северинов.

Он считает, что ученые только выиграют, если смогут напрямую говорить с руководством, без дополнительного слоя чиновников.

Академик-секретарь Отделения физических наук РАН Виктор Матвеев, в свою очередь, отмечает, что ученые в последнее время ожидали другого решения – разделения Минобрнауки на министерство образования и структуру, занимающуюся исключительно вопросами науки. Он выразил опасение, что ликвидация Роснауки и передача его функций министерству «растворит науку в проблемах образования».

Процесс ликвидации

Когда в марте 2004 года была реализована административная реформа, в России появилась трехуровневая система устройства федеральных органов власти: министерство, которое определяло политику и занималось нормотворчеством, агентства, управляющие имуществом и денежными средствами, и службы, выполняющие контрольные и надзорные функции.

Процесс ликвидации федеральных агентств начался уже на следующий год после реформы. В октябре 2005 года федеральные власти ликвидировали Россельхоз, чьи функции были переданы в вышестоящий Минсельхоз.

С тех пор схема передачи агентских функций в вышестоящие министерства использовалась не раз: в результате было ликвидировано около десятка агентств, хотя параллельно продолжается процесс создания новых федеральных органов исполнительной власти с таким статусом – например, Росрыболовство и Росмолодежь появились всего пару лет назад.

После административной реформы, в результате которой в России появились федеральные агентства, из схемы федеральных ведомств, в частности, исчезли такие агентства, как Роспром, Росстрой, Росэнерго, Росспорт, Роскультура, Росмедтехнологии и РосОЭЗ.

При этом не все агентства ликвидировались с передачей функций в министерства: федеральный центр также использует вариант укрупнения ведомств за счет их слияния. Например, Роскартография и Роснедвижимость были ликвидированы с передачей функций вновь образованному Росреестру, получившему функции также упраздненной Росрегистрации.

Есть и случаи ликвидации агентств в связи с созданием профильных государственных корпораций: Росатом, имевший статус федерального агентства, был ликвидирован в связи с образованием на его базе одноименной госкорпорации.

Минусы и плюсы

Эксперты назвали минусы и плюсы административной реформы 2004 года.

«Никогда вопросам надзора в соединенных министерствах столько внимания не уделяли. И в этом плане выделение контроля и надзора в отдельную структуру в рамках административной реформы, позитивно», – считает вице-президент Российской академии образования Болотов.

«Что касается выделения агентств, то на самом деле Россия использовала здесь кальку с ряда стран, в которых есть именно такое разделение. Но не были учтены российские особенности, когда каждая структура пытается бороться за автономию. В этом плане кооперации не получилось, которую задумывали в рамках административной реформы», – отметил он.

Ректор ГУ-ВШЭ Кузьминов считает, что изначально прогрессивная идея структурной реформы органов власти была реализована в искаженном виде, что и привело к упразднению агентств.

«Идея состояла в том, что агентства будут относительно небольшими, наполовину хозрасчетными организациями, типа госкорпораций, которые бы отвечали за конкретные направления деятельности и имели бы публичный контроль», – сказал Кузьминов.

Однако вместо этого, по его словам, агентства превратились в «младшие министерства», а в их основные задачи входило проведение конкурсов и распределение денег.

По другим направлениям административная реформа удалась, считает он.

«Административная реформа состоит, в основном, из стандартизации и регламентации государственных функций, устранения излишних государственных функций. На мой взгляд, этот аспект административной реформы достаточно успешно развивается», – сказал Кузьминов. Он также считает, что «качество чиновничества стало лучше», а государство может теперь заключать контракты с эффективными управленцами.

РИА Новости POOL
22:42 06/03/2010

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.9 (9 votes)
Источник(и):

http://www.rian.ru/…2584329.html

http://rian.ru/…2616009.html

http://www.rian.ru/…2584329.html