Нанобреда все больше

Обозначение инновационных технологий используется для рекламы вовсе не инновационных товаров

Производители играют на невежестве покупателя, для которого эта частица в названии продукта или услуги — признак использования технологий будущего.

Вот уже несколько лет в нашей стране создается ажиотаж вокруг приставки «нано», которая указывает, что основная часть слова обозначает технологию или предмет, материал, созданный при помощи нанотехнологий. Однако на бытовом уровне оказывается, что среди рекламируемых продуктов, в названии которых присутствует часть «нано», превалируют те, которые к нанотехнологиям отношения не имеют. Приставку повсеместно употребляют, чтобы обозначить что-то маленькое по размеру, или показать, что продукт произведен в русле современных научных тенденций, или просто загадочными нанотехнологиями обозначить его якобы чудодейственные свойства.

Притом ученые относятся к нанотехнологиям ровно — как к одной из интересных междисциплинарных областей знания и зарождающейся высокой технологии.

Приставка „нано“ в названии товара — это чаще всего повод насторожиться, захотеть узнать поподробнее про предлагаемый продукт», — говорит «Труду-7» заместитель декана факультета наук о материалах МГУ им. М. В. Ломоносова профессор Евгений Гудилин.

Безусловно, есть области, где применение нанотехнологий уже сыграло большую роль. «Но в современных самолетах, подводных фрегатах-ракетоносителях нанотехнологии используют давно известные принципы и технологические наработки, — рассказывает Гудилин. — Ультразернистые сплавы делают уже не один десяток лет».

Важны нанотехнологии для электроники и при разработке медицинских препаратов, которые сейчас находятся на стадии длительного апробирования. Только их вам не будут предлагать в массовом порядке на каждом углу.

А вот недобросовестное использование приставки «нано», когда модное слово в названии становится единственным козырем производителя, которому больше нечем привлечь покупателя, имеет уже свою историю и многочисленные примеры.

Очевидное нано

Нанотехнологии позволили увеличить производительность микропроцессоров и устройств памяти для компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов и MP3-плееров. Но только немногие бренды выносят очевидное «нано» в название своего продукта. Причем это «нано» не относится к внутреннему наполнению, а призвано подчеркнуть малый размер ноутбука или плеера, его современный внешний вид. Это можно сравнить с тем, когда на подсолнечном масле пишут, что в нем нет холестерина. И не может его там быть. Так и здесь. Конечно, в современных ноутбуках и плеерах есть детали наноразмеров. Не может не быть.

Помимо всем известных плееров iPod nano есть ноутбук Sungjut TangoX Nano UMPC от компании VIA Technologies, а компания Logitech предлагает целую линейку компьютерных мышей, в маркировке которых также присутствует слово nano.

Нано могло бы и не быть

Потребителю стоит помнить, что наличие наночастиц — это еще не признак использования передовых технологий. Яркий пример — так называемая нанокосметика. Часто ее «нано» заключается в том, что в ней содержатся очень маленькие частицы — в районе 100 нанометров.

Это и дает производителю право назвать средство наносредством.

Чаще всего наличие таких наночастиц не вызывает ничего принципиально нового, хотя может незначительно улучшить ровность нанесения, — говорит Евгений Гудилин. — При этом если в креме действительно есть наночастицы, то его следует тестировать как медицинский препарат, поскольку мембрана клетки человеческого организма может захватить наночастицу внутрь и переварить или скопить ее, создается риск побочных эффектов».

По словам ученого, влияние наночастиц на человеческий организм еще недостаточно исследовано, они могут приносить пользу, но могут и нанести непоправимый вред здоровью. Эффективность же косметических средств базируется на известных и прежде принципах, будь то использование частиц — носителей активных веществ — или маленьких «жирных шариков» — липосом.

Про косметику с наночастицами драгоценных и не очень металлов Гудилин объясняет отдельно. Испокон веков серебро использовали, чтобы получать «серебряную воду», которая обладает слабыми бактерицидными свойствами.

Получить наночастицы серебра очень просто, это могут сделать даже школьники, а засунуть их можно куда угодно, — говорит Гудилин. — Однако качественного изменения при переходе от микрочастиц к наночастицам в данном случае не происходит, а значит, не имеет смысла и стараться».

К слову, у компании Samsung есть три модели ноутбуков с бактерицидной клавиатурой Silver Nano Anti-Bacteria Keyboard.

Компания «НаноФарм» производит шампуни, бальзам и маску для волос под маркой Nano Pharm. Наклейка на продуктах этой фирмы гласит, что они содержат комплекс нанометаллов, необходимых для роста волос. Стоит с опаской относится к таким «нанопродуктам».

Влияние наночастиц на организм человека — недостаточно исследованная область, — сказал Евгений Гудилин „Труду-7“. — Известно, что наночастицы могут приносить здоровью не только пользу, но и непоправимый вред».

Между тем на рынке полно косметических средств с «нанозолотом» — как будто все хотят засорить свой организм этим драгметаллом. Среди них косметологическая линия Nano Fine и Nano Fine II фирмы Yunako. Есть даже зубная паста Nanorama Gold Premium корейского производства. В ней «нанозолото» будто бы «дает высочайшую эффективность дезинфекции полости рта».

Серебро, как и золото, хотя бы присутствует в человеческом организме, пусть и в очень малых количествах. Платины же там быть не должно. Однако на рынке есть жвачка Nanogum с наночастицами платины, которую предлагается жевать для улучшения работы мозга и вообще для продления молодости. У Евгения Гудилина насчет этого нелестное мнение:

Платина — токсичный, в отличие от серебра, тяжелый металл, катализирующий целый букет различных реакций, и совершенно непонятно, зачем жевать такую жвачку». При этом цена ее непомерно завышена.

Вообще к рекламе нужно относиться критичнее. Nivea предлагает мужской антиперспирант «Серебряная защита» с «молекулами серебра». Но у серебра попросту нет молекул, у него либо атомы, либо ионы.

Нам такое нано не нужно

Не совсем честно, считает Гудилин, использовать приставку «нано», когда речь идет о старых, известных принципах, чтобы преподнести их под новым «наносоусом». Например, «наномойка» машин. Мойка происходит обычным способом: моющее средство связывается с частичками грязи и вымывает их в воду. Так же мы моем и руки. То, что вымывается в воду, имеет очень малые размеры, которые можно отнести к наноразмерам. Но что в этом революционного?

Это недобросовестная реклама», — считает Гудилин.

В строительстве, которое ворочает огромными объемами цемента, маркетологи продают этот материал, используя новомодную приставку. И имеют право, если ввели в состав какое-то количество дисперсных частиц, действительно улучшающих ряд свойств. Только делают это обычно для того, чтобы можно было прорекламировать, используя слово «нано», потому что приводить все частицы к одному наноразмеру — дорого и чаще всего экономически неоправданно.

Микрочастицы работают при этом не хуже», — поясняет Гудилин.

То же самое говорит ученый и по поводу обувной косметики фирмы Collonil. Реклама средства Nano Complete этой фирмы гласит, что это «средство из области нанотехнологий»: «Во время нанесения покрытия наночастицы самоорганизуются, наслаиваясь друг на друга, и создают долговременную защитную пленку против воды и грязи на молекулярном уровне». Гудилин считает, что здесь отражены ожидания, которые не связаны с процессами, которые происходят при нанесении средства на материалы.

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов призывает внимательно смотреть на компоненты:

Название с приставкой „нано“ может вводить потребителя в заблуждение, — сказал эксперт „Труду-7“. — Продукт должен сначала пройти проверки в Ростесте и Департаменте потребительского рынка и услуг, где подтвердят, что продукт действительно изготовлен по нанотехнологии».

Ради красного нанословца

Часто «нано» называют просто маленькие, тонкие вещи. Изоляционный материал «Корунд» толщиной в полмиллиметра рекламируется слоганом «Нанотехнология экономит тепло». В меню кафе можно встретить нанококтейли. Дет-ские игрушки — куклы, вертолеты — тоже нередко получают модную приставку. Уменьшенные варианты обычных продуктов теперь становятся не «мини», а именно «нано». Это коснулось даже формата сигарет: Kent предлагает укороченные тонкие сигареты Nanotek, а Pall Mall — Nanokings. Продают нанохомячков.

Фирма Verticale предлагает палатки для двоих под названием Nano 2, а фирма Bloom — детские стульчики для кормления Nano Bloom, фирма Schock — смесители Nanos с хай-тек-дизайном. У поисковой системы Yandex появился раздел Nano, в котором собраны проекты, которые «еще рано называть большими».

Называя свой продукт «нано», производитель зачастую подчеркивает его электронную природу. Здесь в пример можно привести «наносигареты», которые правильнее было бы называть просто электронными.

Аналитик потребрынка компании «Финам» Максим Клягин признает, что порой производители играют на научной безграмотности населения: «В ряде случаев использование приставки „нано“ — это некий маркетинговый прием, который призван стимулировать продажи».

Безграмотностью и доверчивостью покупателей пользуются шарлатаны, чтобы продать подчас сомнительные средства. «Им без разницы, они используют любую приставку, любой способ, чтобы заработать деньги», — комментирует Гудилин такое поведение. В качестве примера расскажем о средстве, которое даже запатентовано в Роспатенте. Это «высокодисперсная эмульсия камфоры» Ecado для лечения простатита, реклама которой утверждает что это — «инновационная нанотехнология». «Камфора — это молекула, она меньше наночастицы в миллион раз, перевести ее в наносостояние невозможно, — объясняет Гудилин. — Это все равно что воду называть нановодой и зарабатывать на продаже „живой“ и „мертвой“ воды».

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Яшин считает, что потребительский рынок — последний, где должны присутствовать нанотехнологии. По мнению экс-перта, бизнес зарабатывает на популярной теме, продавая продукты с не очень понятными свойствами: «По крайней мере сейчас, когда влияние нанотехнологий на здоровье человека не исследовано, нужно избегать косметических и других средств с приставкой «нано».

Создается иллюзия внедрения наноразработок в продукты массового потребления, но в этой сфере, по мнению Яшина, совершенно отсутствует надзор.

Государство практически не контролирует регистрацию этих продуктов, — сказал он «Труду-7». — Федеральное законодательство о проверках малого и среднего бизнеса блокирует государ-ственные органы, не позволяя им пресекать деятельность компаний, спекулирующих на «нано».

Так что псевдонанотовары в ближайшее время не исчезнут из магазинов.

Цифры

3 года существует российская государственная корпорация РОСНАНО, созданная для развития нанотехехнологий

167 случаев недобросовестного использование приставки «нано» выявили участники конкурса «Не верь глазам своим!»

130 млрд. рублей — бюджет РОСНАНО, рассчитанный на 5 лет

19 лет назад в Японии создан первый наноматериал — нанотрубки. Их диаметр составлял 20, а длина — около 100 нанометров.

100 нанометров — предельный размер наночастицы, но это формальный критерий, главное, чтобы появлялись новые свойства

Нано проверят

До конца года будет создана организация «Наносертифика», которая будет проводить экспертизу и выяснять, действительно ли тот или иной продукт создан с использованием нанотехнологий. Это система добровольной сертификации продукции, содержащей приставку «нано», которую разработали Госстандарт и Институт современного развития. Процесс сертификации позволяет увидеть, соответствует ли продукт индустриальным требованиям качества и безопасности. Прошедшая экспертизу продукция будет маркироваться знаком соответствия.

Мария Беленькая

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.4 (10 votes)
Источник(и):

Труд-7