Нано из покрышек

5 лет назад 386-й км трассы Москва – Петербург испытали инновациями: уложили наноасфальт. Корреспондент «Деловой Петербург» узнал, насколько роль нано для асфальта формальна.

После пафосных речей премьера Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева о великом инновационном будущем страны и больших перспективах нанотехнологий приставка «нано» стала использоваться везде и всюду: учеными и преподавателями для одобрения грантов, режиссерами в сценарных заявках для получения господдержки, малыми и средними предпринимателями в борьбе за госзаказы. Поэтому, когда госкорпорация «Роснано» позвала на Валдай демонстрировать тот самый 386-й нанокилометр, первая реакция была сильно окрашена в скептические тона. В России кроме валдайского участка наноасфальт укладывали на трассе М29 «Кавказ» 335–336-й км, М4 «Дон» 551–553-й км, на московской улице Нижняя Масловка, на трассе А141 Брянск – Смоленск, в Петербурге на Свердловской наб. и в Нижнем Новгороде на Сормовском шоссе.

Из асфальта в нано

В 2005 г. группа компаний «Новый каучук» (35% акций принадлежит «Роснано») разработала материал «Унирем» (уникальный резиновый модификатор). Добавление этого материала в асфальт позволяет последнему нести модную нынче приставку «нано».

Михаил Лернер, генеральный директор ГК «Новый каучук», рассказал, что материал отсылался за рубеж к семи крупнейшим специалистам по нанотехнологиям и все семь подтвердили, что это «нано» и есть.

Унирем представляет собой сыпучий композиционный материал на основе активного порошка дискретно-девулканизованной резины. В переводе на русский, как пояснил Михаил Лернер, измельченная резиновая крошка из старых покрышек помещается в специальную термокамеру, нагревается до +120°C, в нее добавляются соответствующие химические вещества, и на выходе получается унирем. Модификатор применяется при производстве любых типов асфальтобетонов и добавляется в смеситель асфальтобетонной смеси одновременно с битумом или сразу после введения битума. При этом модификатор составляет примерно 10% от содержания битума.

В развитие производства модификатора унирем инвестируется 1,9 млрд рублей, 1,3 млрд из них выделяет «Роснано».

Наноиспытания

Все 5 лет, что лежал наноасфальт на трассе Петербург – Москва, на нем проводили различные замеры и исследования. И когда стало ясно, что результаты замеров положительны, дорогу решили показать представителям общественности. Нанодорога выглядит чуть темнее, чем обычное асфальтовое покрытие. Кроме того, сложилось впечатление, что на ней отсутствует колейность в принципе. Участок выглядел ровным и ухоженным. Демонстрация самого наноучастка дороги заняла примерно час. На время проведения тестовых замеров перекрыли всего одну полосу дороги, поэтому все пробы приходилось делать в окружении довольно плотного потока машин.

Эффектность полевых работ особенно ощущалась, когда мимо проносились груженые фуры. Сначала участок проверили на ровность по западной методике: с помощью передвижной лаборатории, похожей на «Газель», с двумя оранжевыми колесами позади и блоками обработки информации (об этом смотри подробнее статью Дороги без дураков).

«Газель» пару раз прокатилась по дороге, делая необходимые замеры. После этого мужчина в спецовке с гидравлической отрезной пилой для резки асфальта направился выпиливать из покрытия несколько брусочков. Проезжающие мимо водители с интересом наблюдали за процессом. Видимо, асфальт выпиливался не очень просто – покрытие пришлось пилить аж 3 раза.

В итоге вырезанные прямоугольники отправили в передвижную лабораторию на экспертизу, чтобы выяснить коэффициент плотности и водостойкость. Дело в том, что чем меньше у асфальта плотность, тем менее он водостоек, следовательно, в него попадает больше влаги, которая замерзает зимой и расширяется, тем самым ломая асфальт. Но исследования показали, что плотность у наноасфальта стабильная.

Последнее испытание – тест на сцепление. На дорогу установили прибор для определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием, напоминающий треножник с воткнутой посередине металлической палкой с грузом, закрепленным сверху.

Под треножником вылили небольшое количество воды, сверху сбросили груз, имитирующий момент сцепления колеса с дорогой.

Нельзя сказать, что с участком все идеально, есть несколько трещин, минимальная колея тоже есть, но в пределах нормы. Коэффициент сцепления с дорогой хороший. В целом участок стабилен», – ставит диагноз Денис Оверин, директор инновационно-технического центра системы сертификации «ССДОР».

Бери – не хочу

Мы готовы сделать дорожную систему, срок службы которой увеличится на 30%, она дороже, чем нынешние дороги, но денег на обслуживание будет тратиться значительно меньше. Будет меньший расход бензина, дороги будут обладать большей пропускной способностью», – убеждает Михаил Лернер.

Стоимость 1 т асфальтобетона без унирема составляет 2,9 тыс., с униремом – 3,1 тыс., 1 т асфальта с битумно-вяжущими полимерами стоит 3,9 тыс. рублей.

Михаил сетует на косность мышления дорожников и чиновников. «Нашей компании ничто не мешает развиваться, кроме их косности. Материал новый, еще незнакомый. Подходишь с ним к какому-нибудь дорожнику, а он отказывается материал использовать, говоря, что он 30 лет отработал в отрасли, делал так-то, что с новым материалом ничего у нас не выйдет, потому что этот дорожник на протяжении своих 30 лет так не делал. Это же дикость!» – восклицает он.

На что Михаилу Лернеру робко приводят в пример дороги в Белоруссии, которые в отличном состоянии и безо всяких наноматериалов. Но генеральный директор «Нового каучука» только досадливо отмахивается.

В Белоруссии очень хорошие дороги, потому что там нет движения. Пустите там наше движение, и через несколько недель от их дорог ничего не останется, – отрезает он. – Да над нами иностранцы смеются. Знакомые немцы-дорожники минут сорок смеялись, когда узнали, в какие годы у нас дороги делались и как они ремонтируются».

Нанобудущее

Сейчас ГК «Новый каучук» ведет переговоры о строительстве заводов в Канаде и Мексике, которые, как планируется, будут работать по их технологии. Группа компаний уже владеет заводом в Подольске, который выпускает до 10 тыс. т модификатора в год. Также есть планы открыть производства в Невинномысске и Екатеринбурге.

Старший инвестиционный менеджер госкорпорации «Роснано» Руслан Саркисов отметил, что «Роснано» старается расширить использование наноматериала и с этой целью обращается с предложениями к региональным властям.

Результат от этих обращений пока явно прослеживается: в «Новом каучуке» рассказали, что петербургский КБДХ только рассматривает возможность внесения нового наноматериала в план дорожных работ в 2011 г.

По материалам

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (8 votes)
Источник(и):

1. «Деловой Петербург»:http://www.dp.ru/…iz_pokrishek